Рыцарство в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание

1.Введение
Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………...3
1.Возникновение и становление рыцарства………………………………….
2. Характерные черты рыцарства……………………………………………..
2.1 Рыцарское сословие……………………………………………………..
2.2 Обряд посвящения в рыцари……………………………………………
3. Рыцарские турниры………………………………………………………….
4. Рыцарский этикет……………………………………………………………
5.Заключение…………………………………………………………………...
6.Список использованной литературы………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

 

                             Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Нижневартовский  государственный гуманитарный университет»

                                Гуманитарный факультет

Кафедра докементоведения и всеобщей истории

 

 

 

 

 

«Рыцарство  в эпоху средневековья»   

(курсовая работа)

 

 

 

 

                                                              Выполнила студентка 3 курса 31СЭО      

                                                                  Закиева А.Р.

                                                                   Научный руководитель

                                                                  кандидат ист.наук, доцент

                                                                   Судник Т.В.

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2011

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………...3

1.Возникновение и становление  рыцарства………………………………….

2. Характерные черты рыцарства……………………………………………..

2.1 Рыцарское сословие……………………………………………………..

2.2 Обряд посвящения в рыцари……………………………………………

3. Рыцарские турниры………………………………………………………….

4. Рыцарский этикет……………………………………………………………

5.Заключение…………………………………………………………………...

6.Список использованной литературы………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

  1.Введение

Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!

В наших рациональных душах  живёт ностальгия по давно ушедшим  временам по великим людям и идеям, которых так не хватает в наши дни. Кроме того, средним векам  удалось связать функции конкретного  ума с сознанием священного, понять место человека в мировозздании  и тем самым воссоздать ценности на основе наследия прошлых веков.

И, несомненно, одно из самых  замечательных явлений средневековья  – это система рыцарства, вобравшая  в себя глубинную суть древних  традиций и воскресавшая к жизни  вечные ценности и высшие добродетели.

И главная цель моей курсовой работы – представление в «изначальной чистоте жемчужины» идеи рыцарства  как модели существования в смутные  времена. Заявленная цель моей работы обусловила выбор следующих задач. Во-первых, исследование рыцарского мировоззрения  и мировосприятия, его традиции и  быта. Именно через эту систему  взглядов на мир, на мой взгляд, можно  полнее понять сущность феномена рыцарства. А во-вторых, рассмотрение рыцарства  в том виде, в каком оно должно было бы быть в идеале.

В качестве основного источника  информации я использовала, прежде всего, книгу под названием «Рыцарская энциклопедия» А. Солдатенко, которая вобрала в себя, на мой взгляд, всё самое основное, что необходимо знать для понимания рыцарского быта и нравов. Вспомогательной литературой для меня послужили «Многоликое средневековье» К. Иванова и «История рыцарства» Ж. Руа, а также ряд других пособий по данной теме.

 

 

Как формировалось  рыцарство. Идеальный образ рыцаря.Рыцарский  этнос и образ жизни

Как историческое явление  рыцарство представляло собой особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. 
     Рыцарство – (от немецкого Ritter – конник) – военно-землевладельческое сословие в средневековой Западной Европе.  
  Понятие рыцарства традиционно связывается с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, относились все светские феодалы-воины. 

Рыцарь-это 
     Рыцарями не рождались, а становились через обряд посвящения в рыцари. При этом для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. 
     Формирование рыцарства происходило в период раннего средневековья (VII-VIII века), когда получили широкое распространение различные формы феодального землевладения: сначала пожизненные, а позже наследственные.  
     От своих сеньоров при условии несения в их войске конной военной службы рыцари получали земельные феоды.  
Именно феоды и были основным источником дохода феодала. Поместье содержалось за счет труда крестьян, находившихся в полной власти своего господина и обеспечивавших его всем необходимым для жизни.

Рыцари в основном жили в замках, которые строились на холмах или неприступных скалах, господствуя  над окружающей местностью. Замки  обычно представляли собой массив широких  круглых или четырехугольных  башен, окруженных зубчатыми стенами  с бойницами для стрельбы. Часто  за первой внешней стеной была расположена  еще более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками  возвышался донжон – главная башня, где обычно и жил хозяин замка  с семьей.  
     В замке комнаты не были расположены в соответствии со строгой планировкой. Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами.   
Обязательными атрибутами замков были подвалы, в которых не только хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой, но и содержались пленные и провинившиеся крестьяне.  
     Замки снабжали подъемными мостами, окружали рвами с водой, обустраивали подземные ходы и винтовые лестницы. Феодалы, обладая такими мощными укреплениями, могли успешно сдержать бунт восставших крестьян и отразить нападение воинственных соседей. 
     К XI веку рыцарство сложилось как особый слой средневекового общества. В эпоху классического Средневековья и позднее рыцарство превратилось в особое военно-аристократическое сословие, в военную аристократию, касту.   

