Россия в XVI – XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:24, реферат

Описание

Целью данного реферата является изучение нрава и быта русского народа в XVI – XVIIвв.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть состояние России в XVI – XVIIвв
Изучить культуру, традиции, нравы, быт русского народа в XVI веке
Изучить быт, культуру, нравы, традиции русского народа в XVII веке

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Россия в XVI – XVII вв. 4
Культура, быт и нравы русского народа в XVI в 9
Культура, быт и нравы русского народа в XVII в 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 49.07 Кб (Скачать документ)

Были написаны сотни других сочинений. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление ественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: события начала века, утверждение во главе государства новой династии, требовали осмысления. Появились многочисленные исторические повести, где представленный материал служил извлечению уроков на будущее.

Наиболее известные исторические сочинения того периода "Сказание" Аврамия Палицына, "Временник" дьяка И. Тимофеева, "Словеса" кн.И.А. Хворостинина, "Повесть" кн. И.М. Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в "Новом летописце" 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд "Синопсис" (т.е. обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли "Степенная книга" - систематизированная история Московского государства, "Царственная книга" - одиннадцатитомная история иллюстрированная история мира, "Азбуковник" - своего рода энциклопедический словарь.

Немало новых тенденций  проникло в литературу, появились  вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться сатирические сочинения на бытовые темы "Повесть  о Шемякином суде", "Повесть  о Ерше Ерошовиче", "Повесть о Горе-Злосчастии" и др. Герои этих повестей пытаются освободиться о религиозных догм, и в тоже время житейские мудрости "Домостроя" остаются непреодолимыми.

Народно-обличительное и  одновременно автобиографическое представляет собой и творчество протопопа  Аввакума. "Житие протопопа Аввакума им самим написанное" с подкупающей  откровенностью рассказывает о мытарствах многострадального человека, посвятившего всю свою жизнь борьбе за идеалы православной веры,. Лидер раскола для своего времени был исключительно талантливым писателем. Язык его сочинений удивительно прост и в то же время выразителен и динамичен "Протопоп Аввакум, - напишет позже Л.Толстой, - ворвался в русскую литературу как буря".

В 1661 г. из Полоцка в Москву приезжает монах Самуил Петровский-Ситнианович. Он становится учителем царских детей, автором од во славу царской фамилии, оригинальных пьес на русском языке "Комедия притча о блудном сыне", "Царь Новохудоносор". Так Россия обрела своего первого поэта и драматурга Семеона Полоцкого.

Был создан придворный театр  в Москве (1672), просуществовавший четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.[3,126c.]

В русских городах и  селах широкое распространение  со времен Киевской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и  Петрушки. Правительство и церковные  власти преследовали скоморошество  за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Существенные изменения  произошли в архитектуре. «Восьмое чудо света» так называли современники деревянный дворец Алексея Михайловича  в Коломенском. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Культовые постройки на русском Севере возводились как из дерева, так из кирпича. Храмы Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Вологды стоят до сих пор.

Основной стиль в архитектуре  XVII в. «нарышкинское» или московское барокко. В этом стиле сооружения Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, дворцы в Сергиевом Посаде, Звенигороде и т.д. образцом каменного гражданского зодчества XVII в. являются гостиные дворы в Архангельске, частично сохранившиеся до наших дней.

Обмирщение искусства  с особой силой проявилось в русской  живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому  изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С.Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи – парсуны (персоны), изображением реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М.В. Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII столетия появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиозное мировоззрение  по-прежнему определяло духовную жизнь  общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551г. Он регламентировал  искусство, утвердив образцы, которым  надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально  провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография  – расположение фигур, использование  определенного цвета и т.п. в  каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского  Кремля, в литературе – сочинения  митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры ( от слова «мирской» - светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в  нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVIIв., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Костомаров, Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа/ Костомаров Н.И. – М.:1993- 301с.
  2. Лаппо-Данилевский, А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII – XVIII вв./ Лаппо-Данилевский А.С. – М.: 1990 – 290c.
  3. Орлов, А. С. История России : учебник/А.С.Орлов, В.А.Георгиев. – М. : Просвещение, 2005. – 520 с.
  4. Россия в XVIв. Воспоминания иностранцев. – Смоленск, 2003
  5. Хрестоматия по истории России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев. – М. : Просвещение, 1996. – 623 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Россия в XVI – XVII вв