Россия к середине XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

В середине XVI века продолжался процесс объединения российских княжеств в единое государство, расширение границ на Юг, Юго-восток, Восток в результате свержения ордынского ига. Территория увеличилась почти в десять раз, население перевалило отметку в 10 млн. человек и было распределено весьма неравномерно. Наиболее населенными были центральные районы от Твери до Нижнего Новгорода. Росло население городов, Москва к началу века насчитывала более 100 тыс. жителей, Новгород, Псков - более 30 тыс., в других городах число жителей колебалось в пределах 3-15 тысяч;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...2
1. Россия к середине XVI века: административно-территориальное устройство, социально-экономическое и политическое положение…………………………….3

1. Социально-экономическое и политическое положение………………………………………3
2. Административно-территориальное устройство………………………………………………….6
2. Реформы Ивана IV. Опричнина……………………………………………………………………………….9
1. Реформы………………………………………………………………………………………………………………..9
2. Опричнина…………………………………………………………………………………………………………..14
3. Внешняя политика России во второй половине XVI в…………………………………………18
1. Присоединение Казани и Астрахани…………………………………………………………………..18
2. Отношения с Крымским ханством……………………………………………………………………...22
3. Начало Ливонской войны……………………………………………………………………………………23
4. Вступление прибалтийских держав в Ливонскую войну……………………………………23
5. Итоги Ливонской войны……………………………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………………………………………………..…..28

Работа состоит из  1 файл

Социально.docx

— 65.99 Кб (Скачать документ)

На новоприсоединенных землях в основном апробировалась прежняя модель административного устройства. Города становились уездными центрами. Однако опять же государственное «освоение» территории не поспевало за ее ростом. Причин достаточно много: крайне низкая плотность населения, особенно в Сибири, когда воеводы буквально гонялись за кочующими государевыми подданными — ясачным населением; стремление юридически прикрепить податные сословия к. месту жительства; военные угрозы, придававшие административному строительству односторонний, «милитаризованный» характер.В национальных районах сохранялись традиционные формы существования населения (в том числе и формы подчинения и иерархии). Однако в судебно-административном отношении национальная элита контролировалась через воевод центром. Задача воевод сводилась, прежде всего, к требованию своевременной и полной уплаты ясака — материального выражения отношений подданичества.

В XVII веке московские государи продемонстрировали способность к более широкому формату сотрудничества с подданными. Особое государственно-территориальное устройство получила Украина. Она вошла в состав Российского государства на автономных правах. Правительство Алексея Михайловича признало права и вольности Запорожского Войска, особый самоуправленческий статус украинских городов. Упрочившееся в годы национально-освободительной войны деление Украины на полки получило официальное признание. Административно-судебная власть сосредоточивалась в руках полковой старшины, по Украине в целом — в руках гетмана и войсковой старшины. Власть гетмана была ограничена прежде всего в том, что имело отношение к полному суверенитету, — право внешних сношений чеканка монеты. Решение казацкой Рады при выборах гетмана требовало царского утверждения.

В исторической перспективе  гетманщина, предполагавшая особый государственно-административный статус Украины, должна была войти в противоречие с абсолютистскими и имперскими устремлениями московских государей. Немаловажную роль играли здесь и конфессиональные представления. Единое православное царство мыслилось единым во всех отношениях — от церковных обрядов до территориально-административного устройства. В перспективе эти обстоятельства определяли судьбу гетманщины — ее упразднение.Быстрый территориальный рост лишь оттенял недостатки системы государственного управления. Оно оказывалось малоэффективным со всех точек зрения. К этому следует прибавить, что по мере усвоения новых политических идей возрастал уровень требований, предъявляемых к власти и ее институтам. С точки зрения современников, к концу века система управления стала не только малоэффективной, но и устаревшей. 
 

