Роль монастырей в культурной жизни Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:03, реферат

Описание

В связи с этим целью настоящей работы является описание роли монастырей и монашества в отечественной истории.

Достижение цели исследования требует решения следующих задач:
определение роли монастырей в развитии русской живописи;
значение монастырей в становлении историографии как науки;
влияние монастырей на развитие литературы и книжного дела.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………......…3

II.Роль монастырей в культурной жизни Руси …………………….........5

2.1 Иконопись ……………………………………………………………..8

2.2. Летопись……………………………………………………………....12

2.3. Книжное дело ………………………………………………………..16

III.Заключение …………………………………………………………....19

IV. Список литературы……………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

реферат по истории.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     Мы  знаем по именам лишь некоторых иноков - иконописцев, резчиков, писателей, зодчих. Тогдашняя культура была в известной степени анонимной, что вообще характерно для средневековья. Смиренные монахи далеко не всегда подписывали свои произведения, также не слишком заботились о прижизненной или посмертной земной славе и мастера-миряне.

     В XV – XVI вв. Троицкий монастырь стал местом создания великолепных икон и произведений прикладного искусства, а также своеобразным учебным центром, где шла подготовка мастеров -- изографов и ювелиров. Троицкие иконы отсылались в другие монастыри и храмы, преподносились в дар иностранным гостям.

     При Колязинском монастыре сложилась  своя ремесленная школа. Колязинские иконописцы, резчики работали и в Тверском Спасо-Преображенском монастыре. В Ипатевском монастыре была создана своя иконописная школа.

     Это была эпоха соборного творчества. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, наш современник, писал об этой эпохе в работе «Опыт народного духа» так: «Дух соборного делания коснулся всех областей творчества. Вслед за политическим собиранием Руси, одновременно с ростом экономических связей различных частей государства началось культурное собирание. Именно тогда умножились произведения житийной литературы, были созданы обобщающие летописные своды, начали сливаться воедино в общерусской культуре достижения крупнейших провинциальных школ в области изобразительного, архитектурного, музыкально-певческого, декоративно-прикладного искусства».

 

     

     2.2. Летопись 

     Оригинальная  русская литература возникла примерно в середине XI века. Многие из древнейших русских произведений не вписывались  в каноны жанров, которые пришил к нам из других стран. Невозможно найти среди переводных произведений точное соответствие жанру русских летописей, «Поучение Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»… И хотя эти произведения не были культовыми, богослужебными, они уже не могли стоять вне христианской традиции, христианской истории, а поступки людей и явления жизни в этих произведениях не могли не проверяться евангельскими заповедями.

     Летопись - жанр древнерусской литературы. Это был один из первых оригинальных жанров русской литературы, а завершилось летописание в XVIII веке, с завершением древнерусского периода литературы. Летописи немного напоминают византийские хроники. Как и хроники - и это исторические повествования о днях прошлых и рассказ о современных событиях. Хроникер, а часто и летописец начинают рассказ с древних библейских времен, с самого начала, от сотворения мира.

     Отличие летописи от хроники состоит в  том, что в хронике события  располагаются по царствованиям, а летописи - по годам. Для летописца важна не продолжительность правлений, а последовательность событий. Каждая летописная статья начинается словами: «В лето…», а затем называется год от сотворения мира и излагаются события этого года.

     В летописи нет сюжетного изображения  событий, нет интриги, нет в целом связного рассказа об истории. Есть только отдельные факты и отдельные рассказы об отдельных же событиях [1; 543].

     «Система  изображения течения исторических событий у летописца есть следствие не «особого мышления», а особой философии истории [7; 545]», - писал Д.С. Лихачев. Летописец описывает весь ход истории, а не соотнесенность событий. Он описывает движение фактов в их массе. Он показывает «суетность» истории.

     В летописи отражались различные формы устной речи. Например, краткие речи, с которыми обращались князья к своим дружинам перед битвой, свидетельствуют об умении в немногих словах выразить емкое содержание ободрения и воодушевления воин.

     Летописец, как правило, монах, не мог жить вне христианского мира, христианской традиции. Конечно, летописец не мог рассказать о событиях прошлого по собственным впечатлениям, поэтому переписывал старые, более ранние летописи и дополнял их рассказами о своем времени. Чтобы труд его не стал непомерно большим, приходилось какие-то события пропускать, другие - пересказывать своими словами. В отборе событий летописец вольно или невольно предлагал свой взгляд, свою оценку истории.

