Роль Болгарии в распространении Христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы выяснить влияние Болгарии на процесс христианизации Руси. Задачей этой работы является определение:
факторов, способствовавших принятию христианства;
почему именно христианство прижилось на Руси;
насколько важным было это историческое событие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Историография проблемы:

1.1 вопрос о болгарском влиянии в отечественной историографии;

1.2 мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси …………………………………………………………….6

Глава 2. Причины принятия христианства…………………………………....13

Глава 3. Болгарское влияние в период сложения христианского комплекса……………………………………………………………………….. 17

3.1. Переводные книги……………………………………………………19

3.2. Причины заслона «болгарских корней» христианства на Руси «Корсунской легендой»…………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиография

источники……………………………………………………………….…30
литература…………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯКурсовая работа.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

     Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа, и дал толчок бурному развитию страны. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на доступном для всех славянском языке. В Западной Европе в то же время утвердились богослужения и чтения на латыни, которыми владела весьма незначительная часть общества. Однако ученые отмечают, что с принятием новой веры изменился гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь и ее служители стремились укрепить политический авторитет князей и предать их власти сакральный "священный" характер. Это так же способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.

     Таким образом, историки придерживаются мнения, что крещение сыграло положительную роль в государственном развитии Руси. Однако есть и другие, нетрадиционные мнения, высказываемые, в частности, историком И. Фрояновым, взгляды которого всегда отличались оригинальностью и даже парадоксальностью. Он считает, что Владимир ввел христианство для того, чтобы сохранить уже разрушавшийся восточнославянский родоплеменной союз и удержать господствующее положение сильного племени полян, прежде всего киевской верхушки. Эту реформу Владимира, по мнению И. Фроянова, нельзя назвать прогрессивной, так как вводилась она для сохранения старых родоплеменных порядков. Язычество между тем не утратило в Древней Руси своей социальной и политической перспективы, а мировоззрение древнерусских христиан И. Фроянов считает в значительной мере языческим. Русь стала христианской лишь формальной. До создания православной державы было еще далеко. Взгляды И. Фроянова в определенной степени созвучны последним выводам российских специалистов по истории языков и культуры, указывающих на своеобразное слияние и смещение языческих и христианских представлений в мировоззрении древнерусского населения.4

     Совсем  радикальных взглядов по этому вопросу  придерживаются группа историков во главе с А.Т. Фоменко, утверждающая что Русь ничего не потеряла, но и не обрела от принятия новой религии. Но это уже другой вопрос.

     Преобладание  христианства не означало полного исчезновения язычества. Пишут иногда о "двоеверии" древнерусского общества. Элементы язычества  сохранялись на Руси на протяжении многих столетий, доходило даже до открытых выступлений языческих жрецов - "волхвов". Но поворот вспять, к язычеству стал невозможным.5

     К сожалению, вопрос о болгарском влиянии  на Русь в  нашей  историографии  разработан  недостаточно. Византия в силу своего огромного культурно-исторического авторитета, подкрепляемого многовековой  религиозно-богословской традицией акцентировать внимание    главным образом на Корсунской версии6 крещения и появления церковной иерархии,   обычно   помещается в центре исследовательского интереса. Между тем вполне резонно предположить, что Владимир пользовался услугами болгарской церкви, что русская церковь первоначально зависела не от Византии, а от болгарского патриархата. Такое положение вещей, по мнению М. Д. Приселкова, могло сложиться из-за чрезмерных претензий   константинопольской церкви, требовавшей от поместных   церквей прямого    подчинения.   Возможно,   Владимир,   опасаясь, что церковное    подчинение    поставит    Киевское государство в зависимость от империи, предпочел иметь дело с болгарским   патриархатом,   который и поставил на Руси первых епископов,    ставших   создавать новую церковную организацию.7

