Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:29, реферат
Самозванство – безусловно, один из тягчайших грехов. Несмотря на это, оно становилось в некоторые времена расхожим делом, и присваивали себе чужое имя не только самые дурные люди. На Руси эпоха, в центре которой Великая Смута, - золотое время для самозванцев. Их было так много, а значение некоторых столь велико, что исследователи нет-нет, да и задумывались: а не был ли тот или иной из них не таким уж и самозванцем?
Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи Россия, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.
Введение .............................................…………………….…………….….…3
1.Причины появления самозванчества …………………..….…………….…4
2. Феномен самозванства …………………………………………………......6
3. Сколько их и что их гонит? ……………………………………………......7
4. Лжедмитрий I ……………………………………………………….….…...9
5. Лжедмитрий II ………………………………………….………………….12
6. Лжедмитрий III ……….……………….……………………….…………..14
7. Емельян Пугачев ………………………………….…….………………….15
8. Княжна Тараканова ……………………………………………...…………16
9. Тимофей Акундинов ………………………………………….…………...18
Заключение ……………….…………….………………………..…………...24
Список литературы ……………………….………………….………………26
Министерство внутренних дел РФ
Московский университет
Кафедра истории государства и права
Реферат
на тему
«Самозванчество на Руси:
социально-психологический
Выполнил: Проверил:
Курсант 126 учебного взвода ст. преподаватель,
Рядовой полиции к.и.н.полковник полиции
Шешенин А.А. Свирская Е.С.
Введение ..............................
1.Причины появления
2. Феномен самозванства …………………………………………………......6
3. Сколько их и что их гонит? ……………………………………………......7
4. Лжедмитрий I ……………………………………………………….….…...9
5. Лжедмитрий II ………………………………………….………………….12
6. Лжедмитрий III ……….……………….……………………….…………..14
7. Емельян Пугачев ………………………………….…….………………….15
8. Княжна Тараканова ……………………………………………...…………16
9. Тимофей Акундинов ………………………………………….…………...18
Заключение ……………….…………….………………………..…………..
Список литературы ……………………….………………….………………26
Самозванство
– безусловно, один из тягчайших
грехов. Несмотря на это, оно
становилось в некоторые
Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи Россия, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.
Причины появления самозванчества
Ключевский В.О.
считал: «Вопрос, как могла возникнуть
сама идея самозванчества, не
заключает в себе какого-либо
народно-психологического
Первоначально всё внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывается под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя сына Ивана Грозного принял беглый монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванства не поддается решению. Подводя итоги своего исследования, историк с
1
некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванцем был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть; истина от нас пока скрыта».2
Анализируя ход
смуты можно с полным
«Самозванство – это беда, грех и пагуба. Самозванство – Это не быть, а казаться, не жить, а играть. А России нужно не казаться, а быть, быть, быть»- писал Панченко С.С. 3
Я выбрала эту тему, так как её считаю очень интересной. Я узнала много нового, неизвестного мне до этого времени.
Мне нравится тема своей таинственностью, ведь многое в истории еще неизвестно. Некоторые теории построены на догадках, так как нет точных данных. Поэтому в ответах на многие вопросы мы должны делать только предположения.
Сноски
Для того чтобы понять, откуда и почему появились самозванцы, следует обратить внимание на власть (самодержавие). В истории недоверие к прежнему авторитету может достигнуть такой силы, что само по себе сплачивает общность и олицетворяет единство – нации, народа, страны.
Именно это
«раздвоение единого» с
Само представление о царской власти раздвоилось. Есть реальный царь, трактуемый как «незаконный», «неправедный», «дурной» и т.п., и есть желанный царь, противостоящий реальному, который представляется как «добрый», «праведный», а значит, и «законный», «истинный». Первый царь, несмотря на свою «реальность», понимается, как злодей и должен быть свергнут с трона как не отвечающий идеалу царя; другой царь, хотя бы и самозваный, претендует на замещение царя «неистинного», ложного и в общественном мнении выглядит соответствующим идеалу настоящего царя, а поэтому и признается настоящим.
В неблагоразумном
образе действий правительства
и общества, так печально поддержанном
самой природой, вскрылась такая
неурядица общественным
Сколько их и что их гонит?
Этим тревожным
вопросом задавался Владимир
Короленко, исследуя
· «князь» Иван – «сын» Ивана Грозного от Анны Колтовской;
· «царевич» Лаврентий – «внук» Ивана Грозного, «сын» убитого тираном царевича Ивана;
· Три Лжедмитрия;
· Целый выводок «сыновей» царя Федора Иоанновича, который на самом деле с трудом стал отцом лишь умершей в раннем детстве царевны Феодосии: два Петра, Август, Василий, Савелий, Семен, Клементий, Ероша, Мартынка…
· Два лже-Ивашки – «сыновья» Лжедмитрия I и Марины Мнишек;
· «царевич» Симеон – «сын» Алексея Михайловича;
· Петр и Алексей – «сыновья» Петра I;
· Череда «Петров III»;
· Адъютант Опочинин – «сын» Елизаветы Петровны и английского короля, якобы приезжавшего в Россию инкогнито;
· Княжна Тараканова – «дочь» Елизаветы Петровны;
· Отставной солдат Николай Степанов – «сын» Екатерины II;
· «сын» Павла I – «великий князь Константин Павлович;
· Лже-княгиня Лович «жена» Константина Павловича;
· «Анастасия» - «дочь» Николая II, спасшаяся от расстрела…
В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванец был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных бояр Романовых.
Поначалу польский
король Сигизмунд III помогал самозванцу
тайно. Лжедмитрию, принявшему католичество,
с помощью сандомирского
Он умел воодушевить
своим делом воинские массы,
умел подчинить их своим
В октябре 1604
года Лжедмитрий вступил в
южные окраины, охваченные
21 января 1605 года
в окрестностях села Добрыничи
Камарицкой волости произошло
сражение между отрядами
В этот критический
для самозванца период 13 апреля 1605
года внезапно умер царь Борис
Годунов и на престол вступил
его 16-летний сын Федор.
1 июня 1605 года
Москва присягнула самозванцу, обосновавшемуся
в Кремле. «В 7113 (1605) году, 7 числа июля
месяца, в воскресенье, патриарх
великой Москвы и всея Руси
Кир Игнатий со всеми своим
архиерейским собором, со
«Через шесть
дней бояре и весь синклит
двора, устроивши совещание,
Народ Московский,
без согласия великих бояр, бросился
на поляков и многих бояр, боярынь,
многих благородных детей и
многих воинов умертвил и
Информация о работе Самозванчество на Руси: социально-психологический феномен