Россия в первой половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание

Россию в первой половине XIX в. Можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.

Работа состоит из  1 файл

19 век.docx

— 37.80 Кб (Скачать документ)

    Введение.

  Россию в первой половине XIX в. Можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым  сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом  направлении оказалось очень трудно. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.

К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до  Дальнего Востока. Население страны к середине века составило около 74 млн. человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних  землях, и это также накладывало отпечаток на состояние экономики. В это время капиталистические производственные отношения начинают проникают во все сферы экономики, углубляется общественное разделение труда, вырисовывается специализация промышленных и аграрных районов, что приводит к оживлению хозяйственных связей. Хотя рост промышленности и городов требовал увеличения сельскохозяйственного производства и повышения его товарности, сельское хозяйство – главная отрасль экономики России развивалось по-прежнему крайне медленно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Россия  в первой половине 19 века.

  1. Сельское хозяйство.

В первые десятилетия XIX в. разложение феодально-крепостнического строя и складывание в его недрах капиталистического уклада сопровождалось характерными для переходного периода явлениями в социально-экономическом развитии России. Основой экономики страны и в это время оставалось сельское хозяйство. В нем по-прежнему господствовало помещичье хозяйство, основанное на крепостном труде, низкой производительности и технологии труда. Растущие товарно-денежные отношения приводят к тому, что помещики начинают усиленно производить хлеб и другие аграрные продукты на продажу, что вызывает ужесточение феодального угнетения крестьян. Две основные формы крепостнической эксплуатации – барщина и оброк – при экстенсивных формах земледелия доводятся помещиками до предела. Барщина уже заключается не только в работе крепостного крестьянства со своим инвентарем на барской пашне, но и в его труде на крепостной фабрике, а также в выполнении разного рода хозяйственных услуг у помещика. Барщина отнимала у крепостного большую часть его рабочего дня, оставляя крайне мало времени для работы на себя. Вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. наблюдается тенденция к увеличению барщины. К сер. века она занимала в черноземных губерниях 5-6 дней в неделю. Распространилась практика перевода крестьян на “месячину” .

     Такие крепостные уже не вели собственное хозяйство, а получали от помещика лишь скудное пропитание. Усиление феодального гнета вызывало сопротивление крестьян. Они отказывались работать на барщине, вносить оброк, вырубали помещичий лес, поджигали усадьбы, нередко убивали помещиков. С 1801 по 1861 гг. произошло свыше двух тысяч крестьянских выступлений. Подавление некоторых из них проводилось с помощью войск. Крепостное право становилось пороховым погребом под самодержавным государством. Однако и в помещичье землевладение постепенно проникают элементы, характерные для капитализма. Помещики, пытаясь приспособить хозяйства к потребностям рынка, начинают применять сельскохозяйственные машины, новые приемы агротехники, правильные севообороты, вводят более рентабельные культуры: сахарную свеклу, картофель, кукурузу, кунжут. Возникают первые заводы сельскохозяйственного машиностроения.    2.Промышленность.

 Подъем производительных  сил в первую пол.  XIX в. заметнее выразился в промышленности. В 1804 г. насчитывалось 1200 крупных мануфактур с 225 тыс. рабочих, а перед реформой 1861 г. таких предприятий было уже 2800 с 860 тыс. рабочих. В конце 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Ручные станки заменяются машинами с приводом от парового двигателя. Мануфактурное производство постепенно превращается в фабричное. В то же время приходят в упадок те отрасли производства, где по-прежнему господствовали крепостной труд и рутинная техника. Заметным стало отставание суконно-шерстяных мануфактур и металлургических заводов на Урале. Если в XVIII в. Россия занимала первое место в мире по производству чугуна, то к 1860 г. она отошла на восьмое. Еще больший кризис наблюдался в области машиностроения и особенно топливной промышленности. Несмотря на обилие естественных ресурсов, русская промышленность развивалась медленно. В большой стране с огромным населением практически не существовало спроса на фабричные товары. 90% населения жило в деревне, в нищете, удовлетворяя свои потребности собственным натуральным хозяйством.

