Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:32, реферат
М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Всем своим самобытным энциклопедизмом, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.
I.Введение
II. М. В. Ломоносов об организации медицинского дела и о подготовке врачей в России
III. М. В. Ломоносов и учение об этиологии
IV. М. В. Ломоносов и медицина
V. Список использованной литературы
медицинских предметов при бдительном надзоре самого М. В. Ломоносова читалась только анатомия.
1762 г. «Учить будет анатомии, начиная от остеологии. По окончании он и я показывать будет в удобное время и прочие той науки части по обыкновению других университетов по средам и субботам пополудни в 4-м часу».
Для лекций А. П. Протасова по анатомии М. В. Ломоносов приказал
«отвесть на Бокове дворе удобный покой, какой г. адъюнктом Протасовым за способный признан будет» (IX, 571).
Регламент Московского
Ломоносова.
Его медицинский факультет
1. Доктор и профессор химии
должен обучать химии
2. Доктор-профессор натуральной истории должен на лекциях показывать разные роды минералов, трав и животных.
3. Доктор и профессор анатомии обучать должен и практически показывать строение тела человеческого на анатомическом театре и приучать студентов к медицинской практике»1.
М. В. Ломоносову не пришлось
увидеть полностью
Стремясь к увеличению числа врачей, М. В. Ломоносов требовал открыть доступ в науку разночинцам. Он прекрасно понимал, что дворянские дети стремятся к чинам и знатности – к тому, чего врачебная и научная деятельность в то время не давала.
Представители же народа, нарождающейся разночинной интеллигенции, такие, как он сам и его ближайшие помощники, и ученики – С. П. Крашенинников, А. П. Протасов, Н. Н. Поповский, бескорыстно тянулись к знанию. Однако регламент академии ставил перед ними непреодолимые препятствия. М. В. Ломоносов горячо восставал против этих ограничений,
фактически отдававших русскую науку на откуп иностранцам. «Во всех европейских государствах, – писал он – позволено в академиях обучаться на своем коште, а иногда и на жалованье всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество ученых людей. А у нас в России при самом наук начинании уже сей источник регламентом по 24 пункту 1 заперт, где положенных в подушный оклад в университете принимать запрещается. Будто бы сорок алтын толь великая и казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого природного россиянина, и лучше выписывать!» (X, 19). Он предлагал открыть доступ в университет для лиц податного сословия, хотя бы для тех, которые могут учиться «на своем коште». Заботясь о подготовке через университет русских врачей, пытаясь, таким
образом, хоть относительно удовлетворить потребность страны в лечебной помощи, М. В. Ломоносова. Полное собрание законов Российской империи. Т. 14, № 10346. Ломоносов этим не ограничивался. Его не удовлетворяло положение, при котором медицинская наука только практически применялась бы в стране. Он стремился к тому, чтобы она и развивалась в России. Всю свою жизнь, борясь «за общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве», М. В. Ломоносов настойчиво добивался того, чтобы Россия имела не только врачей, но и врачей-ученых, докторов и профессоров медицины. «Честь российского народа требует, – утверждал он, – чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» (X, 141 – 142). Он взывал к русским юношам:
«Дерзайте, ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать».
Он горячо обвинял немецких заправил академии – Тауберта и Шумахера – в том, что они ставили препятствия к появлению русских профессоров и адъюнктов из боязни утратить монополию в науке. «Шумахеру, – писал М.В. Ломоносов в 1759 г. – было опасно происхождение в науках и произвождение в профессоры природных россиян, от которых он уменьшения своей силы больше опасался» (X, 46).
М. В. Ломоносов не только негодовал против этого безобразного
положения, но и прилагал все усилия к тому, чтобы подготовить отечественных ученых медиков. Показательны в этом смысле его заботы об обучении медицине академического студента Г. Шпынева. М. В. Ломоносова возмущали препятствия, которые ставились на пути молодежи к науке. Так, среди обстоятельств, характеризующих плачевное состояние академии, М. В. Ломоносов упомянул (1758), что адъюнкт по анатомии М. Клейнфельд «по большей части переводил Бургаву при больных и в науке своей анатомической далее простираться не имел времени» (X, 41).
М. В. Ломоносов прекрасно понимал, что широкая подготовка русских
ученых возможна не за границей, а только в России. Поэтому он настаивал на том, чтобы Академии наук и ее университету было присвоено право «инаугурации», т. е. возведения в ученые степени. М. В. Ломоносов настойчиво хлопотал о предоставлении Петербургскому университету этой привилегии. Он собственноручно составил проект привилегии Академии паук, который собирался вручить императрице на подпись. В этом проекте говорилось: «Дозволяем и повелеваем нашей академии и университету производить нашим именем и указом всех достойных студентов в ученые градусы по примеру европейскому, то есть в юридическом и медицинском факультете в лиценциаты и в доктора, а в философском – в магистры и в доктора...». (X,162 – 163)
Характерно для М. В.
стремлению к демократизации науки и ввел в свой проект следующее отличие («такую отмену») от иностранных правил: «не брать за происхождение в казну нашу ни малейшие платы». Недоброхоты русской науки и русских ученых, вроде Тауберта, всеми силами препятствовали осуществлению требований М. В, Ломоносова, доказывали их бесполезность. Тауберт, например, утверждал, что России не нужны ученые, что доктора, получившие это звание в России, не будут признаны в Европе и т. д.
