Россия в XIX веке: судьба реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:55, реферат

Описание

В начале XIX века к власти пришел Александр I (1801 - 1825), сын Павла I. Он поддерживал идеалы своей бабушки Екатерины II, их он так же впитал от своего воспитателя швейцарца Ф. Лагарпа, республиканца и демократа по убеждениям.
Вступив на престол, Александр I восстановил, отмененные при Павле I, Жалованные грамоты дворянству и городам. Были запрещены пытки в судопроизводстве и телесные наказания дворян и купцов, помилованы все чиновники и офицеры, пострадавшие при Павле I. Молодой император отменил запрет на выезд за границу, на европейскую одежду и ввоз иностранных книг.
Вокруг царя всегда был круг друзей или Негласный комитет, в него вошли: князь А. А. Чарторыйский, граф П. А. Строгонов, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев. Они придерживались умеренно-либеральных взглядов. За полтора года работы Комитет наметил основные направления преобразований, главными из которых были признаны меры в отношении крепостного права и смягчения деспотизма верховной власти. Практические результаты их деятельности оказались незначительными.

Содержание

Конец XVIII начало XIX вв.: крушение «старого порядка» в Европе и попытки реформ в России в первой половине XIX в.
/правление Александра I, Николая I/.
Реформы Александра II в 60-70 гг. XIX в. в России: причины, суть, итоги. Противоречия либерального процесса.
Победа консерватизма во внутриполитическом курсе российского самодержавия. Контрреформы Александра III и Николая II в конце XIX в., их содержание, цели и последствия.

Работа состоит из  1 файл

реферат по истории.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

 

Кафедра истории и  краеведения.

 

Регистрационный №


Дата регистрации


 

 

Контрольная работа № 1

 

на тему «Россия в XIX веке: судьба реформ».

 

 

 

 

 

 

Студента 1 курса,

группы изобразительного искусства,

факультета технологии и дизайна

Милковой Наталии Александровны,

проживающей по адресу: Кировская обл.,

г. Яранск, ул. Мицкевича, д. 41, кв. 11.

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Машковцева В. А.

 

Оценка:


 

Подпись преподавателя


 

Дата проверки: «      »                         2010 г.

 

 

 

 

г. Киров

2010

 

План.

  1. Конец XVIII начало XIX вв.: крушение «старого порядка» в Европе и попытки реформ в России в первой половине XIX в.

    /правление Александра I, Николая I/.

  1. Реформы Александра II в 60-70 гг. XIX в. в России: причины, суть, итоги. Противоречия либерального процесса.
  2. Победа консерватизма во внутриполитическом курсе российского самодержавия. Контрреформы Александра III и Николая II в конце XIX в., их содержание, цели и последствия.
  3.  
  4. Конец XVIII начало XIX вв.: крушение «старого порядка»

в Европе и  попытки реформ в России в первой половине XIX в.

/правление Александра  I, Николая I/.

В начале XIX века к власти пришел Александр I (1801 - 1825), сын Павла I. Он поддерживал идеалы своей бабушки Екатерины II, их он так же впитал от своего воспитателя швейцарца Ф. Лагарпа, республиканца и демократа по убеждениям.

Вступив на престол, Александр I восстановил, отмененные при Павле I, Жалованные грамоты дворянству и городам. Были запрещены пытки в судопроизводстве и телесные наказания дворян и купцов, помилованы все чиновники и офицеры, пострадавшие при Павле I. Молодой император отменил запрет на выезд за границу, на европейскую одежду и ввоз иностранных книг.

Вокруг царя всегда был круг друзей или Негласный комитет, в него вошли: князь А. А. Чарторыйский, граф П. А. Строгонов, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев. Они придерживались умеренно-либеральных взглядов. За полтора года работы Комитет наметил основные направления преобразований, главными из которых были признаны меры в отношении крепостного права и смягчения деспотизма верховной власти. Практические результаты их деятельности оказались незначительными.