     Еще более возможен другой вариант. Крестившись, Владимир расторг ранее существовавшую связь Киева и Болгарии по линии  церковного сотрудничества и «возвел» русскую церковь к Царьграду. А. А. Шахматов, настаивая на последнем варианте, еще сильнее подчеркивает издавна существовавшую традицию культурного и религиозного взаимодействия двух славянских народов. Христианство, на его взгляд, пришло на Русь из Болгарии. Логика утверждения в этом случае основывается на ряде соображений. Если Владимир крестился не в Корсуни, а в Киеве, на что указывают, в частности, некоторые древнейшие источники, в которых говорится о крещении великого князя в Киеве, т. е. если Корсунская легенда — только легенда, то в древнерусской столице или около нее должна была быть церковь, попы, епископ, назначенные болгарским патриархом, а не константинопольским, так как последний, по условиям договора с Василием II, только добивался крещения «варваров» и поставления своих попов. Отношения же с Болгарией были тесными и древними, о чем свидетельствует и то обстоятельство, что болгары имели доступ к военным тайнам Киева и не однажды выдавали их, предупреждая о предстоящих набегах Руси. Например, под 941 и 944 гг. летопись сообщает о походе Игоря на Царьград и о том, что «болгары послали весть царю, что идут русские на Царьград».8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

Причины принятия христианства

     Ко  времени так называемого крещения Киевская Русь была одной из крупнейших феодальных монархий в Европе, объединявшей около десятка племенных союзов. Свершившиеся крупные социальные преобразования требовали соответствующего идеологического оформления. Христианский монотеизм как раз давал опору идее политического единства, своим авторитетом поддерживал новые феодальные отношения, освящал великокняжескую власть, помогал ее укреплению, повышению международного авторитета. 9

  Древняя Русь двигалась по пути социально-экономических и культурных преобразований, решала конкретные государственные задачи, и вопрос о принятии новой веры был для нее вопросом государственной необходимости. 10

     Многобожие, соответствовавшее исчезавшим родоплеменным  отношениям, не могло обеспечить идеологическую поддержку набиравшего силу феодализма, не способствовало упрочению единовластия киевского князя. Объединенное Владимиром государство включало многие народности, каждая из которых жила своими верованиями. Чтобы политика объединения имела успех, силового давления было мало, требовалась интернациональная религия.

     Тем не менее, христианство обнаружило для  себя на Руси немало благоприятных  предпосылок, среди которых одной  из главных была потребность в  гуманизации отношений между  людьми.

     Причины одного из крупнейших событий древнерусской истории носили социальный характер. Поскольку древнерусское раннефеодальное общество нуждалось в религии, которая бы освящала его порядки, а возможности религиозного производства внутри страны оказались в значительной мере исчерпанными, то вполне естественно, что взоры социальной общности обратились к соседним странам. В конце X в. в такого рода ситуации оказалась и Киевская Русь.

     В 976 г. Византийской империей начал править Василий II. Жаждущий славы, честолюбивый Василий стремился сделать империю могущественным оплотом восточного мира, эллинизма и православия одновременно. Благодаря военной силе, дипломатическим уловкам, умелому администрированию цель во многом оказалась достигнутой. В X в. Константинополь являл собой центр европейской культуры.

     В 986 г. Василий II, пытаясь одолеть давних противников—болгар, вступил в их страну, но был разгромлен при проходе Траяновых ворот на Балканах.

     В 971 г. вспыхнуло первое феодальное восстание  под руководством Варды Фоки. Подавленное, оно возобновилось в еще больших размерах.

     Василий II призвал другого феодала Варду Фоку. Однако понял, что Варда Фока и Варда Склир, бывшие противники, которые теперь пришли к соглашению и, объединив силы, выступили в 987 году против императора.

     Василий II решил прибегнуть к помощи русов. Осенью того же года послы императора прибыли в Киев. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем русов. Они были его врагами, но он просил у них помощи,— сообщает о событиях 80-х годов X в. один из арабских хронистов.— И царь русов согласился на это, и просил свойства с ним». 11

     Был заключен договор, по которому Владимиру  отдавалась в жены императорская сестра Анна. Условия договора требовали, чтобы князь и его народ приняли крещение и оказали императору военную поддержку. Разумеется, главный и основной интерес Василия состоял в том, чтобы заполучить русские войска, крещение же и брак можно было совершить и после.