II.  Реформы Ивана IV. Опричнина

  1. Реформы

Реформаторы

Москва завершила  объединение русских земель в  конце XV - начале XVI в. Управлять обширным государством с помощью архаических  институтов и учреждений, сложившихся  в мелких княжествах в период раздробленности, оказалось невозможно. Любое правительство  должно было начать перестройку институтов государственного управления.

Такие реформаторы, как Адашев или Висковатый, были обязаны карьерой не только милостям государя, но еще больше удачной  службе в приказах - новых органах центрального управления.Реформаторы впервые заявили о себе после созыва «собора примирения» 1549 г. Помимо Боярской думы и церковного руководства на этом совещании присутствовали воеводы и дети боярские. Выступая перед участниками собора, 18-летний царь публично заявил о необходимости перемен. Свою речь он начал с угроз по адресу бояр - кормленщиков, притеснявших детей боярских и «христиан», чинивших служилым людям обиды великие в землях. Обличая злоупотребления своих вельмож, Иван возложил на них ответственность за дворянское оскудение.Настала неповторимая, но краткая пора расцвета русской публицистики. Одним из самых ярких публицистов той поры был Иван Семенович Пересветов. Он родился в Литве в семье мелкого шляхтича и исколесил почти всю Юго-Восточную Европу, прежде чем попал на Русь. Проведя многие годы в бедности, он мгновенно оценил благоприятные возможности, связанные с наметившимся поворотам к реформам. Пересветов прибегнул к аллегориям и описал в качестве идеального образца грозную Османскую империю, построенную на обломках греческого царства. Воззрения Пересветова поражали современников своей широтой. Публицист писал, что о поступках людей надо судить по их «правде», ибо «Бог не веру любит, а правду». Он советовал царю быть щедрым к «воинникам» и противостоял против боярского засилья в России.

Судебник 

В 1549 г. «собор примирения»  принял решение о том, чтобы исправить  Судебник «по старине». Приказы приступили к делу немедленно, и к июню 1550 г. Работа была завершена.

В России управление и суд не были разделены и осуществились  одними и теми же лицами - боярами  и волостелями. В суде процветали взяточничество и произвол. Царский  Судебник должен был положить конец  таким порядкам. 

Судебник защищал  «честь» любого члена общества, но штрафы за бесчестье были неодинаковыми. Обидчик должен был платить за бесчестье купца - 50 руб., посадского человека - 5 руб., крестьянина - 1 руб. Судебник устанавливал порядок законодательства в России «с государева доклада и  приговора всех бояр».Составители  Судебника не внесли изменения в  те законы государства, которые определяли взаимоотношения землевладельцев  и крестьян.Новый Судебник ускорил  формирование приказов, расширил функции  приказной бюрократии, несколько  ограничил власть наместников-кормленщиков на местах. Новые статьи Судебника  предусматривали непременное участие  выборных земских властей - старост  и «лучших людей» - в наместничьем суде.Приговор 1549г. невозможно считать  реформой. Он оставлял местнические порядки  в неприкосновенности. Настоящие  реформы начались в 1550г., когда на свет появились новые законы.

Земельная

На Стоглавом соборе правительство открыто поставило  о дальнейших судьбах монастырского  землевладения.В 1551г. Иван IV рассчитывал  провести земельную реформу, опираясь на заволжских старцев. Реформаторам удалось  лишь частично осуществить свои замыслы. В мае 1551г. Был издан указ о  конфискации всех земель и угодий, переданных Боярской думой епископам  и монастырям после смерти Василия  III. Закон запрещал церкви приобретать новые земли без доклада правительству. Власти ввели некоторые ограничения в отношении княжеско-вотчинного землевладения. Князьям запрещалось продавать и отказывать свои вотчины в пользу церкви без особого на то разрешения. Земли, уже переданные монастырям без доклада, подлежали конфискации для последующей раздачи в поместье.

