Русь при первых князьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:40, реферат

Описание

Олег совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры. Согласно договорам, русские купцы имели право жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде.

Содержание

Хронологическая таблица________________________________3
Основатель династии Рюриковичей______________________6


Первые лица государства_________________________________7


Первая женщина-правительница Древней Руси_______________10


5.Правление Святослава____________________________________12

Первая усобица на Руси_______________________________14

7.Крещение князя Владимира и киевлян______________________16
8. Изменения в государственном управлении в к. X – н. XII вв.___17

9.Правление Владимира Мономаха и его поучения_____________19

10.Заключение____________________________________________21

11.Литература____________________________________________23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная №1.docx

— 54.49 Кб (Скачать документ)

  Среди причин, определивших выбор  именно Византии образцом государственного  строительства, важную роль сыграло  великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления  русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы,  по их словам, не знали, на  небе они или на земле. Неземной  красотой храмов, благолепием службы  поразила их Византийская Церковь.

  Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.

  После крещения, которое Владимир  принял в Корсуни, суровый правитель  и воин, проложивший путь к  вершинам власти в жестокой  междуусобной борьбе, имевший шесть  жён (не считая порядка восьмиста  наложниц), не препятствовавший ранее  человеческим жертвоприношениям,  искренне принял учение Церкви  о грехе, слова Христа о любви  и милосердии. Крещение преобразило  Владимира. Он даже всерьёз  вознамерился ввести неслыханное  до тех пор в человеческой  истории новшество — отменить  смертную казнь для разбойников,  боясь греха.

  Правление Владимира отмечено  появлением на Руси христианской  благотворительности, исходящей  от государственной власти. Князь  содействовал устройству больниц  и богаделен (приютов для стариков  и инвалидов), заботился о пропитании  неимущих киевлян. Государственную  поддержку получили строительство  и украшение храмов, была создана  первая школа, началась полномасштабная  подготовка русского духовенства.

  Конечно, насильственная христианизация  и уничтожение древних языческих  святилищ встречали подчас яростное  сопротивление народа и жречества.  Однако, в силу того, что первые  русские христианские священники  проявляли лояльность к ассимиляции  языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию  самобытной православной традиции. И в результате, христианство  содействовало общему развитию  культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества  Древней Руси.

      8. Изменения в государственном управлении в к. X – н. XII вв.

  В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями.Это способствовало централизации власти.

  Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе.

  Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

  Со времени Владимира дружинникам вместо денежного жалования князь стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика переселения «лучших мужей» северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

  После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). В 1097 году был закреплён принцип обязательного выделения удела князьям.

   Значительной частью земли со временем стала обладать церковь . С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная росло. Кафедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

   Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды.

  В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований.

   В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

  «Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение. С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

 

           9.Правление Владимира Мономаха и его поучения

  Сын Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина 9 Мономаха, Анны, Владимир Всеволодович Мономах родился в 1052 г., 26 мая. С 1067 г. стал князем смоленским, а позже, с 1078 г. черниговским. В период с 1113 по 1125 г. Мономаху принадлежал великий киевский престол. Он показал себя не только сильным правителем, но и удачливым военачальником, а так же, писателем.

  Князь Владимир Мономах стремился поддержать мирные отношения, избегать усобиц между русскими удельными князьями. Но миротворческие устремления часто приводили Мономаха в самый центр кровавых усобиц. Первое серьезное военное столкновение в биографии Владимира Мономаха произошло в 1077 г. Тогда он выступил против половцев по приказу Изяслава, великого киевского князя. В 1078 г. Мономах принял участие в междоусобном споре о киевском княжении, которое досталось в итоге его отцу. В том же году он получил от отца в княжение черниговские земли, где, в Любече, отстроил замок, способный выдержать серьезную осаду. Но, когда в 1094 году под его стены пришел Олег Святославич с войском половцев, захотевший вернуть княжение своего отца, Владимир не стал сражаться. Он ушел с дружиной в Переяславль, который после занятия смоленского престола передал своему брату.

  Будучи Смоленским князем, Ярослав не только стремился наладить мирные отношения с соседними князьями, но и помогал им в борьбе с врагами. Он являлся организатором съездов удельных князей в Любече (1097 г.), и в Витичеве (Уветичах) (1100 г.).

  Несмотря на то, что отец завещал великое киевское княжение именно ему, Владимир Мономах отказался от этой великой чести и назвал князем киевским Святополка 2 Изяславича, своего двоюродного брата. Позже Мономах оказывал Святополку помощь в походах на кочевников половцев. Завещание Всеволода осуществилось только после смерти Святополка 2 в 1113 г. На правление Владимир Мономах был призван верхушкой киевской знати, устрашившейся разгоревшегося народного восстания против ростовщиков. Князь не только подавил смуту, но и счел необходимым разобраться в причинах ее возникновения. Стремясь предотвратить повторение подобного, он способствовал урегулированию норм долгового права, что было отражено в Уставе Владимира Мономаха. Этим Уставом отменялось холопство за долги, устанавливался точный размер взимаемых процентов, что улучшало положение должников и наемных работников (закупов).