С утверждением земельно-собственнических отношений шло формирование рыцарства  как военно-феодального сословия, расцвет которого пришелся на XI-XIV века. Военное дело представляло собой  главную социальную функцию рыцарства.  
     Военная профессия обусловливала права и привилегии, а также определяла особые сословные воззрения, традиции, этические нормы и культурные ценности.  
     К основной военной обязанности рыцарей относилась защита чести и достоинства сюзерена, а также земель от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения.  
      Рыцарское войско было могущественной силой. Вооружение рыцарей и тактика их боя соответствовали существовавшим в то время военным задачам и масштабам военных операций. Технический уровень был надлежащим к уровню своего времени. Рыцарская конница была малоуязвима для пеших воинов и крестьянского ополчения, поскольку защищалась металлическими военными доспехами,  
     Не только феодальные войны закрепляли социальную роль рыцарства. Рыцарство, в условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти, будучи скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства.  
Рыцарство также влияло и на политические процессы эпохи, поскольку социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали тенденции к объединению, ограничивали феодальную вольницу.  
     В процессе централизации раздробленных земель в единое государство рыцарство составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве.  
     Участие в рыцарском войске требовало финансовой обеспеченности, поэтому земельное пожалованье было как вознаграждением за службу, так и источником материального дохода для несения этой службы, так как и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь приобретал на собственные средства. 

Рыцарские доспехи состояли из огромного количества деталей, число  которых могло доходить до двухсот. Вес военного снаряжения также был  приличным – до 50 кг. 
     Будущих воинов-рыцарей обучали по специальной системе рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики росли в семье до 7 лет, затем до 14 лет воспитывались в качестве пажа при дворе сеньора. Следующий этап – оруженосец, и, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари.  
     Рыцарь традиционно должен был знать основные правила рыцарского «кодекса»: разбираться в вопросах религии и правилах придворного этикета. Кроме того, рыцарь обязан был и владеть рыцарскими добродетелями: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.  
     Посвящение в рыцари представляло собой серьезную церемонию и  символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям. 
     Рыцарь, посвящающий в звание, согласно европейскому обычаю,  ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, при этом произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал посвящаемому меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девиза.  
Посвященный должен был дать клятву верности, а также обязательство соблюдать кодекс чести.  
     Ритуал посвящения в рыцари завершался демонстрацией воинской выучки и храбрости – рыцарским турниром (поединком).   
     Рыцарские традиции, основывавшиеся на принципе верности сюзерену и долгу, а также иные этические нормы складывались веками.  
     К рыцарским достоинствам традиционно относились презрение к опасности и воинская отвага, благородное отношение к женщине, гордость, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. А скаредность и скупость осуждались, не прощалось, разумеется, предательство.  
     Война, охота и рыцарские турниры были основными занятиями рыцарства. Практически не занимался рыцарь и ведением хозяйства. 
     Жена рыцаря до крестовых походов занимала незначительное место в жизни рыцаря, проводя большую часть времени на своей половине и редко показываясь перед обитателями замка. 
     Но уже к XII веку идеал грубого, малообразованного рыцаря сменился другим: в рыцарях стали ценить обходительность, любезность, галантность, вкус к изящному, образованность, хорошие манеры.  
     В XII столетии появились культ Дамы и куртуазная любовь, в результате чего рыцарей во Франции стали называть шевалье, в Германии – Риттерами, а в Испании – кабальерос. 
     Но идеал не всегда был в согласии с реальностью.  
     Отдельно следует упомянуть рыцарские походы в чужие земли, например, в Иерусалим или Константинополь. Во время таких крестовых походов рыцарские «подвиги» зачастую приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.  
     В то же время крестовые походы способствовали становлению идей, морали рыцарства, обычаев, взаимодействию восточных и западных традиций.  
Для защиты и расширения владений крестоносцев в ходе крестовых походов возникли особые организации западноевропейских феодалов – духовно-рыцарские ордены.  
     К ним относятся: орден Тамплиеров (1118), орден Иоаннитов (1113), Тевтонский орден (1128). Позже в Испании образовались ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара, а в Прибалтике – ордены Меченосцев и Ливонский.  
Членами орденов давались различные  монашеские обеты – нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение. Нередкр рыцари носили схожие с монашескими одеяния , а под ними – военные доспехи.

