Рыцарская культура как элемент средневековой западноевропейской ментальной картины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:17, реферат

Описание

«Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры».1 Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападения варваров в конце концов, погубили эту мощную империю. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры. Иногда начало средневековой культуры считают с Рождества Христова, потому, что именно оно стало формировать не только новое мировоззрение и новое отношение к миру, но и новые социальные формации: стали рождаться новые формы культуры, возникло новое отношение к человеку.

Работа состоит из  1 файл

5. Глава 1. Параграф 2..docx

— 42.57 Кб (Скачать документ)

1.2.  Социальные  особенности культуры.

«Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры».1 Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападения варваров в конце концов, погубили эту мощную империю. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры. Иногда начало средневековой культуры считают с Рождества Христова, потому, что именно оно стало формировать не только новое мировоззрение и новое отношение к миру, но и новые социальные формации: стали рождаться новые формы культуры, возникло новое отношение к человеку.

Но на самом деле фактические  изменения в культуре стали ощутимы  только к V в., потому что именно в это время античные идеи теряли свой смысл, происходило осмысление пройденной истории, но ни в философии, ни в живописи, ни в архитектуре ничего принципиально нового не создавалось. «Происходила своего рода ностальгия по старой уходящей античной культуре, и одновременно с этим осмысливалась новая культура».2

«Именно к V в. сформировались основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские доктрины на вселенских соборах. Это время, когда жили Николай-чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций — те великие святители и философы христианства, которых сегодня называют Отцами Церкви. Они создали идеи, которые стали почвой для нового мировосприятия, нового государства, новых отношений в обществе, новых культурных феноменов, что сыграло огромную роль в формировании нового человека. Новый человек — это человек свободный, человек творческий».3

Таким образом, становление  средневековой культуры происходило  в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское  начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления  европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим  началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как  о единой целостной культуре.

Таким образом, средневековая  культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов  и христианства.

Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло  быть равнозначным. Доминантой средневековой  культуры, ее духовным стержнем стало  христианство. Оно выступало в  качестве новой мировоззренческой  опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

«Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.

Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль  жизни рыцарства и горожан  предопределили их сосредоточенность  на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности».4

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают  новые. В городах зарождался новый  образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. «На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом».5 Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой  культуры, нации, становление системы  образования.

«Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу - жития святых, рассказы о чудесах и т.д. - был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы».6

В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется  самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения (как на латинском, так  и на народных языках). «Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, "Литургия пьяниц"), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны».7

В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую  героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы  средневековья - животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных - хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом  льве Нобле, в поведении которых  легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма «Роман о Лисе».8

«Одним из популярнейших жанров французской городской средневековой литературы XII - XIV вв. были фаблио (от французского - фабльо - побасенка). Фаблио - это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы».9 Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы и музыканты. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных мотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости.

«Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого - шутка) - жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса».10 Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.

Городская литература XIV - XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились  субъектом духовной жизни. «В городской поэзии появились немецкие поэты - певцы из ремесленно-цеховой среды - мейстерзингеры (буквально - мастер-певец). Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. Поэзии мейстерзингеров не были полностью чужды и религиозно-дидактические мотивы, хотя в основном творчество их носило светский характер. Наиболее известными мейстерзингерами были Г.Сакс, Х.Фольц, Г.Фогель и др.».11

В этот же период появляется новый жанр городской литературы - прозаическая новелла, в которой  горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.

К XIII в. относится возникновение  городского театра.

Народный средневековый  театр своими корнями уходит в  литургическую драму католической церкви. Как уже отмечалось, ко времени  позднего средневековья в ней  стали превалировать развлекательность  и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести драматические  представления на городскую площадь, что еще более усилило светский элемент в них.

Приблизительно в тот  же период распространяются светские фарсы - юмористические сцены, в которых  реалистически изображается жизнь  горожан. «Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового спектакля - сатирического, нередко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра».12 В это время появляются народные пьесы и пасторали, преимущественно анонимных авторов.

С XIII в. широкое распространение  получает особый жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей  нравоучительный характер. Персонажи  пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими  драмами, исполняемыми профессиональными  актерами. Прямолинейность и назидательность  морали сохранились, но усиление комического  элемента, введение в представление  музыки создавало форму народной драмы.

XIV-XV вв. - период расцвета  городской гражданской архитектуры.  Богатые горожане строят большие,  красивые дома. Феодальные замки  постепенно превращаются в загородные  дома, утрачивая функцию военных  крепостей. Растет производство  предметов роскоши, более богатой  и яркой становится одежда  знатных горожан. По мере роста  значения капитала сословные  различия между аристократами  и бюргерами начинают постепенно  стираться. В то же время  претерпевает изменения и социальное  положение третьего сословия. Средневековая  социальная структура общества  все более разрушается. Все  это отражает глубокий кризис  средневековья. Постепенно наступает  закат средневековой культуры.

«На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить».13

Коллективной памятью  народа был героический эпос, в  котором нашли отражение его  духовная жизнь, идеалы и ценности. Истоки западноевропейского героического эпоса лежат в глубине варварской эпохи. Лишь к VIII - IX вв. были составлены первые записи эпических произведений. Ранний этап эпической поэзии, связанный  с формированием раннефеодальной  военной поэзии - кельтской, англосаксонской, германской, древнескандинавской - дошел  до нас лишь фрагментарно.

Ранний эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской сказки-песни и первобытного мифологического эпоса о первопредках - "культурных героях", считавшихся  родоначальниками племени.

Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной форме, и реже - прозаической.

Древнейшая исландская литература по времени возникновения включает поэзию скальдов, эддические песни  и исландские саги (прозаические сказания). Наиболее древние песни скальдов сохранились лишь в виде цитат  из исландских саг XIII в. Согласно исландской традиции скальды обладали общественным и религиозным влиянием, были людьми смелыми и сильными. Поэзия скальдов посвящена восхвалению какого-либо подвига и полученного за него дара. Скальдической поэзии неизвестен лиризм, это героическая поэзия в  буквальном смысле слова. До настоящего времени дошли стихи около 250 скальдов. Об одном из них - знаменитом поэте-воине - Эгиле Скаллагримсоне (X в.) повествует первая из исландских саг – «Сага об Эгиле».14

Наряду с авторской  поэзией скальдов в Исландии в  этот же период были широко известны и  песни о богах и героях, которые  представляли собой произведения безличной  традиции. Главное их содержание - основные мифологические сюжеты - подвиги богов  и героев, сказания о происхождении  мира, его конце и возрождении  и др. Эти песни были записаны приблизительно в середине XIII в. и условно объединены названием «Старшая Эдда».15 Дата возникновения той или иной из эддических песен не установлена, часть их восходит к эпохе викингов (IX - XI вв.).

Исландские саги посвящены  событиям, происходившим спустя век  после заселения Исландии норвежцами («век саг» - 930 - 1030 гг.). Составленные в прозаической форме, они рассказывают о наиболее известных представителях отдельных родов, о родовой вражде, военных походах, поединках и т.д. Число героев саг очень значительно, как значителен и их объем. Огромный свод саг представляет собой как бы обширнейшую эпопею, герои которой - тысячи исландцев, действующих приблизительно в одно и то же время. Безымянные авторы исландских саг описывают не только события, но и нравы, психологию, веру своего времени, выражая коллективное мнение народа.

Информация о работе Рыцарская культура как элемент средневековой западноевропейской ментальной картины