Александр I распустил Негласный комитет, в связи с сопротивлением дворянства. В 1802 г. был издан указ «О правах Сената». Сенат заменил боярскую думу, учрежденную Петром I, и объединил в себе высшую законодательную, исполнительную и судебную власти. Первым шагом к реорганизации государственного аппарата была замена устаревшей системы петровских коллегий системой министерств (1802 - 1811 гг.). Было образовано 8 (позднее 12) министерств, с четко разграниченными функциями: министерство внутренних дел, министерство иностранных дел, министерство финансов, министерство юстиций, министерство народного просвещения и т. д. В отличи от коллегий, министерства управлялись единолично министром. Министерства имели право личного доклада царю, который и утверждал их мероприятия. Учреждение министерств знаменовало собой бюрократизацию управления и, вместе с тем, усовершенствование центрального аппарата управления

Александр I, также провел реформы народного просвещения. В 1804 г. В основу системы образования были положены принципы: бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, большое внимание уделялось развитию высшего образования. Были учреждены уездные училища, губернские гимназии и университеты. Ранее в России  был всего один (Московский) университет. При Александре I было открыто еще пять: Казанский, Харьковский, Петербургский, университеты в Дерпте и Вильно. Страна была разделена на 6 учебных округов с попечителями во главе. По уставу 1804 года университеты получили автономию в выборе ректора и профессорского состава, появился собственный университетский суд. Администрация не вмешивалась в дела университетов. Благодаря образовательным реформам произошел быстрый культурный рост российского общества, появился широкий круг европейски образованного дворянства, в среду которого все больше проникали либеральные идеи.

Значительную роль в  подготовке государственных реформ сыграл юрист М. М. Сперанский. В 1809 году он предоставил проект коренной реформы общественно-политического устройства России. В ней он предложил идею о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом объявлялась Государственная дума, которая руководила сетью волостных и губернских дум. Высшей исполнительной властью обладал император, при котором в качестве совещательного органа учреждался Государственный совет. Сенат становился высшим судебным органом страны. Проект Сперанского является первым шагом к ограничению абсолютной монархии и участию в решении политических вопросов предводителей разных слоев населения. Из всего задуманного реформатором реальным стало лишь учреждение в 1810 г. Государственного совета, как высшего законосовещательного органа при императоре.

Александр I предпринял также некоторые шаги в решении аграрного вопроса, по смягчению крепостничества. В 1801 году был издан указ, разрешавший людям недворянского звания покупку незаселенных земель. Это было начало процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения. Ограничивается продажа крестьян. Было запрещено продавать крестьян на ярмарках «в розницу», т. е. без семьи, без земли, запрещено публиковать объявления об их продаже, запрещалось так же закрепощать вторично. В 1803 году издался указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать своих крепостных на волю с землей за выкуп или по договоренности. За время действия указа было освобождено 2% крепостных.

В 1804 году был проведен начальный этап аграрной реформы в Латвии и Эстонии. Она распространялась на крестьян «дворянохозяев» - пожизненные наследственные арендаторы земли с правом выкупа участка в собственность. Они получили личную свободу, освобождались от рекрутской повинности, телесному наказанию их можно было подвергнуть только по приговору суда. Реформа способствовала созданию в прибалтийской деревне  слою зажиточного крестьянства, прекратились пожалования государственных крестьян помещикам.

Войны 1812 - 1815 годов прервали попытки реформирования, но не остановили их. В 1815 году по решению Венского конгресса в состав России было включено герцогство Варшавское.

Исторически важной фигурой  во времена правления Александра I стал так же А. А. Аракчеев – военный министр России с 1808 по 1810 г. В 1815 г. он стал руководителем Государственного совета и кабинета министров. С его именем связано введение военных поселений. Целью военных поселений был поиск новых форм комплектования армии. С введением военных поселений решалась острая финансовая проблема содержания армии. Часть армии была переведена на самоокупаемость. Солдат нес службу и, занимаясь земледелием, содержал себя. Но такой опыт оказался неудачным. В 1816 г. военные поселения стали создаваться вновь, но теперь солдат армии подселяли к крестьянам (по два солдата на одну семью).

