Русь и Орда: особенности взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:15, контрольная работа

Описание

Актуальной работы заключается в том, что без знания истории и путей развития Руси в период татаро-монгольского ига нельзя понять многих сторон сложения и роста средневековой Руси, нельзя полностью оценить течение дальнейших исторических событий. Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имела равных. Дружбы с ордынцами искали правители даже отдельных стран. По территориям Орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад. Монголо-татарское нашествие и установившееся вслед за ним ордынское иго изменило до крайности лицо Древней Руси в политическом и культурном отношениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Русь и Золотая орда: организация властвования……………………...4

Глава 2. Особенности отношений Руси с Ордой………………………………10

Глава 3. Последствия монгольского нашествия на Русь……………………...15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.docx

— 40.30 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Тема: Русь и Орда: особенности взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Русь и Золотая орда: организация властвования……………………...4

Глава 2. Особенности отношений Руси с Ордой………………………………10

Глава 3. Последствия монгольского нашествия на Русь……………………...15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальной работы заключается в том, что без знания истории и путей развития Руси в период татаро-монгольского ига нельзя понять многих сторон сложения и роста средневековой Руси, нельзя полностью оценить течение дальнейших исторических событий.

Золотая Орда была одним  из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого  времени не имела равных. Дружбы с ордынцами искали правители  даже отдельных стран. По территориям  Орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад.

Монголо-татарское нашествие и установившееся вслед за ним ордынское иго изменило до крайности лицо Древней Руси в политическом и культурном отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Русь и Золотая орда: организация властвования

В декабре 1237 г. полчища азиатских кочевников, руководимых монгольской династией Чингизидов, вторглись в пределы Рязанского княжества. Завоевав его, они обрушились на другие княжества, и в 1242 году установили свою власть над русскими землями.

Домонгольская Русь (ее географическое понятие) ограничивалась у современников Батыева нашествия сравнительно небольшой южной территорией, включавшей Киев, Чернигов Перяславль Южный и ряд других более мелких городов. Только после монголо-татарского завоевания, фактически уничтожившего южнорусские княжества, название «Русь» переносится на земли, лежавшие в междуречье Оки и Волги, и закрепится за ними. 

В 30-е годы 13 века, накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных княжеств, иногда связанных военно-политическими договорами, иногда вассальной зависимостью. В общей сложности территории Древней Руси насчитывалось 18 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около 30.  При отсутствии политического единства, при неполном подчинении младших князей-вассалов старшим князьям, не было и единства военного. Поэтому монгольским ханам со своей великой армией, считавшейся наилучшей военной организацией мира в то время, не составило большого труда подчинить русские княжества и опутать их сложной административной системой.

Завоеванные татарским войском  русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить дань – «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану [6, с. 45].

Чтобы как можно более четко  поддерживать систему властвования, ханы вживляли элементы монгольской  администрации на завоеванной территории. Цель ее была двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства  и императорской семьи.

Методы применения этой политики варьировались  в разных частях Руси. На Юго-западной Руси – в Перяславской и Киевской землях и в Подолии – монголы полностью ликвидировали княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигово-Cеверской землях, как и в Восточной Руси, монголы установили собственное управление наряду с княжеской администрацией. Новгород после 1260 года был освобожден от присутствия монгольских чиновников, но не от обязанности платить налоги. Даже в тех русских землях, где князья оставались у власти в качестве вассалов хана, монголы оставляли за собой право ставить определенные местности и группы населения под свой прямой контроль. Некоторые русские земли даровались также в удельное владение членам семье Чингизидов.

Как известно, каждый русский князь  должен был получить ярлык на княжение от хана. После этого посланник  хана (элчи) торжественно короновал его. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя. Получение такой грамоты (ярлыка) обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени – и ближайшему окружению. Иногда русским князьям приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы  нередко намного превышали финансовые возможности князя. Тем самым еще более укреплялась зависимость русских князей от Золотой Орды [6, с. 47].

Хотя русские князья  и оставались при власти, их административные полномочия, как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали своих собственных чиновников для вербовки воинов и сбора налогов. В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг. После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы для налогообложения.

В соответствии с основными принципами монгольской политики монгольская  перепись («число» - по-русски) имела  две основные цели: установить количество возможных рекрутов и определить общее число налогоплательщиков. Соответственно и термин «число» имел два значения: количество воинов, которые должны быть навербованы, и перепись населения с целью взимания налогов. Другими словами, каждое числовое деление представляло собой военно-финансовый район, территориальную единицу, с которой взималось определенное количество рекрутов и налогов. Население районов, известного по терминологии монголов, как десяток, могло равняться приблизительно 200 человек (мужского и женского пола), а население тьмы или мириады, - приблизительно 200000.

В каждой тьме вербовкой воинов и  сбором налогов занималась тщательно  разработанная сеть административных чиновников, которые никоим образом не подчинялись русским князьям, и несли ответственность только перед ханским правительством. Когда по Руси установились численные районы, командиры регулярной монгольской армии были поставлены во главе каждой тьмы и тысячи. У любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый инспектор («даруга» - по-монгольски, а по-тюркски – «баскак») соответствующего ранга. Позднее даруга брал на себя всю полноту ответственности за район [6, с. 52].

