Роль Болгарии в распространении Христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы выяснить влияние Болгарии на процесс христианизации Руси. Задачей этой работы является определение:
факторов, способствовавших принятию христианства;
почему именно христианство прижилось на Руси;
насколько важным было это историческое событие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Историография проблемы:

1.1 вопрос о болгарском влиянии в отечественной историографии;

1.2 мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси …………………………………………………………….6

Глава 2. Причины принятия христианства…………………………………....13

Глава 3. Болгарское влияние в период сложения христианского комплекса……………………………………………………………………….. 17

3.1. Переводные книги……………………………………………………19

3.2. Причины заслона «болгарских корней» христианства на Руси «Корсунской легендой»…………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиография

источники……………………………………………………………….…30
литература…………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯКурсовая работа.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ     

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ВПО

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

                Исторический  факультет

                Кафедра  История России до XX века 
                 

Роль  Болгарии в распространении

Христианства  на Руси 
 

Курсовая  работа

по специальности  – История 
 
 
 
 
 
 
 

                                              студентки 2 курса

                                              Шамсиевой Малики

                                              Научный руководитель:

                                              к.и.н., старш. преподаватель 

                                              Матюшко И.В. 
 
 

Оренбург 2009

Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Историография проблемы:

     1.1 вопрос о болгарском влиянии  в отечественной историографии;

     1.2  мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси …………………………………………………………….6

Глава 2.  Причины принятия христианства…………………………………....13

Глава 3.  Болгарское влияние в период сложения христианского комплекса……………………………………………………………………….. 17

     3.1. Переводные книги……………………………………………………19

     3.2. Причины заслона «болгарских корней» христианства на Руси «Корсунской легендой»…………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиография

  1. источники……………………………………………………………….…30
  2. литература…………………………………………………………………36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Крещение  Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей, как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

     Христианство  возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу - прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) - все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций - прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.

     В 1988 году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международную  значимость этого события в истории, ЮНЕСКО приняла решение широко отметить эту дату. В нашей стране и за рубежом проходили встречи, конференции, выставки.

     Нужно признать, что в конце 80-х годов 20 века нельзя было говорить о всеобщем признании христианства. Несколько  поколений воспитанные в неверии, не могли смириться в сопричастности, единства действий церковных организаций и организаций государственных - прежде всего таких, как школа и вуз. Но даже тогда, в преддверии очередного крутого исторического перелома, думающие люди России признавали, что все мы, будь то верующие или неверующие, - соотечественники и все одинаково заинтересованы в благополучии и лучшем будущем нашей Родины. Вот почему разные люди, независимо от их отношения к религии, должны иметь возможность знать о системах ценностей, мировидении, нравственности друг друга.

     На  данном этапе современная действительность XXI века позволяет посмотреть на важное историческое событие, принятие христианства на Руси, не через призму религиозности, как это было до 1917 года, не через повальный атеизм, как в середине XX века, а трезвым взглядом человека свободного от предрассудков в своих суждениях и оценках. Мне кажется, что современному поколению настало время разобраться в отношении его к религии.

     Актуальность  данной темы состоит в том, что  христианизация Древней Руси осуществлялась не только греками, но что самое интересное – болгарами, болгарской церковью и литературой. Вообще христианизация не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси.

     Цель  данной работы состоит в том, чтобы выяснить влияние Болгарии на процесс христианизации Руси. Задачей этой работы является определение:

    • факторов, способствовавших принятию христианства;
    • почему именно христианство прижилось на Руси;
    • насколько важным было это историческое событие.

     Использованная  литература в основном имеет обзорный характер, но объединяет ее то, что описывается как сам факт крещения Руси - неизбежный этап цивилизации, и влияние на этот процесс такого государства как Болгария, а так же историческое значение крещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Историография проблемы

Вопрос  о болгарском влиянии  в отечественной  историографии и  мнения некоторых  отечественных историков  на причины принятия христианства на Руси.

     Для того, чтобы было понятно, что же собой представляла Русь до принятия христианства, и каковы были причины и последствия принятия православия на Руси нам надо обратиться к трудам некоторых отечественных историков, таких как С.Ф. Платонов, Н.М. Карамзин, С.И. Соловьев, а также некоторых современных историков, придерживавшихся, порой различных точек зрения по этому вопросу.

     Несомненно, принятие православия для Руси определило всю ее последующую историю, развитие государственности, самобытной культуры, особенности национального характера  русского народа.