     Крупнейшим  центром летописания XI-XII вв. был  Киево-Печерский монастырь, значительный в те времена очаг русской культуры и просвещения. Летописцы Киево-Печерского монастыря создали обширные летописные своды - драгоценные свидетельства прошлого русской земли.

     Так, древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет». Составил ее монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII века. События летописи разворачиваются между двумя братскими соглашениями, попытками установления любви и мира и нарушении этого согласия. Нестор говорит, размышляет о значительных событиях в истории Руси: о крещении, о войнах, о победах и поражениях, праздниках, скоморохах, кудесниках. Обращается он к народным сказкам, легендам. От поэтических преданий переходит к деловым переговорам Руси с Константинополем, от житийного повествования о Борисе и Глебе - к военной повести.

     Один  из замечательных литературных памятников Киевской Руси - «Печерский патерик», собрание биографий наиболее монахов Киево-Печерского монастыря.

     Ипатьевский свод позаимствовал условное название у одного из монастырей Костромы и хронологически связан с первым десятилетием XV в., но существуют более поздние редакции, известные под разными названиями и иногда существенно различающиеся по содержанию. И тут специалисты выделяют разные ранние источники. Считается, что главной основой стал свод XIII в. созданный в юго-западных русских районах и потому содержащий много сведений о Галицко-Волынском княжестве. В свод включена третья редакция Повести временных лет, а также исторические сведения до 1292 года; до 1200 г это в основном киевские события, а потом галицко-волынские.

     Немаловажную  роль в изучении древней Руси, разумеется, имеют и летописи из других мест; при этом стоит подчеркнуть их исключительное обилие. Летописное искусство развивалось еще веками, вплоть до XVI в., при чем в период раздробления и татаро-монгольского ига география записей сужалась, а их содержание посвящалось местным событиям. Так было в старейших летописных центрах, в Киеве, в Суздале, Галиче, то же произошло в Ростове Суздальском, Пскове и Твери, а потом и в Москве.

     Все это разнообразие тем, событий, жанров служит определенной цели - помогает летописцу  рассказать об истории Руси как пути от тьмы к свету - от язычества к  христианству. На исторические события  летописец смотрит с точки  зрения христианской морали, видит в истории и делах людей борьбу дух начал - света и тьмы, Бога и дьявола.

     Небесное  в летописи едино с земным: к  Богу с молитвой обращается летописец, с Ним чувствует постоянную связь, от Него ждет помощи в труде. Христос присутствует для летописца в каждом миге земного бытия [3; 179].

     Вечное  в летописи дано в аспекте временного. Чем сильнее подчеркивается временность событий, тем больше выявляется их вечный и вневременной смысл. Чем чаще летописец напоминает о быстротечности и мимолетности бытия, тем медленнее и эпичнее летописное изложение. Время подчинено вечности. В летописи все события подчинены ровному и размеренному течению времени [7; 546].

     До XVII века несомненной оставалась для  русского историка зависимость событий земных от высших небесной воли. Но авторы XVII века гораздо реже, чем летописцы прошлых веков, обращаются в своих книгах к событиям библейской истории, проводят с ними параллели, видят связь. И летописные повествования начинают не с давних библейских времен, как раньше водилось, а с событий самого недавнего прошлого. И тем разрушаются прежние правила летописного повествования. А вскоре завершается бытование и самого жанра летописи.

     В новое время отдельно напоминают летописные многотомные истории XVIII-XIX веков, написанные В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, С.М. Соловьевым… Начинают историки рассказ с древних времен Руси, включают в свой труд и известные им летописные рассказы. Но излагают их уже по-своему, исключают вечный план событий - обращение к библейской истории, молитвы, оставляют - временный, проходящий, конкретный. История в их изложении - это чреда безвозвратно промелькнувших событий.

     Историческое  время изображено вне христианского  закона, течет по законам жизни общества. Земная история - история общественная. Человек здесь - в центре исторического движения, успехи и поражения людей не зависят от воли Бога. Распалась связь земного и небесного, вечного и временного. Распался космос древнего летописца, на смену ему пришел иной образ мира - историка нового времени.

