Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:53, контрольная работа
Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета.
Введение.
Исторический аспект становления российского меценатства.
Золотой век меценатства.
Меценаты XIX - XX вв.
Заключение.
Список литературы
КР на тему: «Русские меценаты и их роль в развитии отечественной культуры»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Исторический аспект становления российского меценатства.
Золотой век меценатства.
Меценаты XIX - XX вв.
Заключение.
Список литературы
Введение
Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета.
Возвращаясь к истокам культуры нашей страны, нельзя не вспомнить о русских меценатах, поднявших русскую культуру на более высокую ступень развития. Русское меценатство - это не просто единовременные пожертвования на "благое дело" Третьяковых, Щукиных, Мамонтова, Морозовых и др., русское меценатство - это настоящее явление в истории России, не имеющее аналогов.
Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера С.И.Мамонтова, Московский художественный театр и т.п. Московский предприниматель П.Г. Шелапутин пожертвовал полмиллиона рублей на устройство учительской семинарии. Ф.П. Рябушинский на финансирование Камчатской экспедиции выделил 200 тыс. руб. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу "российской буржуазии" в деле развития и приумножения богатств отечественной культуры.
С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. "Для того чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты".
Как в центральных, так
и в провинциальных городах России
можно найти значительное число
проявлений актов благотворительности
и меценатства, забытых и известных.
Созданные на средства российских меценатов
памятники отечественной
Исторический аспект
Меценатством
богатые люди занимались
Однако символом меценатства стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат (родился между 74-64 гг. - умер в 8 г. н.э.), чье имя как покровителя науки и искусства стало нарицательным. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени - Горацию, Вергилию, Проперцию.
История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.
Значительный взлет меценатской деятельности наступил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства.
Граф Григорий Орлов выстроил в Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гатчина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покровителя муз екатерининского времени.
Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей Российского государства графа, а затем князя Александра Александровича Безбородко, статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Российской империи. Он был известен как крупный коллекционер и меценат. Ему принадлежала картинная галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось собрать частным лицам. Коллекция картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собрание Академии художеств с условием, чтобы галерея была постоянно открыта для художников.
Еще более известными по своему происхождению и по размеру состояния были Строгановы. Александр Сергеевич Строганов (1733-1801) - представитель известного рода, первым из родственников получивший графское достоинство. Он предоставлял широкие возможности для изучения собственной картинной галереи, в которую входило 87 картин живописцев флорентийской, римской, ломбардской и венецианской школ. Материальную поддержку от Строганова получали поэт Г.Р. Державин, баснописец И.А. Крылов, скульптор И.П. Мартос (автор знаменитой скульптурной группы в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, располагающейся ныне на Красной площади) и др. Помимо этого А.С. Строганов собрал дорогие коллекции эстампов и медалей. Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, которую по числу в ней редких изданий можно было считать одной из первых в Европе. Строганов принял активное участие в постройке Казанского собора в Петербурге, не щадил своего здоровья и, простудившись, умер в день его освящения.
Представители другого знатного рода, Демидовых, также были известны своей благотворительностью. Акинфий (сын Никиты, родоначальника Демидовых) в 1759 г. передал в дар Московскому университету редкую минералогическую коллекцию. Его сын Прокопий дал 1,5 млн. руб. на учреждение Петербургского коммерческого училища и значительную сумму на строительство здания для Московского университета. По заказу Анатолия Николаевича Демидова (1812-1870) Карл Брюллов написал знаменитую картину "Последний день Помпеи". Анатолий Николаевич за собственный счет снарядил экспедицию с целью изучения природных богатств Южной России и Крыма и учредил премию при Академии наук за лучшее произведение на русском языке.
Самым знаменитым меценатом XVIII в. стал сын знаменитого полководца П.А. Румянцева-Задунайского Николай Петрович Румянцев (1754-1826), государственный деятель России (сенатор, министр иностранных дел, председатель Государственного совета). Румянцев оказался тонким ценителем прекрасного - он собрал огромную коллекцию книг, старинных рукописей, географических карт, монет, медалей. Николай Петрович коллекционировал не только предметы материальной культуры. Он субсидировал деятельность кружка, в который входили историки и археографы (Е. Болховитинов, А.Х. Востоков и др.).