     Но  византийцы не слишком торопились с исполнением обязательств перед союзной стороной. Принцессы крови никогда еще не выходили замуж за «варварских» князей, даже крещеных. Несколько ранее руки той же Анны просил для своего сына император германский и получил отказ.

     Разгневанный  греческой необязательностью, Владимир быстро собрал войско и двинул «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес.

       После восьмидневных сборов, утешений  царевна, напутствуемая словами  о том, что ее брак будет  способствовать просвещению Русского  государства, навсегда сделает северных соседей друзьями Ромейской державы, отправилась в Тавриду. Там ее ждал князь Владимир, к титулам которого прибавился новый — цесарь (царь, император). В Херсонесе Владимир и Анна обвенчались и весной 988 г. отправились через Крым, Тамань, Азовские земли в обратный путь к Киеву.

     С Корсунской войной связана так называемая Корсунская легенда о крещении Владимира, версии которой представлены в летописях, а также древнейших житиях Владимира. 12

     Но  эта легенда, похоже, была придумана  Корсунским духовенством. Активная роль греков в становлении русской церкви предопределила превращение легенды в официальную церковную версию, которая вытеснила все другие, и прочно обосновалась в летописной традиции. 13

     Уже в 980 г., став великим князем, подчинив все восточнославянские племена и продолжая дальше политику консолидации великокняжеской власти, Владимир начал проводить реформу религиозной жизни, стремясь привести ее в соответствие с теми общественными отношениями, которые складывались на Руси в ходе набиравшего силу процесса ее феодализации. Его первоначальный замысел состоял в том, чтобы упорядочить политеизм, создать единое святилище славянских богов. С этой целью он распорядился преобразовать языческий пантеон, отвести в нем первостепенное значение дружинному богу войны Перуну.

     Важно отметить, так скажем, «археологические корни» с элементами христианства. Процесс, в результате которого христианство оказалось    включенным в социокультурную жизнь восточного славянства, носил   далеко не единовременный характер. Он начал осуществляться в исторически более ранний период, когда не было на  Руси ни церковной  организации,   ни  церковной  иерархии. Искать корни того факта, который именуется «христианизацией» и с которым обычно связывают значительную перемену или даже переворот в духовной и культурной жизни восточных славян, правомерно не только в деяниях Владимира. Новейшие исследования дают основания предполагать, что славяне были знакомы с христианской религией еще в первые века нашей эры. Характер отдельных    захоронений в   так называемой Черняховской культуре (II—IV вв.), когда вместо   трупосожжения применялся обряд простого погребения, побуждает думать о проникновении в славянскую среду элементов христианства от соседних готов. Вопрос о двойственности погребального ритуала еще ждет своего дальнейшего изучения. 14

     Таким образом, принятие христианства было необходимо. Подводя итог выше сказанному, следует отметить причины принятия христианства:

  • необходимость укрепления международного авторитета. Несмотря на обширные территории, при заключении договоров на Русь смотрели как на варвара, т.к. другие страны «клялись одним Богом», а Русь – «списком Богов»;
  • необходимость укрепления власти царя;
  • необходимость объединения страны.
 
 
 

     Глава 3. 

     Болгарское влияние в период сложения христианского комплекса

       Без преувеличения можно утверждать, что одной из важных исторических основ древнерусской культуры рассматриваемого периода были импульсы, шедшие от болгар. Исследователи справедливо отмечают, что без учета роли Болгарии невозможно до конца понять такие важные события истории Древней Руси, как значительное распространение здесь христианства уже в первой половине X в, и почти одновременное с этим развертывание литургии на славянском языке. 15 

     Возникшая около 863 г., т. е. более чем за столетие до окончательного введения христианства на Руси, болгарская церковь быстро набралась сил, вооружилась славянскими переводами библейских и богослуживых книг и уже с 927 г. стала независимой от константинопольского патриарха, управлялась собственным иерархом из болгар. К началу XI в. она насчитывала свыше 30 епархий. Даже после того как болгарское царство пало (1019 г.) и церковное влияние Византии резко возросло, церковь эта еще до 1056 г. избирала себе архиепископа — болгара. 

Информация о работе Роль Болгарии в распространении Христианства на Руси