Русь феодальная IX-XV в.в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание

Социально – экономическое развитие Древней Руси в IX – XV вв.
Государственно – правовая система Древней Руси в IX – XV вв.
Внешняя политика Руси в IX – XV вв.
Идеологические основы феодальной Руси в IX – XV вв.

Работа состоит из  1 файл

seminary_po_otech_ist_Word.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

4) Охарактеризуйте  особенности социально - экономического  развития России в начале XX века (до 1917 года). В чем специфика российского варианта капиталистической модернизации?

Экономическое развитие России в начале XX в. Сельское хозяйство. Состояние крестьянского и помещичьего  хозяйства: тенденции развития и  трудности. Основные районы землевладения. Сельскохозяйственное производство и техника. Аграрный вопрос. Промышленное развитие России. Крупное и мелкотоварное производство. Торговля, финансы, банки, акционирование капитала, кооперация. Особенности капиталистической модернизации в России. Монополистические объединения. Картели и синдикаты. Создание монополий высшего типа. Высокая степень концентрации производства. Сохранение феодальных пережитков. Роль государства в экономике страны. Перспективы промышленного развития России. Социальная структура российского общества. Формирование классов капиталистического общества. Рабочий вопрос и пути его разрешения. Реформы П.А. Столыпина: цели, ход, противоречия, итоги, оценки историков. Разрушение общины и переселение крестьян. Экономика России накануне первой мировой войны.

 

Семинар 2. Внутренняя и внешняя политика России в XIX –  начала XX вв.

Учебные вопросы:

    • Основные направления реформаторской деятельности правительства Александра I.
    • Основные понятия и особенности николаевской системы.
    • Политическая система России II пол. XIX – нач. XX вв.
    • основные направления внешней политики России XIX – нач. XX вв.

Чтобы проанализировать внутренняя и внешняя  политика России в XIX – начала XX вв. необходимо уделить внимание следующим вопросам:

1) Определите  основные направления реформаторской деятельности правительства Александра I.В чём проявлялось противоречие его политики?

Реформы Александра I (1801 – 1825 гг.). Политика просвещённого абсолютизма. Негласный комитет (1801 - 1803 гг.). «Комитет общественного спасения». Реформа  центральных учреждений. Манифест 8 сентября 1802 года об учреждении Министерств. Комитет министров (1812 г.). Указ «О правах и обязанностях Сената». План государственного преобразования М.М. Сперанского. Государственный совет (1810 г.).

Реформы в области  образования. Положение об устройстве учебных заведений 1803 г. – начало формирования единой системы просвещения. Открытие университетов. Университетский устав. Учебные округа.

Польский эксперимент  – первый опыт конституции в России (содержание Конституции Царства Польского). «Государственная уставная грамота Российской империи» К.К. Новосельцева. Роль правящей бюрократии и передового дворянства в реформационном процессе. Нарастание консервативных тенденций во внутренней политике Александра I: причины и последствия. Военные поселения А.А. Аракчеева. Раскол между правительством и обществом.

2) Сформулируйте  основные положения николаевской  системы.

Политическая реакция  и реформы Николая I. Отказ от западных идеалов. Дальнейшая бюрократизация государственной  и общественной жизни. Третье Отделение Собственной Его императорского величества канцелярии. Ограничение роли Государственного совета. Укрепление опоры самодержавной власти. Кодификация законов. Милитаризация государственного строя. Политика в области культуры и просвещения. Работа Секретных комитетов. Реформа управления государственной деревней 1837-1841 гг.

3) В чём  проявились особенности политического  курса Александра II?

Закрытие Высшего цензурного комитета (1855 г.). Уничтожение ограничений  в университетах. Амнистия декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания. Судебная реформа 1864 г. Реформы местного самоуправления: земская (1864 г.) и городская (1870 г.). Военные реформы – переход к массовой армии современного типа. Реформы в области просвещения. «Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова. Программа деятельности правительства. Политический кризис 1879 – 1881 годов.

4) Определите  особенности политики Александра III. В чем проявилась политика  контрреформ?

Укрепление традиционной христианской и монархической идеологии. Принятие системы государственно-административных мер по пресечению революционной пропаганды и терроризма. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881 г.). Организация Отделений по охране порядка и общественной безопасности. Политика в области просвещения и печати. Контрреформы 80-90-х гг. Рабочее законодательство. Развитие крестьянского законодательства.

