Россия в первой четверти XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье»-между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра I, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи. Личная психология Александра, которой больше всего занималась наша историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной и противоречивой; такой казалась она и его современникам, даже близко его знавшим, хотя не всем и не всегда. Прозвали его «северным сфинксом», точно отказываясь разгадать его загадку.

Содержание

Борьба либерального и консервативного направлений во внутренней политике Александра I. Проекты М.М.Сперанского.
Внутренний курс после Отечественной войны 1812 г. Аракчеевщина.
Движение декабристов.

Работа состоит из  1 файл

моё.DOC

— 192.50 Кб (Скачать документ)

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал  на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые, во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды  отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления. Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и  контролирующим органом в системе  государственного управления. Его участие  в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил  право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

Сенат объявлялся верховным  местом империи и наделялся большими правами: 1) власть Сената ограничивалась только императором; 2) Сенат был  верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции; 3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им опубликовывались; 4) Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз, когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами; 5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране; 6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве; 7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону председателем  Сената являлся император. Для надзора  за производством дел и правильностью  выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении  стояли обер-прокуроры. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными  делами ведал Святейший Синод, члены  которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников.

Александр I надеялся с  введением министерской системы  центрального управления навести порядок  и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената.

Становилось, очевидно, что  одними перестановками в бюрократической  машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной  власти, которая активно содействовала  бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

 В 1803 году  было утверждено новое Положение «Об устройстве учебных заведений». Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами,  гимназиями, университетами. В дополнение к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет, один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Первоначально в университете было три факультета, а в 1854-1914 гг. - четыре факультета: историко-филологический, философско-юридический, физико-математический и восточный. С 1860 года в университете действовали курсы для подготовки учителей средней школы. За первые 50 лет существования университета полный его курс окончили свыше 2 тыс. человек.

По Университетскому уставу (1804) все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

25 февраля 1803 года Александр I издал указ "О вольных хлебопашцах". По этому указу помещики, желавшие освободить крестьян, могли освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности с крестьянами. Министр Внутренних дел получил право утверждать соглашения помещиков с крестьянами.

Из этого  дело ничего не вышло. Те, кто больше всех выступал против крепостного права, помещики-якобинцы, вроде графа Строганова, заявлявшего на собраниях Негласного Комитета, что опасность заключается не в освобождении крестьян, а в удержании их в крепостном состоянии,   и   не   подумали    освободить   крестьян.   Только  граф С.П. Румянцев освободил 5000 крепостных. В течение царствования Александра было освобождено добровольно всего лишь около 50000 крестьян. Граф же Строганов, говоривший в Париже во время французской революции, что он мечтает дожить до такой же революции в России и больше всех настаивавший на освобождении крестьян, и не подумал отпустить на волю всех своих крестьян. Но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г.

Крики о необходимости  срочной отмены крепостного права  были только одним из способов расшатывания царской власти со стороны масонов и якобинцев. Вот, дескать, смотрите, как сидящий на троне тиран не желает дать свободу миллионам своих подданных. Это только распаляло страсти масонов, вольтерьянцев и сторонников французской революции против "тирана". С другой стороны, эти крики вызывали вражду к царю среди той части дворянства, которая вовсе не желала расставаться с теми выгодами, которые им давало пользование бесплатным трудом "крещеной собственности". А таких дворян было много между средних и низших слоев дворянства, которые являлись приверженцами православия и сторонниками монархии. Затрагивать интересы этих слоев дворянства и освобождать крестьян против их желания было опасно.

Желание Александра I освободить крестьян наталкивалось  на сложную политическую игру слоев  враждебных монархической власти и на материальные интересы ее убежденных сторонников.

Одного желания  Александра I как можно скорее освободить крестьян было мало. Он должен был считаться  с реальной политической обстановкой  в стране. А она, благодаря расцвету масонства, падению влияния православного и монархического сознания в высших слоях дворянства, в России была очень и очень напряженной.

В Негласном  комитете было высказано предложение  о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми осуществлялась в России в неприкрытых, циничных формах - Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали наряду с прочим товаром, разлучали семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие восточные страны, где до конца своих дней жил на положении раба-чужестранца.

Александр I хотел  пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать  крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это  подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей.

"В первые  шесть лет правления, Александр  I, - как своеобразно выражается  С. Платонов, - ...успел показать, что  он способен к быстрым переменам. Его внутренняя политика не удовлетворила ни людей "бабушкиного века, ни членов интимного комитета; и те и другие увидели, что не владеют волею и настроением Александра и не могут положиться на его постоянство". 

Причиной этого  непостоянства политики было вовсе не непостоянство его характера, как это обычно утверждают, а двойственность его мировоззрения, смешение в его мировоззрении двух враждебных политических доктрин - монархической и республиканской.

Александр I несомненно, желал принести пользу русскому народу. Но все его самые лучшие намерения почти всегда роковым образом оборачивались и против него и против исторических национальных интересов русского народа. Причиной всех его неудач было его мировоззрение - странная противоестественная смесь монархических идей с республиканскими, православия с европейским мистицизмом, либерализма с консерватизмом.

Европейские идеи, которыми он руководствовался, не были тем средством, которые были способны вернуть Россию на ее национальный исторический путь. Болезнь русского государства Александр I старался лечить теми же самыми европейскими идеями, с помощью которых Петр I нарушил органическое развитие русской государственности и русского общества.

То есть, политическим идеалом Александра, когда он был Великим Князем - было уничтожение монархии в России и создание республики. В этом направлении он и начал работать, когда вступил на престол.

Можно ли ожидать  политической пользы для республики от президента, чувствующего склонность к монархической идеологии? Можно ли надеяться, что принесет хорошие политические плоды деятельность монарха, чувствующего пристрастие к республиканскому устройству? Но именно таким монархом и был Александр I, воспитанный швейцарцем Лагарпом в республиканско-демократическом духе. Александр I, колебался в своих политических симпатиях между либерализмом, республиканским строем и стремлением укрепить независимость царской власти, освободив ее от опеки дворянства и масонства.

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, — обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?»

Сперанский  отличался широтой кругозора  и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура- Любой, самый запутанный вопрос в его  изложении приобретал упорядоченную  стройность. В 1809 г. По поручению Александра он составил проект коренных преобразований.

Свой проект коренной реформы общественно-политического  устройства России Сперанский изложил в документе, который назывался «Введение к Уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:

  1. Внести в закон понятие политических и гражданских прав, но не для всех. Крепостным крестьянам, помещичьим рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставить гражданские права. Но, в то время и на Западе еще было далеко до всеобщности гражданских прав, а в Америке существовало рабство. Важно то, что возможность влиять на систему власти получили бы не только высшие, но и средние слои.
  2. Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные местные думы и центральная Государственная дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.
  3. Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди.
  4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а из этого следовала их ответственность перед обществом.

Вся система  государственного управления, по этому  проекту, строилась снизу вверх. Предполагалось, что население будет  выбирать местные думы. Собираясь  раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членов правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего  собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы  (волостная  - в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную). Доказывая необходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россия движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует падение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский не предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношение крестьян с помещиком предполагалось регламентировать законом.

Практически, проект Сперанского предполагал фактическое  преобразование России в конституционную  монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным  органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников.

В основу государственного устройства Сперанский положил принцип  разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Информация о работе Россия в первой четверти XIX века