Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 14:06, реферат
Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история русской культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России.
Введение 3
1. Крещение Руси – момент культурно-исторического выбора 4
1. 1. Предпосылки принятия Русью христианства 4
1. 2. Причины принятия восточного христианства 5
1. 3. Значение принятия христианства для отечественной
культуры 6
2. Социокультурное своеобразие восточного христианства 8
3. Государство и церковь в истории России
3. 1. Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве 10
4. Православная церковь и армия 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
2.
Соборность. С православием на
русскую почву была перенесена
и идея соборности, под которой
понимается коллективное
Православный
тип человека. Православие, духовно
организуя религиозно-
В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, описывающая конечные судьбы мира в целом и человека. Поэтому русский человек обладает чутким различением добра и зла, подмечает несовершенство земных поступков, нравов, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра. Признавая святость высшей ценностью, он стремится к абсолютному добру, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Вечный поиск идеала - благодатная основа для возникновения различного рода социальных утопий и мифов.
Русский
человек не живет настоящим, а
только прошлым или будущим. В
прошлом он ищет нравственное утешение
и вдохновение своей
Поэтому
если добродетелями западного
3.
Государство и
церковь в истории
России
Западное христианство исторически сложилось как подобие государства в государстве, со своей жесткой иерархией, властным единоначалием, строгой внутриконфессиональной дисциплиной. Отсюда - конкурентная борьба католической церкви с монархами западноевропейских государств за влияние в вопросах экономических, социальных, политических, идеологических. Отношения церкви и светского государства строились в форме последовательного противостояния и взаимоограничения во всех сферах общественной жизни, что способствовало развитию правовой регламентации как светской, так и духовной жизни в Западной Европе.
Высокий
уровень организованности и управляемости
института Римской католической
церкви обеспечивал мобильность
и динамизм церковной политике, быстро
приспосабливающейся к
3. 1.
Особенности отношений
церкви и государства
в восточном христианстве
Восточное христианство сложилось как система независимых друг от друга (автокефальных) патриаршеств, которые находились между собой в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами верующих. Такое рассогласование резко снижало способность церковных властей противостоять власти политической. Поэтому в восточно-христианской традиции отношения церкви и светской власти принципиально отличались от государств Западной Европы.
Это выражалось в следующем:
в православии церковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитарной власти государства. Светская же власть императора, царя или князя рассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей;
православная христианская церковь, прочно опираясь на религиозные традиции раннего христианства, решала все основные вопросы богословской, богослужебной и мирской практики коллегиально, сообща. Соборность выступает как высшая форма церковной и религиозной легитимности.
Отсюда
возникает необходимость
В
целом же церковная община и власть
монарха выступают как
4.
Православная церковь
и армия
Первым в истории нашего отечества, кто ввел традицию освящения русского воинства, был Владимир Мономах. Именно с этого времени, выступая в поход или осаждая город, все воины исповедовались и причащались, и поэтому, они шли бесстрашно на смерть. Сражаясь за отечество, предпочитали не сдаваться в плен и охотно умирали мучениками, будучи убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в царство вечного блаженства. Священнослужители, обслуживающие царский двор, армию и флот, всегда составляли особое звено в церковной организации и в самом духовенстве.
Со времен Мономаха русский патриотизм носил религиозный характер. И церковь во все времена вносила свою лепту в трансформацию веры в патриотическое чувство, что и происходило на протяжении веков во многочисленных войнах и битвах русского народа за свою родину, за правое дело. Нельзя отрицать значение деятельности армейского духовенства в общей совокупности причин высокой воинской доблести русского солдата в Отечественной войне 1812 года, Севастопольской обороне, шипкинской эпопее.
Солдатская масса в XIX веке с лозунгом "За веру, царя и отечество" и армейское духовенство делали, конечно, все возможное, чтобы использовать естественные патриотические чувства народа в интересах самодержавия и церкви Но нельзя сбрасывать со счетов и любовь к родине, истинную в массе своей религиозность русских солдат, выходцев в основном из христианских масс, где особенно сильны традиции православия.
К тому же церковь участвовала в организации медико-санитарной службы, помощи инвалидам, беженцам, поэтому нельзя переоценить роль церкви в экстремальных событиях жизни народа XIX века.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Русская православная церковь, не ограничиваясь патриотическими призывами, приняла самое непосредственное участие в оказании помощи фронту. На собранные по инициативе духовенства в храмах средства была создана танковая колонна имени Александра Невского. Это подняло престиж церкви в глазах советских людей и способствовало усилению ее влияния.
Изменение
ситуации в нашем обществе привело
к тому, что и сегодня в отдельных
частях уже есть священники. Но этот процесс
сближения армии и церкви проходит пока
очень осторожно, хотя наша армия остро
нуждается в идеологии, в укреплении морального
духа, появлении некой национальной идеи,
способствующей укреплению ее рядов.
Заключение
Таков
ретроспективный взгляд на историю
Русской православной церкви, на ее
роль в развитии отечественной культуры,
на взаимодействие и взаимовлияние
культуры в целом и христианства.
Действительное единство Русской земли
во все времена сохранялось
Список использованной литературы
1. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века / Балакина Т.И. / М., 2000
2. Христианство и русская культура / Георгиева Т.С. / М., 2001.
3. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. / Ростов-на-Дону, 2000.
Информация о работе Роль русской православной церкви в истории государства