Именно на основе коллекции Румянцева возникла и существует ныне Российская Государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека им. В.И. Ленина), являющаяся в настоящее время второй (после библиотеки Конгресса в США) в мире библиотекой. Как заявил сам даритель, он передавал коллекцию (состоящую только из 28,2 тыс. книг, не считая других предметов искусства) "на пользу Отечеству и благое просвещение". В 1831 г. коллекцию Румянцева перевезли в Москву, где она составила основу "Московского публичного музеума и Румянцевского музеума", фонды которого пополнялись "путем частных дарений и общественного почина". Позже музей вместе с библиотекой (являвшейся отдельной частью музея с июля 1862 г.) расположился в т.н. доме Пашкова построенном в 80-х гг. XVIII в. архитектором В.И. Баженовым (ныне - старое здание "ленинки"). Читателями библиотеки являлись Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский и др. В 1921-1927 гг. из-за перенасыщения фондов Румянцевский музей был расформирован, его коллекции (кроме книг и отдела рукописей) - переданы другим музеям и картинным галереям.
Большой вклад внес в поддержку культуры России род Шереметевых. Так, генерал от инфантерии (высший чин Русской армии), сенатор, обер-камергер П.Б. Шереметев (1713-1788) содержал знаменитые крепостные театры, хоры и оркестры. Его сын, Николай Петрович (1751-1809), действительный тайный советник, стал основателем Странноприимческого дома (богадельни) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского). Дмитрий Николаевич (1803-1871), также занимавший придворные и государственные посты, продолжил дело отца, являясь попечителем Странноприимческого дома. К тому же Дмитрий Николаевич прославился и на поприще меценатства и благотворительности.
Власти, кровно заинтересованные в благотворительности, способной облегчить бремя государственной казны по поддержке наименее имущих слоев населения, во все времена активно поддерживали меценатов. Для добровольных жертвователей на общественное благо создавались особые условия: аристократам вручались высшие государственные награды, купцам жертвовались дворянские титулы, безродным промышленникам присваивались генеральские чины. Развиваясь и совершенствуясь, эти традиции дошли до наших дней.
Золотой век меценатства.
Для большинства меценатов
XVIII-XIX вв. благотворительность стала
практически образом жизни, чертой
характера. Многие крупные банкиры
и фабриканты были потомками купцов-
Все эти люди были, в первую
очередь, созидателями, подчеркивает Д.Толоконников, потомок династии Рябушинских. "В них
жил иной дух. И ими руководила не жажда
богатства. Они создавали не капиталы,
а в первую очередь - производства: заводы,
мануфактуры. Создавали и городскую среду:
жилье, училища, больницы. Характерный
пример такого купца - созидателя - Арсений
Иванович Морозов. То, что было построено
при нем, до сих пор составляет основу
городского хозяйства в нынешнем подмосковном
Ногинске, прежде называвшемся Богородском.
Даже трамвайную линию, единственную на
все Подмосковье, провел он. И электрифицировал
старообрядческие деревни за десять лет
до "лампочки Ильича". Этот человек,
располагающий огромными средствами,
тем не менее, постоянно чувствовал себя
в долгу перед Родиной, пред Богом и людьми,
и работал, возвращая этот долг тем, что
давал людям рабочие места, строил храмы,
и больницы, жертвовал нуждающимся, давал
образование детям рабочих. Это был нормальный
путь развития отношений богатства и бедности,
сопряженный с высокой религиозностью
и нравственностью", - отмечает Д.Толоконников,
добавляя, что среди крупных промышленников
и торговцев иностранного происхождения
меценатов практически не было.
При этом благотворительная
деятельность наиболее крупных и известных
меценатов отличалась большим профессионализмом
и именно поэтому принесла столь значительные
результаты для русской культуры. Ведь
"стремление что-либо сделать для отечественной
культуры и желание делать это бескорыстно
ещё не значит приносить ей ощутимую пользу",
- отмечает Д.Толоконников.
"Профессионализм в меценатстве это
еще и обладание особым даром инициативы,
интуиции видеть и делать то, что для отечественной
культуры имело непреходящее значение",
- поясняет он.
Принципиально важно то,
что российские меценаты не только поддерживали
деятелей культуры и искусства, но и заботились
о том, чтобы культурные ценности были
доступны широким слоям общества. Благотворительная
деятельность по учреждению новых школ
и училищ, строительству новых институтов
и университетов, выделение субсидий на
стипендии студентам, многочисленные
фонды в помощь учащимся была в России
XIX века делом обычным.
