Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:53, контрольная работа
Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета.
Введение.
Исторический аспект становления российского меценатства.
Золотой век меценатства.
Меценаты XIX - XX вв.
Заключение.
Список литературы
Промышленный кризис в России в конце 90-х гг. XIX в. сильно подорвал финансы Мамонтова. Более того, 11 сентября 1899 г. Савва Тимофеевич был арестован в своем доме на Садовой и помещен в Таганскую тюрьму. С причинами ареста предпринимателя далеко не все ясно, поскольку его долг составлял 2.230 тыс. руб., а движимая и недвижимая собственность Мамонтова - 2.660 тыс.; поговаривали, что Савва Тимофеевич стал жертвой каких-то темных махинаций. Следствие закончилось в мае 1900 г. (адвокатом Саввы Тимофеевича был знаменитый Ф.Н. Плевако) оправдательным приговором меценату, но деловой карьере и меценатству Мамонтова пришел конец, а его имущество ушло с молотка в уплату кредиторам.
Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому невозможно упомянуть всех русских купцов и промышленников, дворян, тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не думая о прибыли. Остается только удивляться, как только "бизнесмены" рубежа конца XIX - начала ХХ вв. могли и успевали заниматься делами фирмы и меценатством. Вместе с тем необходимо помнить, что меценатством занимались люди совершенно различные по складу характера, но поставившие перед собой единую идею - процветание России.
Заключение
Все вышеуказанное доказывает,
что меценатство не было эпизодом деятельности
немногих образованных капиталистов,
оно охватывало самые разные среды и было
велико по масштабам сделанного. Отечественная
буржуазия действительно оказывала заметное
влияние на культуру России, ее духовную
жизнь.
Характеризуя «золотой
век» меценатства в России, надо отметить
то обстоятельство, что пожертвования
меценатов, в частности московских, нередко
были основным источником развития целых
отраслей городского хозяйства (например,
здравоохранения).
Меценатство в России в конце девятнадцатого-
начале двадцатого веков было существенной,
заметной стороной духовной жизни общества;
оно в большинстве случаев было связано
с теми отраслями общественного хозяйства,
которые не приносили прибыли и не имели,
поэтому никакого отношения к коммерции;
само число меценатов в России на рубеже
двух веков, наследование добрых дел представителями
одной семьи, легко просматриваемый альтруизм
благотворителей, удивительно высокая
степень личного, непосредственного участия
отечественных меценатов в преобразовании
той или иной сферы бытия – все это в совокупности
позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие
отечественной буржуазии, одной из главных
и почти типичных была благотворительность
в тех или иных формах и масштабах.
Во-вторых, личностные качества известных
нам меценатов «золотого века», спектр
их ведущих интересов и духовных потребностей,
общий уровень образованности и воспитанности,
дают основание утверждать, что перед
нами подлинные интеллигенты. Их отличает
восприимчивость к интеллектуальным ценностям,
интерес к истории, эстетическое чутье,
способность восхищаться красотой природы,
понять характер и индивидуальность другого
человека, войти в его положение, а, поняв
другого человека, помочь ему, обладание
навыками воспитанного человека и т.д.
В-третьих, обозревая масштабы сделанного
меценатами и коллекционерами в России
на рубеже веков, прослеживая сам механизм
этой удивительной благотворительности,
учитывая их реальное воздействие на все
сферы бытия, приходим к одному принципиальному
выводу- отечественные меценаты в России
«золотой поры» – качественно новое образование,
оно просто не имеет аналога в истории
цивилизации, в опыте других стран.
У старых меценатов и коллекционеров был
глаз, и это, наверное, самое главное –
эти люди имели собственное мнение и смелость
отстаивать его. Только человек, который
имеет собственное мнение, достоин называться
меценатом, иначе это спонсор, который
дает деньги и верит, что другие их правильно
используют. Так что право быть меценатом
надо заслужить, деньгами его не купишь.
Меценатами не рождаются, ими становятся.
И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры
должны стремиться, прежде всего потратить
силы и средства на то, чтобы восстановить
созданное их предшественниками сто лет
назад.
Список литературы
Информация о работе Русские меценаты их роль в развитии отечественной культуры