Налоговый инспектор, ответственный  за Великое княжество Владимирское, назывался «великим баскаком». Каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в районе. В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому баскаковскому подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось процветающим поселением. Следы таких поселений сохранились в русской топонимике. Когда войска баскаков оказывались не в состоянии справиться с такими затруднениями, как бунты населения, русские князья обязаны были поддержать их, используя войска, находившиеся в их распоряжении.

 Так, Плано Карпини писал,  что «люди собираются на войну  со всякой земли державы татар», «и вот что татары требуют от них (покоренных народов), чтобы они шли с ними в войске против всякого человека когда им угодно». В первые десятилетия после нашествия монголов пленных воинов использовали с особенной жестокостью. В донесении венгерского францисканца Иоганки епископу Перуджи (1238) читаем: «годных для битвы воинов и поселян они, вооружившие, посылают против воли в бой впереди себя… если даже они хорошо сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами». Сходную картину рисует и Плано Карпини: «… и эти пленники будут первыми в строю. Если они плохо сражаются, то будут ими убиты, а если хорошо, то татары удерживают их посулами и льстивыми речами… а после того, как могут быть уверенными на их счет, что они не уйдут, обращают их в злосчастнейших рабов… И, таким образом, вместе с людьми побежденной области они разоряют другую землю». Вероятно, в 15 веке принудительное привлечение русских воинов сменилось наемничеством. Наемники получали жалованье и свою долю добычи. Л.Н. Гумилев считал, что в 13 веке это были люди, «не ужившиеся с князьями дома Рюриковичей, предпочитавшие военную карьеру в войсках, руководимых баскаками. Там им была открыта дорога к богатству и чинам» [6, с. 53].

Во время правления Берке, налоги на Руси взимались мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и позднее была отменена, после этого количество налоговых чиновников существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски «битикчи»), сборщики налогов в сельской местности – даньщики  и сборщиков налогов и таможенных пошлин в городе – таможенники.

Помимо дани существовал ряд  других прямых налогов. Поплужное (на севере Руси – посоха) было налогом на вспаханную землю. Яси являлся особым налогом  на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в  ханских ярлыках, - война (военный, или  солдатский налог). По-видимому, его  собирали в те годы, когда не вербовали  рекрутов.

И еще один налог в ярлыках  называется пошлиной. Некоторые исследователи толкуют его в терминах монгольской системы налогообложения в Золотой Орде и других частях Монгольской империи как калан. В самом прямом смысле калан (тюркское слово) является налогом на землю, но это слово употреблялось в более широком значении с дополнительным смысловым оттенком «подчинение», «порабощение». Следует здесь заметить, что в Западной Руси в монгольский и послемонгольский период существовала категория царских рабов, которые назывались  каланными. Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях.

Основной налог с городов  назывался тамга. Как на монгольском, так и тюркском языках термин «тамга»  обозначает «эмблему», особенно – эмблему  клана. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок  на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах [6, с. 55].

Наиболее богатые купцы облагались индивидуально, купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке «таможня» происходит от слова «тамга». Взимался также и местный налог на товары - мыт. Русские ремесла, по-видимому, также подлежали налогообложению.

Впрочем, размеры ордынского выхода несколько колебались, не всегда он и выплачивался. Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371 гг. и в 1374-1380 гг. Его сын, Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял туда выхода в 1396-1409 г., Иван Третий в 1479 г. отказался платить дань хану Большой Орды Ахмату, чем вызвал его безуспешный поход на русские земли в 1480 году.

Временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжения второй половины 14 в. и 15 в. пестрят указаниями на условия распределения между князьями ордынской дани.  Хотя принцип распределения ордынской дани между князьями в 15 в. изменился (теперь каждый князь мог сам собирать дань в своих владениях), неизменным оставалось главное: ежегодный сбор дани в обычных условиях выплачивали Орде, а при благоприятных обстоятельствах  накапливался в княжеских сокровищницах.

Вплоть до второй половины 15 в. монгольские  посольства забирали «выход».

ВДля более успешного и скорого  управления завоеванной страной, монголы  применили тот же принцип деления  населения, что и в своей армии. Каждому району соответствовала  определенная сеть административных чиновников. Выход состоял из нескольких видов налогов, основным из которых являлась дань.

В 15 веке институт баскачества был  упразднен. Выход стали собирать сами князья [6, с. 58].

 

 

Глава 2. Особенности  отношений Руси с Ордой

Одним из самых полемичных в отечественной историографии  является вопрос об отношениях между  Русью и Ордой, о степени тяжести  так называемого «монголо-татарского ига» и его последствиях для хода русской истории.

В 1237-1240 годах разобщенные  в военно-политическом отношении  Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары  монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление  шока. После Батыева нашествия  во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более  двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские  и сельские жители. Такую или похожую  картину рисовали русские летописцы  в подавляющем большинстве российские историки.

Монгольское нашествие нанесло  жестокую рану русскому народу. Завоеватели  в течение первого десятка  лет после нашествия не брали  дани, занимаясь только грабежами  и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной  дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения  Руси с Ордой приняли предсказуемые  и устойчивые формы - рождается явление, получившее название «монгольского ига». При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века. По подсчетам В.В. Каргалова, в последнюю треть XIII века Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений [3, с. 125].

Информация о работе Русь и Орда: особенности взаимоотношений