Цель нового законодательства заключалась не в консервации  удельной старины, как полагают некоторые  исследователи, а в расширении фонда  государственной земельной собственности, опоры всей военно-служилой системы  Московского государства.Осуществление  нового земельного законодательства позволило  правительству несколько пополнить  фонд поместных земель за счет церковных  и отчасти княжеских вотчин.Власти довершили реформу податного  обложения, объявив о введении «большой сохи». Размеры этой окладной единицы  определялись сословной принадлежностью  землевладельца. Черносошные крестьяне  оплачивали соху в 500, церковные феодалы - в 600, служилые землевладельцы и дворец - в 800 четвертей «доброй земли». Дворяне  получили ощутимые налоговые льготы по сравнению с духовенством и  особенно с крестьянами.

«Мятеж» в Думе

Когда у царицы родился  сын, Иван поспешил в Троицу, где  монахи окрестили младенца и нарекли  его Дмитрием. Едва кончилась зима и наступили первые весенние дни, Иван занемог «тяжким огненным недугом». В случае кончины царя трон должен был наследовать младенец Дмитрий. Его именем во дворе распоряжались  дядья царевича бояре Романовы.Грозный  оставил приписку к Лицевому своду. Ее можно условно озаглавить как  «Сказание о мятеже».Ближняя дума принесла присягу на имя наследника 11 марта 1553г. Общая присяга всех членов думы была назначена на следующий  день.В письме Курбскому Грозный  прямо приписал А.Адашеву намерение  «извести» младенца царевича. Однако из его летописной приписки следует, что Алексей верноподданнически и без всяких оговорок целовал  крест Дмитрию в первый день присяги.В  первоначальном тексте летописной приписки сразу за речами Шуйского и Ф.Г.Адашева  следовало изложение «царских речей». Грозный будто бы обвинил бояр в том, что они хотят свергнуть  династию. Видя растерянность Захарьиных, Иван IV предупредил их, что враги  умертвят их первыми.Пораженный недугом, Иван не узнавал людей и не мог  говорить.Брат царя вел себя вызывающе  в день общей присяги 12 марта. Будучи приглашен во дворец, он наотрез  отказался присягать младенцу-племяннику и даже угрожал боярину Воротынскому немилостью. Но все члены думы уже  присягнули наследнику.Фактически дело шло к государственному перевороту. Однако царь выздоровел, и династический вопрос утратил остроту.

Реформа центрального управления и организация  приказной системы

Крупнейшей реформой середины XVIв. была реформа центрального управления и организация приказной  системы управления, просуществовавшей  в России петровских времен. В период раздробленности великий князь  поручал решение дел своим  боярам по мере необходимости. Одним  из первых «приказов», превратившихся в постоянное учреждение, было центральное  финансовое ведомство - Казна.

Казначеи ведали Денежным двором, собирали государеву подать в Москве и «дань» в Новгороде, оплачивали военные расходы. Со временем из состава Казны выделились узкофинансовые ведомства вроде Большого прихода. Поземельные дела стал вершить Поместный  приказ, военные дела - Разрядный  приказ, суд - Разбойный приказ.В  числе первых в Москве сформировались приказы, управлявшие княжеским  доменом - собственностью великокняжеской  фамилии. Дворцовый приказ снабжал  дворец и многочисленные царские  резиденции припасами.Начало переустройству приказной системы на новых основах  положила организация Посольского  приказа на первом году реформ.Характерной  чертой системы приказного управления была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения  функций между ними. Наряду с центральными отраслевыми управлениями ( Казна, Посольский, Разрядный, Поместный, Разбойный, Конюшенный, Ямской приказы, приказ Большого прихода ) существовали областные приказы, управлявшие  территориями отдельных земель ( Тверской, Рязанской дворцы ), упраздненными  удельными княжествами ( Дмитровский  и Углицкий дворцы ) и вновь завоеванными землями ( Казанский дворец ). Первыми  в состав думы вошли руководители Казенного приказа - двое казначеев  и хранитель большой государственной  печати - «печатник».Боярская дума контролировала деятельность приказов, периодически посылая туда окольничих и бояр. Она окончательно конституировалась  в высший орган государственной  власти.Реформа центрального аппарата управления повлекла за собой преобразования местного управления - системы кормлений. Текст подлинного приговора думы о кормлениях отсутствует, и о  его содержании можно судить только по его литературному пересказу.Земская  реформа в целом как бы завершила  общую перестройку аппарата государственного управления на новых сословных началах. 
 

