Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:55, реферат
В начале XIX века к власти пришел Александр I (1801 - 1825), сын Павла I. Он поддерживал идеалы своей бабушки Екатерины II, их он так же впитал от своего воспитателя швейцарца Ф. Лагарпа, республиканца и демократа по убеждениям.
Вступив на престол, Александр I восстановил, отмененные при Павле I, Жалованные грамоты дворянству и городам. Были запрещены пытки в судопроизводстве и телесные наказания дворян и купцов, помилованы все чиновники и офицеры, пострадавшие при Павле I. Молодой император отменил запрет на выезд за границу, на европейскую одежду и ввоз иностранных книг.
Вокруг царя всегда был круг друзей или Негласный комитет, в него вошли: князь А. А. Чарторыйский, граф П. А. Строгонов, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев. Они придерживались умеренно-либеральных взглядов. За полтора года работы Комитет наметил основные направления преобразований, главными из которых были признаны меры в отношении крепостного права и смягчения деспотизма верховной власти. Практические результаты их деятельности оказались незначительными.
Конец XVIII начало XIX вв.: крушение «старого порядка» в Европе и попытки реформ в России в первой половине XIX в.
/правление Александра I, Николая I/.
Реформы Александра II в 60-70 гг. XIX в. в России: причины, суть, итоги. Противоречия либерального процесса.
Победа консерватизма во внутриполитическом курсе российского самодержавия. Контрреформы Александра III и Николая II в конце XIX в., их содержание, цели и последствия.
Примерно 2/3 территории России господствовали общинные порядки землепользования. Это препятствовало индивидуализации хозяйств, но общину поддерживали почти все. Но длительное сохранение общины стало серьезным тормозом социально-экономического развития страны.
В итоге крестьянской реформы в деревне полным ходом пошло расслоение крестьянства: от разбогатевших крестьян до бедняков. Фабрики и заводы получили постоянный приток дешевой рабочей силы. Всероссийский внутренний рынок стал более емким. Все это привело к развитию промышленного производства.
В целом реформа 1861 года была для России самой важной за всю историю. Она послужила гранью между двумя эпохами: феодализмом и капитализмом.
Ликвидация крепостничества
диктовала необходимость
В 1864 г. была проведена земская реформа, основным правовым документом которой является «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах и губерниях создавалась система органов местного самоуправления. Уездные земские собрания избирались раз в 3 года населением уезда, губернские – формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Преимущество отдавалось дворянам -землевладельцам. Исполнительными органами земств, стали земские управы – уездные и губернские.
Земствам запрещалось
заниматься политической деятельностью.
Они выполняли чисто
Тем не менее, земства имели большое значение. Они наладили статистику по хозяйственным вопросам, культуре и быту, устраивали сельскохозяйственные выставки, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю. Особенно велика их роль в развитии народного образования и здравоохранения. Было построено большое количество школ, на селе появились врачи.
Меньшее значение имела городская реформа 1870 г. Основной документ – «Городовое положение» Городская дума и городской голова вели, прежде всего, хозяйственные дела и играли большую роль в благоустройстве городов, принимали меры по санитарной и противопожарной безопасности, занимались развитием транспорта, жилищного строительства, местной промышленности, торговли, здравоохранения и образования.
Городское управление было поставлено под еще более строгий контроль властей. И все-таки она создавала намного лучшие, чем прежде условия для развития городов. Городские органы, теперь, руководствовались уже не сословными, а общегражданскими интересами горожан.
Из всех реформ с 1861 по 1874 г. наиболее последовательной стала реформа суда. Дореформенный суд был сословным, полностью зависел от администрации. В нем царили тайна судопроизводства, телесные наказания, произвол, продажность и волокита. Отсутствовала адвокатура. В ноябре 1864 г. царем были утверждены новые судебные уставы. Они вводили общий для всех сословий порядок судопроизводства. Важнейшими принципами реформы являлись: независимость суда от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, гласность судебного процесса, состязательность судопроизводства.
В уголовных судах вводится институт присяжных заседателей из населения, которые решали, виновен подсудимый или нет. Для защиты обвиняемых был создан институт адвокатов.
Появилось три типа судов: мировой суд, коронный суд, в который входили окружной суд и судебная палата. Мировой суд рассматривал гражданские иски на сумму до 500 рублей и мелких правонарушений. Единой кассационной инстанцией для всех судов является Сенат. Он мог отменить решение любого суда, кроме Верховного уголовного, назначаемого в исключительных случаях для рассмотрения наиболее важных политических дел. Был введен нотариат и институт судебных следователей.
Непоследовательность
и ограниченность реформы заключалась
в том, что сохранялись особые
суды для крестьян (волостной суд)
и духовенства (консистория). Остался
ведомственный суд и для
Потребности капиталистического развития вызвали изменения в финансовой системе России. В 1863 г. была отменена откупная система, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т. п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система, которая регулировала поступление косвенных налогов в казну, а не в карманы откупщиков. Был учрежден единый Государственный банк России. Увеличились государственные капиталовложения народное хозяйство. Стали привлекаться государственные займы и кредиты (ранее почти не известные). Был упорядочен государственный бюджет: впервые началась публикация государственных расходов и доходов.
