Главный
результат буржуазно-демократической
революции 1905-1907 годов заключался
в том, что верховная власть
была вынуждена пойти на изменение
социально-политической системы
России. В стране сложились новые
государственные институты, свидетельствовавшие
о начале эры парламентаризма. Было достигнуто
некоторое ограничение самодержавия,
хотя у царя осталась возможность принятия
законодательных решений и вся полнота
исполнительной власти.
Говоря
об истории и особенностях российского
парламента, необходимо отметить следующее.
В апреле 1906 года начала заседать 1-я Государственная
Дума. Состав депутатов Думы - 34% кадетов,14%
октябристов, 23% трудовиков (близких к
эсерам), около 4% меньшевиков. Большевики
выборы в Государственную Думу бойкотировали,
а черносотенцы в нее не прошли. Эта Дума
предложила программу демократизации
России: введение ответственности министров
перед парламентом; гарантии гражданских
свобод; установление всеобщего бесплатного
образования; проведение аграрной реформы;
удовлетворение требований национальных
меньшинств; отмена смертной казни; политическая
амнистия участников революции. Ключевым
в Думе стало рассмотрение проектов по
аграрному вопросу кадетов и трудовиков.
Правительство, поддержанное консерваторами,
их отвергло, что усилило его противостояние
с Государственной Думой. Через 72 дня после
открытия Думы царь ее распустил, заявив,
что она не успокаивает народ, а разжигает
страсти.
2-я Государственная
Дума (февраль - июль 1907) оказалась
еще более "левой", чем 1-я. Кадетский
центр имел 19% мест; усилился правый фланг:
10% черносотенцы, 15% октябристы и буржуазно-националистические
депутаты; трудовики, эсеры и социал-демократы
образовали "левый" блок - 222 места,
или 43%. Как и в 1-й Думе, во 2-й центральным
был аграрный вопрос. Проекты принудительного
отчуждения помещичьих земель напугали
правительство. Просуществовав 102 дня,
Дума царским манифестом от 3 июня 1907 года
была распущена.
Указанный
манифест символизировал возникновение
в России новой системы политической
организации государства, получившей
название "третьеиюньская монархия".
В этот период внутреннюю политику правительства
обусловливали объективные постреволюционные
условия. С одной стороны, она была ориентирована
на подавление антисамодержавного движения.
С другой стороны, нельзя было уже не считаться
с уроками революции, которые свидетельствовали
о необходимости проведения реформ для
расширения социальной опоры верховной
власти. В связи с этим во внутренней политике
самодержавия четко прослеживались две
линии: наступление реакции во всех областях
общественно-государственной жизни и
лавирование между разными социальными
силами. Первую линию реализовывали административные
и идеологические мероприятия правительства,
поддержанные ориентированными на власть
средствами массовой информации и церковью.
Вторая линия осуществлялась путем принятия
и реализации новых законодательных актов*.
Возможность
лавирования правительства между
различными политическими силами
обеспечивал избирательный закон,
учрежденный тем же манифестом от 3 июня
1907 года. Основанные на этом законе выборы
в 3-ю Государственную Думу были уже не
всеобщими, а сословными, неравными, непрямыми
и многоступенчатыми, проходившими в обстановке
тотального полицейского сыска и террора.3-я
Государственная Дума работала с ноября
1907 по июнь 1912 года. В нее вошло: 32% "правых"
депутатов; 33% октябристов, которые составили
центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов
и 6% от националистических партий образовали
"левый" фланг. Именно в 3-й Государственной
Думе, просуществовавшей 5 лет, сложился
механизм так называемого парламентского
октябристского "маятника".
В конце
1912 года состоялись выборы в
4-ю Государственную Думу. Ее партийный
состав практически не изменился.
В ней сохранились два большинства:
право-октябристское и октябристко-кадетское.
Однако общественное движение в стране
значительно активизировалось. Оформилась
новая либеральная Прогрессивная партия,
которую возглавили представители монополистического
капитала - А. Коновалов, П. Рябушинский,
С. Третьяков и др. Декларируя программные
цели своей партии, ее лидеры выступали
за конституционно-монархический строй,
расширение властных полномочий Государственной
Думы и усиление ответственности министров
перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное
положение между октябристами и кадетами,
пытались добиться консолидации всех
либералов.
Появление
в России парламента не смогло
полностью снять напряжения во
внутренней политике государства,
центральное место в которой
после революции 1905-1907 годов занимал аграрный
вопрос. Настойчивая попытка его решения
была предпринята П. Столыпиным, назначенным
сначала министром внутренних дел (апрель
1906), а вскоре и председателем Совета министров.
Знаменитая фраза Столыпина во многом
характеризовала суть проводимой им политики:
"Противникам государственности хотелось
бы избрать путь радикализма, путь освобождения
от исторического прошлого России, освобождения
от культурных традиций. Им нужны великие
потрясения, нам нужна Великая Россия!"