Военная реформа

 Летописный рассказ  о преобразовании военно-служилой  системы в 1556г. страдает такими  же противоречиями, что и повествования  о кормлениях. Проблема военной  службы и земельного обеспечения  дворянства оказалась в центре  внимания властей с первых  дней реформы.Реформа свелась  к очередному генеральному смотру  дворянского ополчения, во время  которого служилые люди и «новинки»  получили положенные им поместные  оклады, а «нетчики» лишились  своих земельных владений. Реальное  значение реформы состояло в  том, что власти приравняли  вотчины к поместьям в отношении  военной службы.

При анализе реформы  службы надо иметь в виду, что  Россия не имела ученного «сословия» правоведов и развитой юриспруденции. Законодательные функции Боярской думы и приказных ведомств были ограничены. Источником закона было не право, а  монаршая воля. Реформа опиралась  не на закон с четко разработанными юридическими нормами, а на царские  предначертания.Военная реформа  укрепила вооруженные силы России, а так же подготовила почву  для гражданской войны начала XVII в.

Церковная реформа

Коронация Ивана IV положили начало церковной реформе. С возникновением православного царства появилась  необходимость в едином пантеоне русских святых. 1 февраля 1547г. в столице  собрался Священный собор, рассмотревший  вопрос о канонизации подвижников. В период раздробленности церковь  внутри каждого княжества развивалась  своими путями. У каждой земли явились  свои чудотворцы.

Инициатор реформы  Макарий провел в Новгороде много  лет и сжился с местными святыми. Поэтому среди новых общерусских  чудотворцев преобладали новгородские подвижники.Благодаря реформе русская  церковь обрела больше святых. Церковная  реформа призвана была возвеличить  значение национальной церкви и доказать, что солнце «благочестия», померкшее  в Древнем Риме и Царьграде, с  новой силой засияло в Москве - «третьем Риме».Царь кончил тем, что  отрекся от реформ, над осуществлением которых он трудился вместе с Адашевым в течение многих лет. Разрыв с  советниками стал неизбежным, когда  внутриполитическим расхождениям добавились разногласия в сфере внешних  дел. 
 

  1. Опричнина

Указ  об опричнине

Укрывшись в укрепленной  Александровской слободе, Иван IV направил в Москву гонца Поливанова с грамотами. Одну грамоту гонец вручил митрополиту  Афанасию вместе со списком, «а в нем  писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые  они измены делали и убытки государству  его и до его государьского  возрасту…».В то время как члены  думы и епископы сошлись на митрополичьем  дворе и выслушали известие о  царской на них опале, дьяки собрали  на площади большую толпу и  объявили ей об отречении Грозного.В  Боярской думе оставался князь Александр  Горбатый и некоторые другие бояре, не боявшиеся «прекословить» государю. Ввиду этого Грозный после  отречения испытал смертельное  беспокойство.

Царь избегал эксцессов  на протяжении полугода, пока в тайне  готовил опричнину. Он усыпил подозрения недругов, для которых его отречение  было полной неожиданностью. Благоприятный  момент был упущен. Под давлением  обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством.Когда  царь под предлогом борьбы с заговором  потребовал от бояр чрезвычайных полномочий, они ответили покорным согласием. Для  выработки соглашения с думой  царь оставил в Слободе несколько  бояр, а остальных в тот же день отправил в столицу. На подготовку приговора  об опричнине ушло более месяца. В середине февраля царь вернулся в Москву и представил на утверждение  думе и Священному собору текст приговора.

Информация о работе Россия к середине XVI века