Но, все-таки, финансовая политика сохранила общую сословную направленность. Либеральная реформа налогообложения, введение подоходного налога так и не были осуществлены. Крестьяне, мещане и ремесленники продолжали выплачивать феодальную подушную подать. Дворянство, духовенство, купечество от нее были освобождены. Более 50% расходов бюджета шло на содержание армии и государственного аппарата и лишь 9% - на народное образование, медицину, социальное обеспечение.
В 1863 г. университетам возвратили автономию. Новый университетский устав предполагал, что все вопросы университетской жизни (включая присуждение ученых степеней и званий, заграничные командировки ученых, открытие и закрытие кафедр) будут решаться его Советом, а должности ректора, проректора, деканов, профессоров снова становились выборными (как в 1804-1835 гг.). В 1864 г. был утвержден устав гимназии, который ввел принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Купцы, крестьяне, мещане вновь получили право учиться в гимназиях. Все гимназии разделялись на классические и реальные. В классических преподавали древние языки, такие как латынь, греческий. В реальных – математику и естествознание. Классические гимназии считались привилегированными: их выпускники могли поступать в университеты без экзаменов. Женские училища переименованы в женские гимназии. В начале 70-х гг. в России вводится высшее образование для женщин – высшие женские курсы: Лубянские высшие курсы в Москве, высшие медицинские курсы в Петербурге и др.
В 1864 г. было издано «Положение о начальных народных училищах». Положение дало право открывать начальные школы как общественным, так и частным лицам, но с разрешения властей. Теперь разделялось четыре типа школ: министерские, земские, церковноприходские и учрежденные частными лицами.
В 1865 г. была проведена цензурная реформа: отменялась предварительная цензура книг объемом не менее 10 печатных листов и периодических изданий, но только в Петербурге и Москве. На провинциальную печать и массовую литературу предварительная цензура сохранялась.
Более радикальной является военная реформа 1862 – 1874 гг. Ее инициатором выступил Д. А. Милютин, занимавший пост военного министра с 1861 по 1881 г. Он был самым выдающимся из военных министров за всю историю России. При нем были облегчены условия солдатской службы, отменены телесные наказания. Войска были разделены на четыре разряда: регулярная армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска, ополчение. Улучшилась боевая подготовка войск. С 1862 г. началось перевооружение армии нарезным оружием. Было налажено производство стальных артиллерийских орудий. Более современной стала подготовка офицеров. Было создано 15 военных округов, с целью улучшения руководства над войсками.
Главным из военных преобразований стала реформа комплектования армии. 1 января 1874 г. был принят закон, вводивший вместо рекрутских наборов всеобщую воинскую повинность. Раньше воинскую повинность отбывали только податные сословия (крестьяне, рабочие, ремесленники). Сейчас ее должно было отбывать все мужское население, начиная с 20 лет, без различия сословий. Были сокращены сроки военной службы с 25 лет, до 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Лица с образованием служили еще меньше: окончившие вузы – 0,5 года, гимназии – 1,5 года, начальные школы – 4 года. В целом эти преобразования сделали российскую армию значительно боеспособнее, что подтвердилось в ходе русско-турецкой воны 1877- 1878 гг.
Реформы 60-70 гг. вошли
в историю как великие
Процесс реформ был продолжен с приходом в правительство в 1880 г. М. Т. Лорис-Меликова, которому удалось создать центральный орган сословного правительства в лице «временной комиссии» из чиновников и выбранных из общества. «Временная комиссия» - это совещательный орган при государственном Совете. Однако этот процесс был прерван убийством Александра II.
в конце XIX в., их содержание, цели и последствия.
После смерти Александра II в правительстве взяли верх консерваторы во главе с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. В августе 1881 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». На его основе власти могли высылать нежелательных им лиц, закрывать учебные заведения, передавать дела в военный суд, вместо гражданского, приостанавливать периодические издания. Положение просуществовало до 1917 г. Была восстановлена предварительная цензура и усилен административный контроль над прессой. Закрывались демократические и либеральные издания. Новый университетский устав 1884 г. отменил выборность ректоров, деканов и профессоров и сузил автономные права университета. Высшее женское образование было фактически ликвидировано. Указ 1887 г. «о кухаркиных детях» запрещал принимать в гимназии детей из нижних слоев общества. Резко возрастает роль церкви в сфере образования. В 1884 г. принимаются законы, затрудняющие выход крестьян из общин. Одновременно осуществляются меры, направленные на поддержку помещичьего землевладения (создается Дворянский банк с правом выдачи льготных кредитов).
Правительством Александра III принимаются законы, во многом ограничивающие местное самоуправление. Среди них закон 1889 г. о земских начальниках. Он подчинил все крестьянское самоуправление (введенное в 1861 г.) земскому начальнику, который назначался министром внутренних дел, только из потомственных дворян. Все гражданские права крестьян были подчинены воле земского начальника. Он утверждал и смещал лиц крестьянской администрации, мог штрафовать и арестовывать без объявления причин. Мировой суд в деревне был упразднен, и его права перешли к земскому начальнику, соединившему в себе как административную, та и судебную власть. Усиливается дворянское влияние в руководстве земств, более жестким становится контроль над земствами и городскими думами.
Таким образом, контрреформы были направлены на восстановление власти государства над гражданским обществом. Но они не могли остановить быстрое развитие капитализма в России. Переход от феодализма к гражданскому обществу был лишь замедлен. Тем не менее, рост капитализма затруднял дальнейшую модернизацию страны и резко усиливал социальную напряженность в обществе.
Литература.