Каждый орден имел свою отличительную одежду. Так, у тамплиеров это был белый плащ с красным  крестом.  
Ордены рыцарей организационно строились на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, который утверждался папой римским. При магистре с законодательными функциями действовал капитул (совет). 
     С рыцарством извечно связана тема поиска и обретения Святого Грааля. Традиции Грааля освещают альтернативный путь к спасению, символ внутреннего поиска человеческого совершенства и единства с Богом1.  
     Святой Грааль в разное время отождествлялся с разными объектами – чашей, кубком, драгоценным камнем, птицей Феникс, даже сосудом, в котором хранилась Туринская плащаница, однако общим предметом поиска Грааля фактически оказывается даже не сам объект , а те эффекты, которые с ним связаны, и тот способ, который изменяет самого человека – его сердце, ум и душу. 
     Со Святым Граалем появляется и Братство Грааля, в которое могут попасть лишь чистые сердцем – те, кто проявил великую преданность Вышнему смирением своего сердца, послушанием, самоотверженностью, стремлением помогать слабым, сражаться за добро, и, наконец, кто всю свою жизнь боролся во имя защиты священного достоинства Грааля.  
     В континентальной Европе с понятием Грааля связан самый обширный корпус мифов и легенд. Хотя наследие Грааля строится на древних реликвиях раннего христианства, сама христианская церковь никогда не признавала данного факта. Несмотря на свое в равной степени романтическое и религиозное происхождение, учение Грааля остается не провозглашенной ересью. Вслед за учреждением папой Григорием IX в 1231 году католической инквизиции церковь осудила учение о Граале и все касающиеся его материалы были изъяты из общего пользования.  
     Рыцарские нравы получили ярчайшее отражение в сфере духовной культуры и открыли занимательную страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем.  
     Средневековая литература смогла вопреки христианскому аскетизму опоэтизировать земные радости, прославить подвиги рыцарей, при этом не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их.  
Примером тому можно назвать эпос высокого патриотического звучания – французскую «Песнь о Роланде», испанскую «Песнь о моем Сиде», а также предметы рыцарской поэзии – лирику трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии. Сюда же относится и рыцарский роман, например, история любви Тристана и Изольды, представлявшие собой так называемую «куртуазную литературу» с обязательным культом дамы.  
     Уже с XV века рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств в Европе. Закат славы французского рыцарства начался с «битвы шпор», имевшей место 11 июля 1302 года, когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. 

В дальнейшем неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась в Столетней войне, когда  рыцари потерпели ряд тяжелейших поражений от английской армии. Разумеется, выдержать конкуренцию наемных  армий, использовавших огнестрельное  оружие, рыцарство оказалось не способным.  
Разложение феодализма и зарождение капиталистических отношений вскоре привели к исчезновению его с исторической арены. Поэтому в XVI-XVII веках рыцарство окончательно утратило специфику особого сословия и вошло в состав дворянства.  
     Дворянская этика последующих веков с учетом благородных принципов верности долгу и достойного служения отечеству, что очевидно, стала нести в себе влияние рыцарской эпохи. Представители старых рыцарских родов, воспитанные на военных традициях предков, составили в дальнейшем офицерский корпус армий абсолютистского времени. Они отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. 

 

 

2. Характерные черты рыцарства

2.1 Рыцарское сословие

Средневековое общество было четко разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них выполняло  свое предназначение. Духовенству надлежало  обеспечивать всем общение с Богом. Крестьянам – работать на всех. Рыцарству  – за всех воевать и править  всеми.

И «однощитный» рыцарь, у которого не было ничего, кроме старого оружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежали к этому почетному сословию. Но равны друг другу не были. Если расставить рыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важности титула, – получится такая картина…

На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства. Ступенькой ниже – герцог, или князь. По знатности, древности рода они если и уступают королю, то совсем немногим – это  потомки древних племенных вождей и старейшин. По наследству от предков  им достались обширные впадения –  герцогства.

Другое дело – графство. Изначально оно не от предков –  от короля. Графом у франков назывался  наместник короля в провинции. В  пограничных провинциях – марках – правил маркграф, или маркиз. Порой  он обладал даже большей властью, чем граф.

Во времена Франкского королевства графу полагался  заместитель, который выполнял обязанности  наместника в его отсутствие, – виконт.

Рангом ниже – барон. Он получал в управление и владение землю – бенефиций – от короля или другого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всех рыцарей-землевладельцев2.

Барон, в свою очередь, давал  небольшие бенефиции другим рыцарям. Они ставили на этой земле замки  и превращались в шатлэнов, то есть владельцев замка.

Информация о работе Рыцарство в эпоху средневековья