Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:32, реферат
М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Всем своим самобытным энциклопедизмом, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.
I.Введение
II. М. В. Ломоносов об организации медицинского дела и о подготовке врачей в России
III. М. В. Ломоносов и учение об этиологии
IV. М. В. Ломоносов и медицина
V. Список использованной литературы
Иначе говоря, ни больше, ни меньше, как созвать «съезд» народных
повитух,
расспрашивать их и у них учиться!
М. В. Ломоносов предлагал учиться у народа
не только приемам повивания, но и способам
лечения болезненным. Предлагая составить
на основе сочинений ученых врачей книгу
о лечении детских болезней, М. В. Ломоносов
и здесь напоминает: «Притом не
позабыть, что наши бабки и лекари с пользою
вообще употребляют» (VI, 389). В 1761 г. об этом
мог говорить только М. В. Ломоносов, твердо
верящий в мудрость и творческие силы
своего народа.
III. М. В. Ломоносов и учение об этиологии.
Во многих произведениях М.
В. Ломоносова нашли отражение
представления о природе болезней, о том, что болезни – результат
побуждения души, то М. В. Ломоносов безоговорочно занял другую позицию. Следуя распространенным взглядам своей эпохи, непосредственную причину болезни М. В. Ломоносов видел в «повреждении» соков организма, «жидких материй к содержанию жизни человеческой нужных, обращающихся в теле нашем» (II, 357). Причину же этого «повреждения» он искал не в мистических «движениях души», а в конкретных явлениях внешней среды. Ошибаясь в частностях, он был всегда прав в основном – в признании материальной причины болезней.
Уже в 1741 г. на вопрос «Что за подлинные начала и причины всех
болезней признать надлежит?» ответ был сформулирован следующим образом: «Первейшая причина есть воздух. Ибо искусство показывает довольно, что при влажной к дождю склонной и туманной погоде тело тяжело и дряхло бывает, от безмерно студеной нервы очень вредятся; и иные сим подобные неспособства случаются. Потом едение и питие, которое немочи причиною, быть может, ежели кто оного чрез меру примет... Еще принадлежат к причинам болезней и пристрастия души нашей: понеже довольно известно, что за вред нечаянное испуганье, гнев, печаль, боязнь и любовь нашему телу навести могут». Как видим, среди причин болезней упомянута и «душа», но в совершенно ином смысле: в смысле связи душевной деятельности (нервной деятельности – сказали бы мы сейчас) с деятельностью всего организма. Здесь видно, что М.В. Ломоносов является, по сути, также и родоначальником невропатологии и
психопатологии. Что касается роли воздуха в происхождении болезней, то ее М. В. Ломоносов
касался неоднократно. Очень большое значение придавал он температуре воздуха. Выше было приведено его указание на роль чрезмерной стужи, от которой «вредятся» нервы. Значительно большее значение для возникновения болезней, по М. В. Ломоносову, имеет зной. Зной, по его мнению, расслабляет человека, а главное, способствует гниению воды и пищевых продуктов и появлению эпидемических болезней. Холод же, особенно для привычных к нему русские людей, оказывается более полезным, так как он предотвращает возникающие в знойном климате опасности. Именно в этом М. В. Ломоносов видел преимущество прохода в Индию с севера, предназначающее открытие пути в Индию русским мореплавателям. При путешествии северным путем можно избежать опасностей тропического климата. В этом случае «не опасна долговременная тишина с великими жарами, от чего бы члены человеческие пришли в неудобную к понесению трудов слабость, ни согнитие воды и съестных припасов и рождение в них червей, ниже моровая язва и бешенство в людях. Все сие стужею, которой так опасаемся, отвращено будет. Самое сие больше страшное, нежели вредное препятствие, которое нашим северным россиянам не так пагубно, превратится в помощь» (VI, 424 – 425). Помимо температуры воздуха, решающую роль в происхождении болезней, в частности эпидемических, М. В. Ломоносов придавал другим метеорологическим явлениям – в первую очередь прекращению солнечной радиации, т. е. затмениям солнца. По мнению М. В. Ломоносова, солнце излучает из себя «электрическую силу», благоприятно действующую на живые организмы. Отсутствие этого электричества заставляет растения «ночью спать», а затмение солнца, т. е.
внезапное прекращение («крутое пресечение») действия этой силы на землю вызывает гибель всего живого. Растения вянут («страждут»), среди скота начинается падеж, среди людей – эпидемии, «поветрие». М. В. Ломоносов приводит мнение иностранных авторов, утверждавших, будто «во время
солнечного затмения падают ядовитые росы». Именно в этом он видел причины падежа скота. Что же касается роли затмения в происхождении эпидемий, то он осторожно отмечал: «Время научит, сколько может электрическая сила действовать в рассуждении поветрия» (VI, 398).
Во взглядах М. В. Ломоносова на роль солнечных затмений в происхождении болезней скрестились, с одной стороны, распространенные еще в его время отголоски астральных теорий в эпидемиологии, с другой – гениальное предвидение значения солнечного излучения и связанного с ним электрического состояния атмосферы. Мнение о губительной роли солнечных затмений как о причине эпидемий и внезапных смертей было достаточно распространено в то время.