После  1822 года Александр I увлекся мистицизмом и окончательно отошел от государственных дел.

Восстание декабристов 1825 г. привело к открытому противостоянию власти и духовной элиты общества, а его поражение к возрождению идеи полновластия царя, отказа от сотрудничества самодержавия и общества. Полностью отказавшись от попыток изменения государственного строя, Николай I (1825 - 1855) сосредоточил свое внимание на укрепление порядка внутри страны, за счет милитаризации государственного строя. Совершенствовался полицейский аппарат, который должен был осуществлять не только карательные, но и контролирующие функции. 3 июня 1826 года было создано III отделение императорской канцелярии (сама канцелярия учреждена в 1812 году, и занималась делами, представленными на личное рассмотрение императора). Функции нового органа были чрезвычайно широки: от борьбы с фальшивомонетничеством и наблюдения за иностранцами, до политической цензуры для книг и журналов. В 1826 г. издан цензурный устав. Верховный цензурный комитет должен был сообщать о всех запрещенных сочинениях соответствующему начальству, чтобы ставить авторов под надзор полиции.

В 1827 году III отделению был подчинен Корпус жандармов. По всей стране был установлен секретный надзор над деятельностью частных лиц и государственных учреждений. Жесткому контролю подверглись литература и журналистика, являвшиеся, по мнению Николая I, главным рассадником свободомыслия. В 1826 году был опубликован указ о цензуре. Жесткому надзору подверглись и учебные заведения. В 1827 году было запрещено допускать крепостных крестьян в средние и в высшие учебные заведения, а в 1828 издан новый школьный устав, который ликвидировал преемственность между приходскими и уездными училищами и гимназиями. Во всех низших и средних школах были введены телесные наказания, а преподавателей за вольнодумство изгоняли со службы. В 1835 г. был издан новый университетский устав. По нему автономия университета была ликвидирована. Должности ректора и декана формально оставались выборными, но министр народного просвещения мог не утвердить предлагаемую кандидатуру. Университетский суд ликвидирован, жизнь в университетах строго регламентировалась, был усилен надзор за студентами и преподавателями. Все это привело к снижению уровня образованности общества, хотя в университетах был восстановлен предмет философия, и увеличен срок обучения.

В декабре 1826 года был образован  Секретный комитет для проведения реформ в области центрального и местного самоуправления. Комитет разработал проект реформ, предусматривающий некоторое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственный совет становился, прежде всего, органом для обсуждения законопроектов. Сенат делился на два самостоятельных учреждения: Сенат правительствующий, состоящий из всех министерств, - верховный орган государственного управления, и Сенат судебный – высший орган юстиций. Этот же принцип был положен в основу системы местных органов власти. Под руководством М. М. Сперанского, вставшего во главе II отделения императорской канцелярии, была проведена огромная работа по сведению воедино всех законов, изданных с 1649 года. Главная цель кодификации – не вводя новшеств, упорядочить Российское законодательство, обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма. Планировалось, что кодификация пройдет в три этапа. Первый этап предполагал собрание и издание всех законов, начиная с соборного уложения 1649 г. и до конца царствования Александра I по 1825 г. В рамках второго этапа планировалось издание сводов действующих законов без изменений. Третий этап – создание нового свода действующего законодательства, с учетом замены устаревших указов. К 1833 году II отделение издало 51 том «Полного собрания законов Российской империи» позднее 133 тома и 15 томов действующих законов. Но до переработки устаревших норм дело так и не дошло. Император не согласился с основной частью плана Сперанского – с созданием нового юридического кодекса.