     Таким образом, летописание продержалось на Руси и в России очень долго, хотя не вечно. С XVI в. стали развиваться и другие формы исторических записей, но еще в следующем столетии создавались летописи, особенно в Сибири. А в Новгороде они возникали даже в XVIII веке.

 

     

     2.3. Книжное дело 

     Языческие предания в Древней Руси не записывали, а пересказывали друг другу - передавали из уст в уста. Христианское же учение передавалось в книгах. Поэтому с принятием Христианства на Русь пришли книги. Людей необходимо было знакомить с новыми христианскими представлениями о мире и человеке, с новыми толкованиями истории, природы…

     Книги привозили на Русь из христианских стран - Византии, Греции, Болгарии. Древнеболгарский и древнерусский языки были похожи, и Русь могла пользоваться славянским алфавитом, созданным братьями Кириллом и Мефодием.

     Сохранившиеся до нас древнейшие славянские надписи  и рукописи выполнены двумя графическими разновидностями славянского письма. Одна из них - «кириллица», названная в честь Кирилла, вторая - «глаголица» (от старославянского «глагол», т.е. «слово»).

     Книги, бытовавшие на Руси в домонгольский  период, принадлежат к трем большим  группам: богослужебные книги, религиозные  «четьи», полусветская и светская литература.

     При Ярославе Мудром начинают усиленно переводить литературу с греческого языка. Центрами перевода книг были монастыри. Переводятся прежде всего богослужебные книги: служебная месячная Минея (собрание служб в календарном порядке на весь год), Триоди (сборники богослужебных текстов по «пасхальному» циклу), Служебники (сборники текстов, произносимых священнослужителями при богослужениях), Требники (сборники текстов обрядов, совершавшихся при обычных богослужениях вне церкви), Часословы (сборники псалмов и молитв, исполняемые в определенные часы суток). Широко переводились библейские книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь.

     Большой популярностью на Руси пользовались «палеи»: Историческая и Толковая палея, в которых содержался более или  менее полный рассказ ветхозаветной истории начиная от сотворения мира.

     Широко  переводились в монастырях и так  называемая «учительная литература» - сочинения христианских писателей III-XI веков и жития святых. Особой известностью пользовались учения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина.

     Особое  место занимали среди книг апокрифы (греч. «тайные», не всем известные, т.е. такие религиозные произведения, которые не признавались церковью). В апокрифах рассказывалось о происхождении «добра» и «зла», о «конце» мира, «сотворении» мира и человека и т.д. [1; 13]

     Старейшие сохранившиеся русские книги относятся к XI в. Их немногим более двух десятков, большинство из них - богослужебные или религиозно-нравоучительные, шесть Миней, четыре Евангелия, четыре Псалтыря; жития святых, сочинения отцов церкви. Причиной такому небольшому количеству книг явились многочисленные войны. Монастыри, церкви оставались единственной защитой произведений от мародерства.

     Центрами  книжного дела вплоть до XIV века оставались Псков и Новгород. Вскоре появились и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество. Славились своими мастерскими по переписыванию книг монастыри Троице-Сергиев в Москве и Кирилло-Белозерский [1; 17].

     Знаменательным  культурным начинанием монахов Соловецкого  монастыря было связано с собиранием книг. Священоинок (впоследствии игумен) Досифей собирал библиотеку, писал жития Зосимы и Савватия, привлекал к созданию и редактированию рукописей наиболее эрудированных литераторов того времени. Будучи в Новгороде, Досифей заказывал переписывать книги и посылал их на Соловки. Среди книг собранной Досифеем библиотеки - произведения отцов Церкви разных эпох, от Василия Великого и Иоанна Златоуста до Иоанна Дамаскина. Хорошо была представлена в собрании и русская литература, начиная со «Слова о законе и благодати». Досифей впервые на Руси стал помечать книги монастырского собрания особым знаком - экслибрисом. Он содействовал и развитию книжной миниатюры. Создание библиотеки стало делом жизни игумена, внесшего немалый вклад в становление отечественной книжной культуры.

     Кирилло-Белозерский  монастырь был основан в конце XIV века, а уже к концу следующего века его библиотека была самым крупным книжным собранием на Руси. Это засвидетельствовано, в частности, тем примечательным фактом, что в это время новгородский архиепископ, в чьём распоряжении находилась знаменитая библиотека Святой Софии, обращается за её пополнением к белозерским монахам.

Информация о работе Роль монастырей в культурной жизни Руси