Любопытную сводку подобных
Электрической силе М. В. Ломоносов приписывал широкое благоприятное влияние на все живое, в частности, целебное воздействие на человека… Одно из его «Прибавлений» к «Волфиянской экспериментальной физике», включенных во второе издание ее перевода (1760), М. В. Ломоносов специально посвятил «электрической силе». Он писал: «В те времена, когда господин Волф писал свою «Физику», весьма мало было знания о электрической силе, которая начала в ученом свете возрастать славою и приобретать успехи около 1740 года». Описав далее опыты образования электричества с помощью электрической машины и связанные с этим опасности, М. В. Ломоносов добавлял: «Но не все таковые опыты столь опасны; есть и приятные и великую надежду к
благополучию человеческому показующие. Например, что электрическая сила, сообщенная к сосудам с травами, ращение их ускоряет; также есть многие примеры, что разные болезни исцелены ею бывают» (III, 439). Об этой же исцеляющей силе электрической машины М. В. Ломоносов упомянул еще раньше (1752) в приведенной выше выдержке из «Письма о пользе стекла».
Преувеличенное представление
силы
на предотвращение эпидемий ошибочно.
Но даже при его неправильности,
для своего времени оно было
прогрессивно, так как
в противовес распространенным
системам, согласно которым
причины болезней лежат в
движениях нематериальной души,
подчеркивало роль материальных
явлений, внешней среды. Признание
роли внешней среды в происхождении
болезней может быть проиллюстрировано
и мыслями М. В. Ломоносова по поводу цинги.
В XVIII веке взгляды на природу и происхождение
цинги были достаточно разноречивы. Наряду
с правильными наблюдениями, связывающими
происхождение этой болезни с недостатком
свежих овощей, имели хождение и совершенно
фантастические представления о цинге
как о проявлении особой «гнилостности
соков» и т. п. М. В. Ломоносов безоговорочно
примкнул к первому направлению, основанному
на опыте врачей и многовековых народных
наблюдениях, и лучшими противоцинготными
средствами считал ягоды, особенно хорошо
ему известную северную морошку, а также
сосновые шишки.
IV.М. В. Ломоносов и медицина.
Великий ученый, поражающий своей разносторонностью даже среди ученых- энциклопедистов XVIII века, М. В. Ломоносов не был чужд и медицине. Интерес к этой крупнейшей отрасли естествознания, в которой находили практическое приложение его философские взгляды и теоретические воззрения, был присущ М. В. Ломоносову на протяжении всей его жизни. Студентом в Марбурге он, как видно из выданных ему свидетельств, посещал лекции на двух факультетах – философском и медицинском. На медицинском факультете его привлекала больше всего химия, которая в то время была неразрывно связана с медициной. Но, слушая химию, он вместе с тем знакомился и с медициной. Медицинский факультет Марбургского
университета состоял в то время всего лишь из двух профессоров. Одним из них был Ю.Г.Дуисинг. Это он выдал впоследствии М. В. Ломоносову
свидетельство, в котором писал, что «благороднейший юноша, любитель философии, Ломоносов, посещал лекции химии с неутомимым прилежанием и большим успехом».
Ю. Г. Дуисинг – не только химик, но и врач. Ему принадлежит ряд работ
специально медицинского характера». Он сумел привить своему ученику любовь и интерес к медицине.
По окончании Марбургского
Специально – или
позволяет предположить творческий характер участия М. В. Ломоносова в создании указанной статьи.
Вторая из тех работ, о
И. Шувалову 1 ноября 1761 г., получившее впоследствии название «О
размножении и сохранении российского народа». Оно содержит в себе такую сокровищницу смелых идей, такое обилие гигиенических указаний, так широко охватывает все стороны жизни и быта России XVIII века, что анализ одного этого произведения дает обильный материал для нашей работы. Нам неоднократно придется обращаться к ней в дальнейшем изложении. Помимо этих двух произведений, отдельные теоретические положения, гигиенические советы, медицинские наблюдения разбросаны по многим сочинениям М. В. Ломоносова, даже весьма далеким от медицины. Пишет ли он «Слово о пользе химии» (1751), он дает в нем обстоятельную и глубокую характеристику медицины как науки; пишет ли стихотворное «Письмо о пользе стекла» (1752), он вспоминает частые болезни, поражающие человека, и роль лекарств; набрасывает ли проект путешествий по северным морям, в котором предсказывает возможность «проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763), он, посвятив специальную главу вопросу «О приготовлении к мореплаванию Сибирским океаном», не забывает упомянуть о заготовке противоцинготных средств. Разрабатывая «Первые
1 А. Купик. Сборник материалов
для истории императорской
2 См. упоминание о некоторых медицинских сочинениях Дуисинга в
Сommentarii de rebus in scientia medicina gestis, 1753, v. III, р. 380,
медицинских сочинений Рюйша, Бургава, Фатера, Гофмана, Шрейбера и др.
основания металлургии или рудных дел» (1763), он намечает основные условия оздоровления труда рудокопов и соответствующего устройства шахт и т. д. На протяжении всего XVIII века в России, как и в других странах, не было
единодушного мнения, к чему причислить медицину – к знанию или умениям, считать ли медицину наукой или искусством, «художеством», выражаясь термином того времени. Русские врачи порой именовали медицину наукой, порой искусством, причем нередко оба эти названия встречались буквально в одной фразе. В «Словаре Российской академии» медицина обозначена как врачебная наука (т. I, стр. 879), а несколькими томами далее находим указание, что «физика необходимо нужна во врачебном искусстве» (т. VI, стр. 486). Число таких примеров можно многократно увеличить, но знакомство с медицинской литературой того времени показывает, что теоретические основы медицины чаще всего признавались наукой, практическое же применение медицинских знаний, врачевание именовалось «врачебным искусством».
Информация о работе Роль М. В. Ломоносова в развитии медицины и фармации