Николай I совместно с Комитетом 6 декабря 1826 г. разработал проект сословной реформы. Данный проект не только сохранял сословную иерархию, но и придавал ей еще более резко выраженную форму. Дворянство могло приобретаться только по праву рождения или в силу высочайшего пожалования. Выдвинувшиеся по службе, составляли новое сословие «чиновных граждан». Низшие чиновники, крупные капиталисты, лица окончившие университеты, входили в сословие «именитых граждан». Менее крупные торговцы и промышленники, а в 1832 г. и купцы, ученые, деятели культуры, низшие чиновники составили сословие «почетных граждан». Эти три сословия освобождались от подушной подати, рекрутского набора и телесных наказаний.

После закрытия Комитета 6 декабря 1826 г. один за другим были созданы еще 8 секретных комитетов, которые занимались решением проблемы крепостного права. Николай I с одной стороны понимал, что крепостное право – это зло. С другой стороны, какие-либо изменение в этой сфере могли вызвать междоусобицы.

Наиболее важный вклад в решение  крестьянского вопроса внес генерал-адъютант П.Д. Киселев. В 1837- 1841 гг. он провел реформу государственной деревни, целью которой было поднять благосостояние крестьян и сделать их исправными налогоплательщиками, подать пример помещикам в деле улучшения их управления собственными деревнями, собственными крестьянами. В результате государственные крестьяне получили юридические права. Было усовершенствовано административное управление: оно приобрело четырехступенчатую систему (губерния – округ – воласть – сельское общество). В них учреждались свои ведомства для управления государственными крестьянами. Реформа улучшила наделение крестьян землей, порядок их поселения, налоговую систему, но не в пользу крестьян. Появилось больше надзорных, увеличилось количество налогов, следствием чего стали волнения среди крестьян.

Определенные шаги были сделаны для облегчения участи владельческих  крестьян. С 1827 по 1846 г. ограничено право  помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь, закреплено право крестьян на 4,5 десятины земли на душу, запрещена продажа крестьян отдельно от семьи, четко определены права помещичьего суда.

Крайне неблагоприятно складывалась и международная ситуация. Французская революция 1830 г. и свержение  Бурбонов. Затем восстание в Польше. В 1831 г. восстание было провалено, но страх перед революционными идеями, которые могут проникнуть в Россию, только усилился. Консерватизм Николая I еще больше обострился после европейских революций 1848 г., когда один за другим стали рушиться троны монархической Европы. После этих событий окончательно закрепилась мысль о невозможности отмены крепостного права.

 

  1. Реформы Александра II в 60-70 гг. XIX в. в России: причины, суть, итоги. Противоречия либерального процесса.

Основным препятствием для развития промышленности и сельского  хозяйства, созревания нового экономического уклада было крепостное право. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. – свидетельство глубокого кризиса страны. Быстрое социально-экономическое развитие европейских стран, опасность потери Россией статуса ведущей европейской державы требовали коренной перестройки внутренней жизни страны. Александр II сумел осознать необходимость перемен. Большое влияние на него оказала либерально настроенная верхушка дворянства, лидером которой был брат царя, великий князь Константин Николаевич.

    • Крестьянская реформа.

Подготовка к крестьянской реформе началась с 1857 года. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Основной акт содержал главные условия крестьянской реформы: крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей и промыслами, заключать различные имущественные и правовые сделки, вступать в брак без согласия помещика, от своего имени выступать в суде, переходить в другие сословия и т. д. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, но обязаны были предоставить крестьянам надел земли. Помещичьи крестьяне получили усадьбу и полевой надел в постоянное пользование, от которого не могли отказаться раньше чем через 9 лет. В течение этого срока они должны были по-прежнему платить барщину и оброк. Вся земля, которую получили крестьяне, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки, которую они должны были произвести в течение 49 лет. До совершения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными. В итоге, помещики сохранили за собой лучшие земли и получили на руки огромные денежные суммы. Крестьянство же было, по сути, обезземелено и обложено большими платежами. Лишь с 1906 г. уплата выкупных платежей была прекращена. Юридическая ликвидация крепостничества растянулась в губерниях Центральной России на 22 года, а на окраинах более чем на пол века.

Информация о работе Россия в XIX веке: судьба реформ