5) Охарактеризуйте  политическую систему России  в начале XX века. Как осуществлялась  её трансформация?

Особенности российской политической системы в начале XX века. Роль Государственного совета. Система  местного самоуправления. Издание манифеста 17 октября 1905 года (содержание и значение). Деятельность I и II Государственных  дум. Расстановка политических сил, основные вопросы, рассматриваемые депутатами. Третьеиюньская политическая система: основные черты. Деятельность III и IV Государственных дум. «Октябристский маятник». Формирование прогрессивного блока. Правительственный кризис накануне 1917 г.

Для понимания внешней политики России нужно уделить внимание следующим  вопросам:

6) Выделите  основные направления внешней  политики России в первой половине XIX в.

Место России в системе  международных отношений. Складывание  политических и военных коалиций. Восточный вопрос. Босфор и Дарданеллы – основа безопасности России и экономического развития южных окраин страны. Русско-турецкие отношения. Присоединение Грузии к России (1801 - 1804 гг.) Первая русско-иранская война 1804 - 1813 гг. и её результаты. Русско-турецкая война 1806 - 1812 гг. Бухарестский мирный договор – основа нейтралитета Турции в войне с Наполеоном.

Русско-французские противоречия. Участие России в 3-й и 4-й антинаполеоновских коалициях. Поражение под Аустерлицем. Участие России в войне против Франции 1806 - 1807 гг. Тильзитский мирный договор (1807 г.). Континентальная блокада. Русско-шведская война 1808 – 1809 гг. Отечественная война 1812 г.: этапы, характер, итоги. Заграничные походы русской армии в 1813 - 1815 гг. Венский конгресс. Изменение международного положения России. Система Союзов и роль России в них. Священный союз – основа сохранения монархических династий в Европе.

Поэтапное присоединение  территорий Кавказа к России. Вторая русско-иранская война (1826 - 1828 гг.). Кавказская война 1817 - 1864 гг. Добровольное признание российского подданства и движение сопротивления. Мюридизм. Участие царизма в подавлении венгерской революции. Крымская война (1853 – 1856 гг.): русско-турецкая компания на Дунайском фронте (ноябрь 1853 – апрель 1854 гг.), англо-французская интервенция в Крыму (апрель 1854 – февраль 1856 гг.), боевые операции на Кавказском фронте. Парижский мирный договор.

7) В чем  проявились противоречия внешнеполитического  курса России второй половины XIX – начала XX вв.?

Причины поражения России в Крымской войне и ее последствия для страны. Складывание Российского многонационального государства. Особенности его формирования. Присоединение к России среднеазиатских территорий. Установление протектората над Хивинским ханством (1873г.) и Бухарским эмиратом (1868г.), присоединение Кокандского ханства (1876г.) и туркменских племён. Политика царской администрации в Средней Азии. Национальный вопрос во второй половине XIX века.

«Союз трёх императоров» (1873 г.). Восточный кризис 70-х годов. Панславизм и идеи спасения христианских народов Балкан и Закавказья от мусульманской ассимиляции. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение южнославянских народов от турецкого ига.

Англо-русские противоречия конца XIX века. Тройственный союз (1882 г.). Антанта (1894 г.) Первая международная конференция в Гааге (1899 г.).

8) Охарактеризуйте  внешнеполитический курс России  начала XX века.

Основные направления  внешней политики России в начале XX века. Дальневосточное направление  политики. Строительство КВЖД. Отношение с Китаем, Японией. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. и её итоги. Европейское направление внешней политики России. Окончательное оформление двух военно-политических блоков (Антанта и Тройственный союз). Позиция России. Начало первой мировой войны и вступление в неё России. Цели России в войне. Готовность России в войне. Основные военные компании на восточном фронте

 

Семинар 3. Развитие российского общества и общественно -политической мысли в России в XIX – начала XX вв.

Учебные вопросы:

    • Российское общество в первой половине XIX в..
    • Демократизация общества в пореформенный период.
    • Социальные слои и партии в революционном движении.