"Исключительно важно
отметить и то, что подлинная меценатская
деятельность не носит разовый характер,
не проявляется в случайных или разрозненных
акциях. Только имея тенденцию к постоянству
и системности, меценатство утверждает
свою значимость в национальной культуры",
- подчеркивает Д.Толоконников.
"Ратуя за возрождение
национальных традиций, предлагая способы
и средства для поддержания отечественного
меценатства в современных условиях, необходимо
учитывать его подлинное содержание, сложившееся
в русской культуре исторически. Речь
в данном случае идет не о "вредных и
трудно реализуемых на практике отделения
"истинных" меценатов от "неистинных",
а о том, чтобы не подменять масштабных
понятий явлениями случайного порядка
и разового характера, считает Д.Толоконников.-
Предпринимательская благотворительность
играла существенную роль в жизни российского
общества. Она была формой поддержки неимущих
слоев населения и способом улучшения
жизни работающих. Меценатство имело важное
значение для самих предпринимателей.
Будучи, как правило, людьми религиозными,
русские предприниматели считали необходимым
помогать нуждающимся, чтобы "искупить"
свою жесткость в деловой сфере, оправдать
богатство и заслужить прощение за совершенные
грехи. Обладая большой практической сметкой,
предприниматели стремились направить
деньги на благоугодное дело, также максимально
целесообразно делая то, что могло бы принести
пользу Отечеству или нуждающимся",
- поясняет Д.Толоконников.
(история возрождения меценатства)
Меценаты XIX - XX вв.
Постепенно
дворянское меценатство
Страсть к коллекционированию произведений живописцев, скульпторов, предметов декоративно-прикладного искусства, книг появилась в России после реформ Петра I Великого, когда русский царь "прорубил окно в Европу", что стало импульсом у русских богачей (т.е. дворян) для "приобщения" к западноевропейской культуре. Поток раритетов в нашу страну оказался настолько большим, что один англичанин, посетивший Россию в конце XVIII в., заявил, что русские богачи обобрали Европу для составления собственных коллекций.
Одним из первых купцов, обратившихся к меценатству во второй половине XIX в., стал винный откупщик и железнодорожный подрядчик В.А. Кокорев (1817-1889), которого Н.Г. Чернышевский назвал "наш Монте-Кристо". Кокорев направлял "растлевающую силу денег" на благие деяния - именно он основал первую в Москве Публичную картинную галерею, в которую вошло 600 собранных им же живописных произведений. Кокорев прославился и тем, что устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариинский приют для молодых художников, превратившийся в своеобразный дом творчества молодых студентов Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, зодчества и ваяния. Вследствие поражения России в Крымской войне (1853-1856), оказавшей большое потрясение лично для него, Кокорев жертвовал большие деньги на финансирование изданий славянофильских журналов "Русская беседа" и "День".
Весьма колоритной фигурой являлся московский предприниматель, пайщик текстильных мануфактур, банка и пивоваренного общества К.Т. Солдатенков - купец-старовер, почитатель западной культуры и образованности (поскольку старообрядчество несовместимо с любовью к Западу). Поразительно, но, будучи еще и книжным издателем, не только не имел систематического образования, но и читать-то едва умел, за исключением старообрядческих книг, что, впрочем, не помешало ему быть страстным книголюбом. Солдатенков издавал книги по истории Западной Европы и России, которые не могли принести большого дохода, но зато он печатал их, старясь обогатить русскую культуру. Так, он издал переводные научные работы с французского языка - Э. Лависса, А. Рамбо, Г. Вебера, литературную классику - поэмы Гомера, В. Шекспира, произведения отечественных ученых - Т.Н. Грановского, В.О. Ключевского, стихотворения А. Фета, Я. Полонского и др. Кроме того, Кузьма Терентьевич собрал большую библиотеку (8 тыс. томов и 15 тыс. экземпляров журналов) и картинную галерею (269 полотен), которые безвозмездно завещал Румянцевскому музею. Солдатенков жертвовал деньги не только на культуру, но и на общественные нужды. Он всегда старался "учить и лечить народ", и основал крупнейшую московскую больницу, носящую ныне имя С.П. Боткина.
Информация о работе Русские меценаты их роль в развитии отечественной культуры