Рыцарская культура как элемент средневековой западноевропейской ментальной картины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:17, реферат

Описание

«Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры».1 Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападения варваров в конце концов, погубили эту мощную империю. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры. Иногда начало средневековой культуры считают с Рождества Христова, потому, что именно оно стало формировать не только новое мировоззрение и новое отношение к миру, но и новые социальные формации: стали рождаться новые формы культуры, возникло новое отношение к человеку.

Работа состоит из  1 файл

5. Глава 1. Параграф 2..docx

— 42.57 Кб (Скачать документ)

Особое место в народной смеховой культуре занимал карнавал. Знаменитую формулу карнавала дал  М.М. Бахтин - "Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха". Большие средневековые  города жили карнавалом в общем до трех месяцев в году. Карнавал был  всенародным праздником, в нем  не было разделения на актеров и  зрителей. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства  всех людей, отменял все иерархические  отношения - все становились равными. Свободное, фамильярное отношение  между участниками, карнавально-площадный стиль речи создавали особый язык карнавальных форм и символов, используемый в произведениях словесной смеховой культуры.

Смеховые произведения на латинском и народных языках являлись другим видом народной смеховой культуры. Это была праздничная литература средневековья, рожденная карнавальным мироощущением. Сохранились многочисленные пародии на церковные сюжеты, церковный культ - пародийные литургии («Литургия пьяниц» и другие), пародии на псалмы и т.д. В смеховой пародийной литературе на народных языках преобладают светские пародии, возникает пародийный рыцарский роман.

Последующая эпоха дала крайне поверхностную и упрощенную оценку средневековой культуре как «срединной» между блестящей античной культурой и собственно Ренессансом, возвратом к "золотому веку" античности. Историки Возрождения видели в средневековье века тотальной дикости, всеобщего упадка культуры, господства предрассудков. Мрачный образ средневековья как «темных веков», своеобразного «провала» в развитии европейской цивилизации надолго оставался господствующим представлением об этой эпохе.

Романтизм конца XVIII - XIX вв. дал  прямо противоположную оценку средневековой  культуре, создав ее идеальный образ  как времени подлинного торжества  благородства, человеческого достоинства, искреннего чувства. Романтический  образ средневековой культуры оказался также далек от истины, как и  ренессансный.

Лишь глубинный кризис европейской культуры XIX - XX вв., выразившийся прежде всего в кризисе самого человека: в его прагматически  ориентированном существовании, ощущении одиночества, покинутости, бессмысленности  бытия, заставил по-иному подойти  к осмыслению средневековой культуры.

«Безусловно, христианский идеал человека не был реализован в средневековом обществе. Сейчас мы понимаем, что идеал может не соответствовать логике самой жизни, исторической реальности, лежащей в основании культуры. Важно другое - о культуре мы судим по тем идеалам, которые она выдвинула и которые сформировали менталитет ее человека, скрепляющий единство культурной традиции. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, обостренное внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека.

Высоко оценивая художественные достижения Средневековья в условиях кризиса современной европейской  культуры, мы обращаемся прежде всего  к духовному опыту средневековья  с его глубинно-осмысленным бытием человека, идеей духовного единения людей, доминированием духовного над плотским, материальным, приоритетом внутреннего мира человека.

Духовно-нравственный кризис европейской цивилизации позволяет  увидеть достоинства средневековой  культуры по сравнению с современной, заставляет переосмыслить важнейшие  достижения ее духовной культуры, ее ценности и идеалы - идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства, идею универсальности человека и  многие другие».25

 

 

1 Платонова Э.Е. – Конспект лекций по культурологии. – М., 2003.

2 Там же

3 Там же

4 Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

5 Там же

6 Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

7 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. – Киев, 1994.

8 Роман о Лисе. - М., 1987.

9 Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

10 Корякина Е.П. – Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

11 Там же

12 Там же

13 Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

14 Стурлусон Снорр. – Сага об Эгиле. – М., 1956.

15 Пер. Корсун А. – Старшая Эдда. – Спб., 2011.

16 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Вступ. ст. А. Гуревича. - М., 1975.

17 Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

18 Песнь о Роланде. – Спб., 2001.

19 Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

20 Пер. Б.И. Ярко. Песнь о моём Сиде. – М., 1959.

21 Песнь о Нибелунгах / Сост. В.Г. Адмони. - Л., 1972.

 

22 Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

23 Косиков Г.К. Средние века. // История французской литературы: Учебник/ Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М., 1987.

24 Косиков Г.К. Средние века. // История французской литературы: Учебник/ Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М., 1987.

 

25 Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы. – М., 2003.

 


Информация о работе Рыцарская культура как элемент средневековой западноевропейской ментальной картины