      В то же время не существовало рынка рабочей силы. Даже наемные рабочие в большинстве оставались оброчными крестьянами, лишь временно отпущенными своими помещиками. Особенно отставала Россия в развитии транспорта – пароходного и железнодорожного.

  3.  Торговля.

Неразвитость кредита  и транспортной сети сдерживали торговое развитие страны. Структура внешней  торговли свидетельствовала об отсталости России, о тенденции постепенного ее превращения в сырьевую базу западноевропейских государств. Лишь в небольшом по объему вывозе в страны Азии преобладали товары собственной промышленности. Внутренняя торговля происходила в форме ярмарок, отличалась медленностью оборотов, отсутствием широкого кредита и другими чертами, обусловленным, феодальным строем России. Кризисные явления в экономике и обществе, с которыми пришла Россия к сер. XIX в., говорили о необходимости широких буржуазных реформ в стране. Без них дальнейшее развитие было невозможно. 
 
 
 
 
 
 

Внутренняя  политика Александра 1.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Михайловском замке в Петербурге был убит Павел 1. В результате этого  последнего в истории России дворцового переворота на престол вступил старший  сын Павла Александр 1 (1801-1825).

      Воцарение Александра было встречено восторженно: оно вызывало надежды. Заявив, что будет править по законам своей бабушки Екатерины Великой, Александр восстановил отмененные Павлом первым Жалованные грамоты дворянству и городам, упразднил орган политического сыска – Тайную канцелярию, вновь разрешил свободный въезд и выезд за границу. Отменил регламентации в быту и одежде, снял ограничения на торговлю с Англией. Молодой император не скрывал своих намерений многое изменить в России. Однако реформировать страну в  духе нового времени невозможно было без советников и помощников. В мае 1801 г. был образован «Негласный комитет», в котором и сосредоточилась вся основная работа по подготовке реформ. Входили в этот комитет друзья императора: графы П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и польский князь А. Чарторыйский.    Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета» (высший совещательный орган), крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий.

        Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского "Введение к уложению государственных законов") Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

         Председателем Государственного  совета являлся Александр I или  один из его членов по назначению  императора. В состав Государственного  совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный  совет не издавал законы, а  служил совещательным органом  при разработке законов. Его  задача — централизовать законодательное  дело, обеспечить единообразие юридических  норм, не допускать противоречий  в законах.

      8 сентября 1802 года был подписан именной  указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

      В  силу целого ряда условий эти  вновь дарованные Сенату права  не могли сколько-нибудь поднять  его значение. По составу своему  Сенат остался собранием далеко  не первых сановников империи.  Непосредственных сношений Сената  с верховною властью не было  создано, и это предопределило  характер отношений Сената к  Государственному совету, министрам  и Комитету министров.

         Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

     С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора  исполнял князь А. Н. Голицын,  бывший с 1816 года также и  министром народного просвещения.

       8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I):

  • иностранных дел,
  • военных сухопутных сил,
  • морских сил,
  • внутренних дел,
  • финансов,
  • юстиции,
  • коммерции
  • и народного просвещения.

      Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

      12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года — «Общее учреждение министерств».

     Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:

  1. внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;
  2. устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;
  3. государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;
  4. устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;
  5. устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

    Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.

    Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.

      В  конце 1808 года Александр I поручил  Сперанскому разработку плана  государственного преобразования  России. В октябре 1809 года проект  под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору.

     Задача  плана — модернизировать и  европеизировать государственное  управление путем введения буржуазных  норм и форм: «В целях укрепления  самодержавия и сохранения сословного  строя».

    Сословия:

  1. дворянство имеет гражданские и политические права;
  2. «среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.
  3. «народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

    Разделение властей:

  • законодательные органы:
  • Государственная дума
  • губернские думы
  • окружные думы
  • волостные думы
  • исполнительные органы:
  • Министерства
  • губернские
  • окружные
  • волостные

Информация о работе Россия в первой половине 19 века