Роль русской православной церкви в истории государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 14:06, реферат

Описание

Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история русской культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России.

Содержание

Введение 3

1. Крещение Руси – момент культурно-исторического выбора 4

1. 1. Предпосылки принятия Русью христианства 4

1. 2. Причины принятия восточного христианства 5

1. 3. Значение принятия христианства для отечественной

культуры 6

2. Социокультурное своеобразие восточного христианства 8

3. Государство и церковь в истории России

3. 1. Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве 10

4. Православная церковь и армия 12

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Церковь.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

   2. Соборность. С православием на  русскую почву была перенесена  и идея соборности, под которой  понимается коллективное жизнетворчество  и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.

   Православный  тип человека. Православие, духовно  организуя религиозно-нравственный быт русского народа, способствовало усвоению им такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого типа русского человека.

   В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, описывающая конечные судьбы мира в  целом и человека. Поэтому русский  человек обладает чутким различением добра и зла, подмечает несовершенство земных поступков, нравов, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра. Признавая святость высшей ценностью, он стремится к абсолютному добру, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Вечный поиск идеала - благодатная основа для возникновения различного рода социальных утопий и мифов.

Русский человек не живет настоящим, а  только прошлым или будущим. В  прошлом он ищет нравственное утешение и вдохновение своей жизнедеятельности. Постоянный поиск лучшей жизни сочетается у русского человека с неукротимой верой в возможность ее достижения.

   Поэтому если добродетелями западного человека являются энергичность и интенсивность, восточного человека - точная середина, посредственность, бесшумность, то добродетели русского человека - чувство справедливости, пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония. 
 
 
 
 

3.   Государство и  церковь в истории  России 

   Западное  христианство исторически сложилось  как подобие государства в  государстве, со своей жесткой иерархией, властным единоначалием, строгой внутриконфессиональной дисциплиной. Отсюда - конкурентная борьба католической церкви с монархами западноевропейских государств за влияние в вопросах экономических, социальных, политических, идеологических. Отношения церкви и светского государства строились в форме последовательного противостояния и взаимоограничения во всех сферах общественной жизни, что способствовало развитию правовой регламентации как светской, так и духовной жизни в Западной Европе.

   Высокий уровень организованности и управляемости  института Римской католической церкви обеспечивал мобильность  и динамизм церковной политике, быстро приспосабливающейся к меняющимся историческим обстоятельствам и  находившейся лишь в относительной  зависимости от традиций первоначального христианства. 

3. 1.  Особенности отношений  церкви и государства  в восточном христианстве 

   Восточное христианство сложилось как система  независимых друг от друга (автокефальных) патриаршеств, которые находились между  собой в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами верующих. Такое рассогласование резко снижало способность церковных властей противостоять власти политической. Поэтому в восточно-христианской традиции отношения церкви и светской власти принципиально отличались от государств Западной Европы.

   Это выражалось в следующем:

в православии  церковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитарной власти государства. Светская же власть императора, царя или князя  рассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей;

православная  христианская церковь, прочно опираясь на религиозные традиции раннего  христианства, решала все основные вопросы богословской, богослужебной  и мирской практики коллегиально, сообща. Соборность выступает как высшая форма церковной и религиозной легитимности.

   Отсюда  возникает необходимость сильной  централизованной монархической власти, освященной церковными полномочиями. Автокефальный, то есть самостоятельный  статус различных церквей восточного христианства означал их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры. С утверждением самостоятельности московского патриаршества в XV веке церковь на Руси становится существенным орудием централизации, утверждения государственного единства.

   В целом же церковная община и власть монарха выступают как взаимодополнительные факторы цивилизации и культуры на Руси, определившие своеобразие  ее духовности. 

4.  Православная церковь  и армия 

   Первым  в истории нашего отечества, кто  ввел традицию освящения русского воинства, был Владимир Мономах. Именно с этого времени, выступая в поход или осаждая город, все воины исповедовались и причащались, и поэтому, они шли бесстрашно на смерть. Сражаясь за отечество, предпочитали не сдаваться в плен и охотно умирали мучениками, будучи убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в царство вечного блаженства. Священнослужители, обслуживающие царский двор, армию и флот, всегда составляли особое звено в церковной организации и в самом духовенстве.

Со времен Мономаха русский патриотизм носил религиозный характер. И церковь во все времена вносила свою лепту в трансформацию веры в патриотическое чувство, что и происходило на протяжении веков во многочисленных войнах и битвах русского народа за свою родину, за правое дело. Нельзя отрицать значение деятельности армейского духовенства в общей совокупности причин высокой воинской доблести русского солдата в Отечественной войне 1812 года, Севастопольской обороне, шипкинской эпопее.

   Солдатская  масса в XIX веке с лозунгом "За веру, царя и отечество" и армейское духовенство делали, конечно, все возможное, чтобы использовать естественные патриотические чувства народа в интересах самодержавия и церкви Но нельзя сбрасывать со счетов и любовь к родине, истинную в массе своей религиозность русских солдат, выходцев в основном из христианских масс, где особенно сильны традиции православия.

   К тому же церковь участвовала в  организации медико-санитарной службы, помощи инвалидам, беженцам, поэтому  нельзя переоценить роль церкви в  экстремальных событиях жизни народа XIX века.

Во время  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Русская православная церковь, не ограничиваясь патриотическими  призывами, приняла самое непосредственное участие в оказании помощи фронту. На собранные по инициативе духовенства в храмах средства была создана танковая колонна имени Александра Невского. Это подняло престиж церкви в глазах советских людей и способствовало усилению ее влияния.

   Изменение ситуации в нашем обществе привело  к тому, что и сегодня в отдельных частях уже есть священники. Но этот процесс сближения армии и церкви проходит пока очень осторожно, хотя наша армия остро нуждается в идеологии, в укреплении морального духа, появлении некой национальной идеи, способствующей укреплению ее рядов. 

Заключение

   Таков ретроспективный взгляд на историю  Русской православной церкви, на ее роль в развитии отечественной культуры, на взаимодействие и взаимовлияние  культуры в целом и христианства. Действительное единство Русской земли  во все времена сохранялось благодаря цельности русской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви. В течение долгих веков православная церковь определяла стиль, манеры, образ мыслей и чувств русского человека. По-разному складывались отношения государства и церкви. Из полностью самостоятельной церковь постепенно превращалась в институт государства и попадала в полную зависимость от правительства, но всегда сила российской государственности заключалась в опоре на народ, приобретавший благодаря православию особую нравственность, силу духа и необыкновенную мощь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Мировая художественная  культура. Россия IX - нач. XX века / Балакина  Т.И. / М., 2000

2. Христианство  и русская культура / Георгиева  Т.С. / М., 2001.

3. Культурология  / Под ред. Г.В. Драча. / Ростов-на-Дону, 2000.

4. Мир культуры. Основы культурологии / Быстрова А.Н. / Новосибирск: ЮКЭА, 2002

5. История и  культурология. 2-е изд., перераб.  и доп. / Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. и др. / М.: Логос, 2000

Информация о работе Роль русской православной церкви в истории государства