Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:24, реферат
Целью данного реферата является изучение нрава и быта русского народа в XVI – XVIIвв.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть состояние России в XVI – XVIIвв
Изучить культуру, традиции, нравы, быт русского народа в XVI веке
Изучить быт, культуру, нравы, традиции русского народа в XVII веке
ВВЕДЕНИЕ 3
Россия в XVI – XVII вв. 4
Культура, быт и нравы русского народа в XVI в 9
Культура, быт и нравы русского народа в XVII в 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Были написаны сотни других сочинений. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление ественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: события начала века, утверждение во главе государства новой династии, требовали осмысления. Появились многочисленные исторические повести, где представленный материал служил извлечению уроков на будущее.
Наиболее известные
Немало новых тенденций
проникло в литературу, появились
вымышленные персонажи и
Народно-обличительное и одновременно автобиографическое представляет собой и творчество протопопа Аввакума. "Житие протопопа Аввакума им самим написанное" с подкупающей откровенностью рассказывает о мытарствах многострадального человека, посвятившего всю свою жизнь борьбе за идеалы православной веры,. Лидер раскола для своего времени был исключительно талантливым писателем. Язык его сочинений удивительно прост и в то же время выразителен и динамичен "Протопоп Аввакум, - напишет позже Л.Толстой, - ворвался в русскую литературу как буря".
В 1661 г. из Полоцка в Москву приезжает монах Самуил Петровский-Ситнианович. Он становится учителем царских детей, автором од во славу царской фамилии, оригинальных пьес на русском языке "Комедия притча о блудном сыне", "Царь Новохудоносор". Так Россия обрела своего первого поэта и драматурга Семеона Полоцкого.
Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.[3,126c.]
В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки. Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.
Существенные изменения произошли в архитектуре. «Восьмое чудо света» так называли современники деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Культовые постройки на русском Севере возводились как из дерева, так из кирпича. Храмы Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Вологды стоят до сих пор.
Основной стиль в архитектуре XVII в. «нарышкинское» или московское барокко. В этом стиле сооружения Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, дворцы в Сергиевом Посаде, Звенигороде и т.д. образцом каменного гражданского зодчества XVII в. являются гостиные дворы в Архангельске, частично сохранившиеся до наших дней.
Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.
Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С.Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи – парсуны (персоны), изображением реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М.В. Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII столетия появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография – расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.
В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.
В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры ( от слова «мирской» - светский).
Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVIIв., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