Чтобы проанализировать развитие российского  общества и общественно-политической мысли в России в XIX – начала XX вв.необходимо уделить внимание следующим вопросам:

1) Охарактеризуйте  структуру российского общества  первой половины XIX века.

Основные сословия: привилегированные, полупривилегированные, податные. Дворянство. Духовенство. Купечество как особая общественная группа. Корпоративное устройство городского населения. Чиновничество и «почётные граждане». Казачество. Крестьяне: государственные, удельные, владельческие.

Общественно-политическая и духовная атмосфера в российском обществе и национальное самосознание. Единение российского общества в период Отечественной войны 1812 г. Позиция дворянской элиты в отношении общественного устройства после войны. Декабристы. Первые тайные организации. Северное и Южное общества. Программные документы. Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Значение и последствия. П.Я. Чаадаев и концепция культурно-исторического развития России («Философические письма»). Общественное движение 30-50-х гг. Западники и славянофилы: возникновение «охранительной», либеральной и социалистической традиций. Российский радикализм и его особенности.

2) Как повлияла  демократизация общества на его  структуру? Определите роль интеллигенции  в пореформенной России.

Отношение к крепостному  праву в различных социальных слоях. Положение русского крестьянства после реформы 19 февраля 1861 г. Реакция общества на реформы 60-х годов XIX века. Восстание в Польше 1863 г. Демократизация общественной и политической жизни страны: основные противоречия. Особенности российского либерализма середины 50-х - начала 60-х гг. Земское движение 70-х годов. Консерваторы. Формирование отечественного предпринимательства. Складывание гражданского общества в России. Разночинцы. Движение народничества, его идеология и лидеры: П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, С.Г. Нечаев, П.Н. Ткачёв. Проблема отчуждения русской интеллигенции от государства и народа. «Хождение в народ». Раскол в «Земле и воле». Убийство императора Александра II. Кризис революционного народничества. Либеральные идеи.

Консервативное движение. «Священная дружина». Рабочее движение. Первые забастовки. Распространение марксистских идей в России. В.Г. Плеханов. Группа «Освобождение труда». Д.Н. Благоев, Н.Е. Федосеев, В.И. Ульянов (Ленин). «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Общероссийская перепись населения 1897 г. и её результаты.

3) Определите  значение различных социальных  слоев и партий в революционном  движении.

Отношение общества к  русско-японской войне. Массовые забастовки в Петрограде накануне первой русской  революции. Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.). Правительственный, либерально-буржуазный, революционно-демократический лагерь. Становление многопартийной системы: социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы, черносотенцы (программы, лидеры, тактика). Система выборов в Государственную думу. Первая мировая война как кризис общественного развития: кризис в духовной, нравственной и религиозной сферах. Рост социальной напряженности. Политический кризис в условиях первой мировой войны. Российские партии 1917 года. Консерваторы. Либеральная оппозиция. Деятельность земского и городского союзов. Образование думского «Правительственного блока» и его программы. Назревание революционного кризиса. Февральские события 1917 года.

 

 

РАЗДЕЛ V. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В 1917 – 1953 ГГ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ  ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Отечественная история в 1917 – 1930 – х годах.

Учебные вопросы:

        1. Социально – экономическое развитие в 1917 – 1930 – х годах.
        2. Развитие политической системы. Тоталитаризм.
        3. Российское общество. Гражданская война.
        4. Внешняя политика.

1. При анализе  социально – экономического развития следует придерживаться следующих вопросов:

1) Охарактеризуйте социально  – экономические мероприятия  советского правительства в 1917 – 20-х годах ХХ в.

Первые мероприятия  советской власти. Декрет о земле. «Красногвардейская атака на капитал». Начало национализации промышленности и банков. Введение продовольственной диктатуры. Политика «военного коммунизма»: причины введения, основные мероприятия, результаты. Борьба внутри партии большевиков по вопросам социально – экономического развития в начале 20-х годов. Экономические воззрения В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина. Дискуссия о профсоюзах. Новая экономическая политика: причины введения, основные мероприятия, противоречия, кризисы, итоги. НЭП – это антикризисная программа, метод строительства социализма или реставрация капиталистических социально – экономических отношений? Причины отказа большевиков от НЭПа.

Информация о работе Русь феодальная IX-XV в.в.