Роль монастырей в культурной жизни Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:03, реферат

Описание

В связи с этим целью настоящей работы является описание роли монастырей и монашества в отечественной истории.

Достижение цели исследования требует решения следующих задач:
определение роли монастырей в развитии русской живописи;
значение монастырей в становлении историографии как науки;
влияние монастырей на развитие литературы и книжного дела.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………......…3

II.Роль монастырей в культурной жизни Руси …………………….........5

2.1 Иконопись ……………………………………………………………..8

2.2. Летопись……………………………………………………………....12

2.3. Книжное дело ………………………………………………………..16

III.Заключение …………………………………………………………....19

IV. Список литературы……………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

реферат по истории.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     Под руководством Митрополита Макария  создавался грандиозный литературный свод энциклопедического характера - 12-томных Великих Миней Четьих, вобравших в себя почти все богатство тогдашней русской литературы [6; 276].

     Псково-Печерский  монастырь стал культурным центром. Здесь писалась летопись, переписывались книги, не только церковного, но и исторического содержания, записывались народные песни и сказания. Бережно хранились здесь книги первой московской печати.

     Библиотека  Чудов монастыря, в которой имелось  множество древнерусских редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России [9; 23].

     Потребность в книгах на Руси во времена принятия христианства была очень велика, но книг - мало. Процесс переписки книг был долгим и сложным. Первые книги писались уставом, точнее, рисовались. Слитное письмо появилось лишь в XV веке.

     Следует отметить, что при монастырях стали  создаваться уже мастерские для переписи книг. Владельцы крупных мастерских применяли наемный труд, нанимали писцов со стороны. Вскоре появились профессиональные писцы, отделившиеся от монастырских мастерских. Работали они уже на заказ на городских площадях и получили название «площадные писцы».

     Таким образом, книгопись постепенно отделилась от монастырей. Появилась книжная мануфактура. Однако сочинительство еще сохранялось в стенах монастырей среди монахов и деятелей церкви.

 

     

    1. Заключение
 

     Монахи  и монастыри есть не только в Русской  Православной Церкви, но и в католической, и у буддистов. С монастырскими обителями можно встретиться и в России, и в странах Западной Европы, и в Америке, и в Индии, и в Монголии, и в Китае, и на Тибете.

     Возникшие на Руси со времен принятия христианства, монастыри на протяжении всей многовековой истории были необходимой составляющей частью общественной жизни. Они поддерживали духовное наследие народа, давали необходимый заряд святости обществу. Уединенные обители доказывали, что кроме скоротечной мирской жизни с ее обыденными интересами есть жизнь высокая, духовная, состоящая в приближении к Божеству. Иноки и аскеты, пустынники и подвижники уравновешивали своими духовными трудами ту чашу весов, на которой находились все людские грехи.

     До  появления книгопечатания именно в  монастырских кельях переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли иноческое послушание.

     Одновременно  монастыри выполняли социальный заказ княжеской власти: создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера. Судя по содержанию летописей и стилю их изложения, писали их люди, лишь формально «ушедшие из мира», как того требовал ритуал посвящения в монашество, а фактически находившиеся в самой гуще политических событий, полные «морских» забот и волнений.

     Созидание культуры всегда тесно связано с  ее сбережением, сохранением. Эту двуединую задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри, которые испокон веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг.

 

     

    1. Список литературы
 

     1. Баренбаум И.Е. История книги:  Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Книга, 1984. - 248 с.

     2. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси: факты против легенд и мифов»/ Лениздат, 1986.-465 с.

     3. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская  литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. Сер.: Древнерусская литература в школе. - М.: МИРОС, 1992. - 356 с.

     4. Еремина Т.С. Мир  русских   икон  и  монастырей :  история  ,  предания . М.: МАИК «Наука». 1997. - 602 с.

     5. История Русской Церкви. Книга восьмая. Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917. Ч. 1. /Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996. -799 с.

     6. Карпов А.Ю., Юрьев А.А. Самые  знаменитые святые и чудотворцы  России. - М.: Вече, 2001. - 512 с.

     7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы /Избранные работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 1.-653 с.

     8. Макарий (Булгаков), Метрополит Московский  и Коломинский. История Русской Церкви. Книга вторая. /Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1989. -704 с.

     9. Низовский А.Ю. Самые знаменитые Монастыри и Храмы России. - М.: Вече, 2000. - 464 с.

     10. Словарь русского языка: В 4-х  т. /АН СССР, ин-т русского языка;  Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е  издание, исправленное и дополненное:  Русский язык, 1981-1984. Т. 2 К-О. 1982. -736 с.

Информация о работе Роль монастырей в культурной жизни Руси