  Годы правления Владимира Мономаха ознаменовались непрерывной борьбой с половцами. Стремясь укрепить мир в русских землях, Владимир помогал удельным князьям в борьбе с кочевниками. Был сторонником наступательной политики и организовывал глубокие рейды вглубь половецких территорий. Активно использовал для организации своих походов народное ополчение. И такая позиция приносила свои плоды. В те периоды, когда кочевники уходили от границ Руси и на пограничных землях наступал мир, популярность князя была невероятно высока.

  В 1116 г. Мономах участвовал в войне против Византии, поддерживая свергнутого императора Диогена, женатого на Марии, его дочери. Война прекратилась после гибели Диогена. В том же году сын Владимира Мономаха Мстислав был отправлен в поход на половцев. В 1120 г. с русских земель были изгнаны печенеги.

  Правление князя Владимира Мономаха привело к серьезному экономическому и политическому усилению Руси. Это был период расцвета культуры и литературы. Владимир был прекрасно образованным человеком и обладал несомненным литературным талантом. На закате жизни он создал дошедшее до нашего времени «Поучение Владимира Мономаха детям ».

  Рассказ князя о своей жизни, письмо к князю черниговском и мудрые советы потомкам - вот краткое содержание Поучения Владимира Мономаха.. Важнейшее значение этого произведения не в его литературных достоинствах и практической полезности, а в прозвучавшем из уст князя призыве к объединению русских земель и прекращению усобиц.

  Умер Владимир Мономах в 1125 г., 19 мая. Князь был похоронен в киевском соборе Святой Софии. После смерти Мономаха на киевский престол взошел его сын, Мстислав Великий.

                                        10.Заключение

   Свыше одиннадцати веков тому назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие достопримечательности древнерусской литературы называют ее Русью, или русскою землей, ученые-историки – Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически держав средневековье.

  На огромной территории от Черного к Белому морей, от Карпатских гор к Волге жилы русичи. Они выращивали хлеб и разводили скот, имели развитые ремесла и промыслы, а русские купцы были известны на торгах Багдада и Константинополя, Кракова и Конуры Большого Булгара и Итилью. Могучей, высокоразвитой и целостной была материальная и духовная культура Киевской Руси. Ее народ возводил величественные каменные храмы и нарядное деревянное жилье, создавал могучие фортификационные сооружения своих больших и малых городов, строил на тысяче верст защитные валы против кочевников. На весь мир славились изделия древнерусских мастеров. В Киеве, а дальше в Новгороде и других городах Руси складывались летописи, в которых описывалось славное прошлое, а так же анализировалась современная жизнь.

  Древнерусский народ творил свою устную историю в виде переводов и легенд, песен жен и былин, других фольклорных достопримечательностей. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские каганы. На протяжении пол тысячелетие Древнерусское государство заслоняло собой европейский мир и Византию от кочевников. Киевская Русь сделала огромный взнос к мировой истории, поэтому интерес к ней не стихает среди ученых современного мира.

  Как видно из выше сказанного, за столь малый промежуток времени – времени правления первых князей русских – Русь претерпела множество изменений во внешней, так и во внутренней политике. Следует заметить, что именно в то время произошло столь значительное преобразование, как превращение племен в сословия. Можно сказать, что в то время образовалась единая нация славян. Все они жили на единой территории, подчинялись единым законам. Как мы помним, разделение земель на уделы произошло уже при Святославе, а в дальнейшем оно усилилось, что и послужило причиной появления в стране монголо-татарского ига.

   Первые Рюриковичи задали путь развития страны. Были правители, которые пытались отклониться от него, и у них это получалось. Но следует помнить, что первые князья несли на себе знамя Руси, они обогатили ее землями, возвеличили до пределов Европы. Именно тогда запад обратил свой взгляд на восток, дабы установить контакт с Русью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

                                                 11.Литература

1) А.Н. Сахаров,  В.И. Буганов «История России  с древнейших времен до конца  XVІІ века». М.,2003г.

2)Е.В. Пчёлов  «Генеалогия Древнерусских князей  ІX начало XІ в.» М.,2007г.

3)Ш.М. Мунчаев,  В.М. Устинов «История России»  М.,2003г. 

4) Анисимов Е.В.  «Древняя Русь: Рюриковичи» СПб:  «БКК», 2010 г .

5) ИНИОН – http://www.inion.ru

6) Московский научный  общественный фонд – http://www.mpst.org  

 


Информация о работе Русь при первых князьях