     Земли и народы, объединенные под названием Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его принял великий князь Киевский Владимир Святославович (980-1015 гг.). Есть свидетельства того, что один из русских князей со своими воинами крестился еще в IX в. Существует также предположение, согласно которому именно русов, находившихся под властью хазар, крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарию в 858 г.1 Дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения проложила княгиня Ольга, вдова князя Игоря. Около 955 г. она приняла крещение в Константинополе. Оттуда княгиня привезла греческих священников на Русь. Однако ее сын Святослав не видел нужды в христианстве и чтил старых богов. Заслуга же утверждения православия на Руси принадлежит князю Владимиру, сына Святослава.

     Н.М. Карамзин так пишет о принятии православия и причинах его принятия на Руси: "Скоро знамения веры христианской, принятой государем (Владимиром), детьми его, вельможами и народом, явилось на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том, месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал благочестивый варяг и его сын. Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в различных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XII в. Владимир не хотел, кажется принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знаниях книг божественных, еще в IX в. переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшной новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством".2

     Из  этого отрывка "Истории государства  Российского" видно, что Карамзин, акцентирует внимание на недостаточном просвещении Руси до принятия православия. По его мнению, это главная причина принятия христианства. Политические и экономические причины он не рассматривает или рассматривает, но считает их менее важными. Это и понятно, ведь Н.М. Карамзин представляет нам развитие истории, как усилия отдельных личностей, глав государства с их сильной государственной властью (самодержавием). Такой же точки зрения по этому вопросу придерживается и Д.И. Иловайский в своих "Очерках отечественной истории" и многие другие историки, почитатели и последователи Карамзина, связывавшие принятие христианства с историческими легендами.

     Да, несомненно, христианство принесло на Русь просвещение в виде грамотности  и более высокого уровня распространения письменности в государственных структурах и среди власти на местах, но ведь такое государство, как Древняя Русь, подчинившая почти всю Русскую равнину при предшественниках Владимира, хотя и в условных границах, до этого события только на силе существовать не могло, тем более что оно было уже в те времена многонациональным. Для правильного ведения государственного хозяйства (налогообложение, торговля) требовались грамотные люди, требовалась письменность, грамотность и они существовали, хотя и в незначительной степени, на высшем уровне государства. Здесь то и требовалось максимальное усиление роли государства, его шаткого единства. И христианство, как главная и универсальная в те времена объединяющая сила помогла этому процессу. Но утверждать, что Русь до принятия христианства Владимиром была совершенно варварской и темной страной нельзя.

     Известный специалист по русскому летописанию А.А. Шахматов вообще считал, что крещение Руси произошло еще до княжения Владимира. Ведь еще до него здесь появились церковнославянский язык и болгарская письменность, что отразилось в договорах с греками. Богослужения в церкви св. Ильи так же совершались на болгарском языке духовенством из Болгарии. Русь уже тогда знала христианство через проповедников христианского учения, как из Византии, Болгарии, так и из Рима. Резкого разделения Церквей в то время еще не было.

     Большинство историков подчеркивают насильственный характер крещения Руси. «Многие люд не желавшие креститься убегали в леса, убивали, как и священников, так и своих же сородичей, принявших новую религию».3 Однако было бы ошибкой сводить весь процесс христианизации к насилию со стороны государства. Введение христианства на Руси принципиально отличалось от насильственного крещения язычников Нового Света испанцами или Прибалтики крестоносцами. Распространение новой религии на Руси не являлось упорным насаждением извне чужой культуры; это был закономерный и естественный процесс. Но стоит помнить о том, что старое и отжившее - в данном случае язычество - всегда упорно сопротивляется новому. Добавляя к выше сказанному, по мнению этих ученых крещение Руси князем Владимиром стало завершением крупной настоящей реформы в духовной сфере, сопоставимой по своим политическим последствиям и общему значению для русской истории с преобразованиями Петра Великого. Во-первых, Владимир прочно обосновался, в отличие от своих предшественников, в Киеве и сделал его культурной, духовной и политической столицей государства. Во-вторых, князь стремился политически объединить все союзные славянские племена с помощью общей для всех религии. Характерно, что основы новой веры утвердились на Руси примерно за 100 лет. Норвегии и Швеции на это потребовалось 150 и 250 лет соответственно, хотя и принимали они христианство в одно и то же время.

Информация о работе Роль Болгарии в распространении Христианства на Руси