Рыцарство в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание

1.Введение
Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………...3
1.Возникновение и становление рыцарства………………………………….
2. Характерные черты рыцарства……………………………………………..
2.1 Рыцарское сословие……………………………………………………..
2.2 Обряд посвящения в рыцари……………………………………………
3. Рыцарские турниры………………………………………………………….
4. Рыцарский этикет……………………………………………………………
5.Заключение…………………………………………………………………...
6.Список использованной литературы………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

«Куртуазия – своеобразный свод правил рыцарского этикета –  сложилась на юге Франции, в Провансе. Провансальские поэты-певцы трубадуры  и труверы первыми стали применять  в своих произведениях изысканные и образные приемы восточной поэзии, ранее не принятые в сумрачной  Европе. Их героические и лирические песни прославляли рыцарские  доблести, среди которых воинское искусство, мужество и сила были лишь дополнением к иным достоинствам – верности долгу, щедрости и бескорыстию, великодушию, жертвенности в любви». В Провансе существовало множество  форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес11.

Кансона («песня») в повествовательной  форме излагала любовную тему. Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о  приближении утренней зари их предупреждает  слуга или друг, стоящий на страже. Баллада в то время обозначала плясовую песню. Пасторела – песня, в которой рассказывалось о встрече  рыцаря и пастушки. Плач – песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека. Тенсона – стихотворный спор, в котором принимают участие  либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь. Сирвентес –  песня, в которой поднимаются  уже социальные вопросы, главный  из которых: кто больше достоин любви  – учтивый простолюдин или  бесславный барон?

Произведения трубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимые в них идеи, постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря, кодекс рыцарской морали, нормы поведения.

Вслед за провансальскими  трубадурами эти нормы популяризовались в произведениях певцов других французских  областей, германских миннезингеров, в  рыцарских романах более позднего времени, тоже, кстати, поначалу стихотворных.

Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры – по мере усвоения европейским  рыцарством правил куртуазного поведения. Они предполагали изысканность и  учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству  служения даме.

Идеал куртуазной любви –  возвышенный и недоступный. Не могло  быть приличного рыцаря без дамы сердца, которой он посвящал свои подвиги, с именем которой выходил на поединок, прилюдно клялся в любви и верности, прославлять которую заставлял поверженного противника . Но не могло быть и речи о соединении с предметом своей страсти.

Цепь рыцарской любви  – в служении, в страдании, а  не обладании. Поэтому в дамы сердца избиралась, как правило, замужняя женщина  – так обеспечивалась гарантия ее недоступности. Не случайно и Тристан, и Ланселот изнывают от любви к  замужним женщинам – иное было бы недостойно романа12.

Тем не менее, рыцарю было чего добиваться в любви. Он проходил несколько  ступеней служения. На первой стадии –  таящегося – рыцарю полагалось лишь вздыхать, не имея права открыться  своей избраннице. Только когда сама дама замечала безутешного воздыхателя, он мог молить ее о внимании и  снисхождении. Это уже следующая  ступень – молящего. И лишь затем ему улыбалось счастье стать официально признанным влюбленным – поклонником. В этом статусе он имел право открыто заявлять о своей любви и преданности. А если прекрасная дама выделяла его среди всех добивавшихся ее благосклонности мужчин – одаривала всяческими знаками внимания вроде мелких памятных вещичек, – счастливый поклонник переходил в ранг возлюбленного. Порой он мог удостоиться даже поцелуя. О большем истинно куртуазный рыцарь не смел и мечтать.

Что, однако, вовсе не мешало ему вести себя куда более вольготно  в отношениях с другими женщинами, особенно низших сословий, и не пренебрегать насилием во время набегов и войн13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рыцарство, возникшее в средние  века, не могло бы существовать без  христианской религии, так как основные чувства рыцарства возникли непосредственно  под ее благотворным влиянием и могли  иметь важное значение. Такие чувства  все более и более развивались, в результате чего появилось настоящее  рыцарство, преданное своему делу. Вообще все, что требовалось от рыцаря, вполне соответствовало догматам христианства. Отсутствие ненависти во время битвы , самопожертвование, стремление помогать притесненным – все это можно отнести к христианским добродетелям.

Из этого можно сделать вывод, что эта религия, которой был  ,проникнут дух рыцарства, необходима любому человеку.

11 век в Европе – это время  гнета феодальной тирании, время  суеверий, невежества и варварства. Богатые и сильные притесняли  бедных, в то время каждый жил  своей отдельной жизнью. И появление  рыцарства среди всего этого  можно назвать лучом света  и надежды среди полной темноты  и мрака. Рыцарство образовало  между собой некое братство, которое  смогло сблизить друг с другом  все народы. Учреждение рыцарства  послужило объединению людей  в общем поклонении высоким  чувствам.

Вследствие некоторых перемен, которые произошли в военно-политической системе Европы, и злоупотреблений  после нескольких веков своего существования рыцарство пришло в упадок.

Воспоминание о славном  рыцарстве никогда не исчезнет из памяти людей.

Быть может, пройдет еще  время, а рыцарство не исчезнет совершенно бесследно, о нем будут помнить  как об учреждении, которое в свое время добилось многого, – примирило  человека с человеком, народ с  народом. Под тяжелыми доспехами  рыцаря билось нежное и доброе сердце, переполненное любви и милосердия к человечеству.

Дать четкое определение средневековому рыцарству довольно сложно. Рыцарство - феномен средневековья, один из наиболее ярких признаков той эпохи, было слишком многоплановым явлением, чтобы сводить его к обложке  или к статуе в музее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб,1995 г.
  2. Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.
  3. Иванов К.А. «Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2001 г
  4. Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2001 г
  5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.,1987
  6. Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства. СПб,1999 г.

 

          Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. М.,1997 г.

 

 

  1. Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. М.,1997 г.

2 Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.

3 Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.

4 Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.

5 Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г.

6 Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2001 г

7 Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г.

8 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.,1987

9 Руа Ж.Ж. «История рыцарства». - М.: «Алетейа», 2001 г.

10 Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства. СПб,1999 г.

11 Иванов К.А. «Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2001 г

12 Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.

13 Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г.


Информация о работе Рыцарство в эпоху средневековья