М. В. Ломоносов, однако, продолжал настаивать, убеждать, хлопотать.
Желание его было уже близко
к осуществлению. Елизавета,
М. В. Ломоносов хотел указать конкретно потребность России в ученых,
перечислить те отрасли народной жизни, которые ждут ученых людей:
«1. Сибирь пространна.
2. Горные дела.
3. Фабрики.
4. Ход севером.
5. Сохранение народа.
6. Архитектура.
7. Правосудие.
8. Исправление нравов.
9. Купечество и сообщение со ориентом.
10. Единство чистая (дружба) веры.
11. Земледельство, предзнание
12. Военное дело. И так безрассудно и тщетно от некоторых речи
произносились: куда с учеными людьми деваться?» (VIII, 683).
Показательно, что и здесь сохранение народа указано на одном из первых
мест. М. В. Ломоносов надеялся, что, добившись права присвоения ученой степени для Академического университета, он сможет в дальнейшем распространить его и на другие университеты, в частности Московский. Хлопоча о присвоении Академическому университету права инаугурации, первым кандидатом для возведения в ученую степень М. В. Ломоносов, вопреки проискам Тауберта, выдвигал своего талантливого ученика – анатома А. П. Протасова, будущего профессора и академика, а тогда адъюнкта Академии наук. Он послал А. П. Протасову в Голландию «ордер», «чтобы, не ставясь там в доктора, ехал в Санкт-Петербург для поставления при инаугурации» (X, 298). Долгожданный день инаугурации, однако, все откладывался и откладывался. Лишь в феврале 1761 г. привилегия Академического университета была утверждена канцлером М. И. Воронцовым. Осталось еще получить подпись императрицы. М. В. Ломоносов неоднократно лично ездил к Елизавете в Петергоф просить о подписании привилегии, но тщетно. В декабре 1761 г. Елизавета умерла, так и не подписав привилегии. Инаугурация университета не состоялась. Речь М. В. Ломоносова не была произнесена. Немецкие заправилы академии, воспользовавшись происшедшей заминкой, отправили вызванного М. В. Ломоносовым из-за границы А. П. Протасова обратно в Голландию и, даже когда он вернулся оттуда доктором медицины, его долго не назначали профессором. Право возводить в ученую степень доктора медицины и 1764 г. было присвоено Екатериной II новосозданному высшему органу медицинского управления в России 11 Медицинской коллегии. Однако Медицинская коллегия, в которой долгое время влиятельное большинство составляли иностранцы, не стремилась осуществлять свое право и в течение нескольких лет никому звания доктора медицины не присвоила. Лишь
в 1768 г., преодолев сопротивление Медицинской коллегии, добился от нее этого звания талантливый русский врач (финн по происхождению) Г. Орреус. Остальные русские врачи, желавшие получить звание доктора медицины, по- прежнему обращались за ним в иностранные университеты.
Право возводить в степень доктора медицины было присвоено Московскому университету лишь в 1791 г. Впервые он использовал это право в 1794 г. Таким образом, мечта М. В. Ломоносова осуществилась лишь 35 лет спустя. Заботясь об увеличении числа врачей, М. В. Ломоносов, тем не менее, сознавал, что силами одних врачей не может быть осуществлено оказание медицинской помощи населению. Возникала настоятельная необходимость в подготовке других медицинских работников, в особенности – акушерок. Анализируя причины медленного прироста населения, М. В. Ломоносов, как уже указывалось, справедливо видел одну из существенных причин этого в гибели детей при рождении, происходящей от неумения повивальных бабок. Трезво оценивая возможности России в 60-х годах XVIII столетия, М.В.Ломоносов понимал, что обучение врачей и повивальных бабок еще очень нескоро удовлетворит огромную потребность в медицинской помощи. Поэтому он
считал
необходимым вооружить все
врачами-разночинцами XVIII века. Она звучит в сочинениях И. И. Лепехина, Д. С. Самойловнча и др. Будучи горячим поборником естественнонаучной пропаганды, в широком смысле слова, популяризации науки, превращения ее в общенародное достояние, М. В. Ломоносов был одним из основоположников санитарного просвещения в России. Здесь следует становиться еще на одном моменте. Борясь с невежеством и суевериями, с «вороженьем и шептаниями», М. В. Ломоносов вместе с тем высоко ценил народную мудрость. Он знал и понимал, что во многих народных приемах врачевания кроется рациональное зерно, что многие обычаи так называемой народной медицины являются плодом многовековых наблюдений, коллективного опыта. Он твердо верил в то, что нужно не только учить народ, но и учиться у народа. Рекомендуя составить популярное руководство по акушерству, М. В. Ломоносов советовал не ограничиваться в качестве ее источников «хорошими книжками о повивальном искусстве», К ним «необходимо должно присовокупить добрые приемы российских повивальных искусных бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих, спросить каждую особливо и всех вообще и, что за благо принято будет, внести в оную книжицу» (VI, 389).
Информация о работе Роль М. В. Ломоносова в развитии медицины и фармации