Самозванчество на Руси: социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:29, реферат

Описание

Самозванство – безусловно, один из тягчайших грехов. Несмотря на это, оно становилось в некоторые времена расхожим делом, и присваивали себе чужое имя не только самые дурные люди. На Руси эпоха, в центре которой Великая Смута, - золотое время для самозванцев. Их было так много, а значение некоторых столь велико, что исследователи нет-нет, да и задумывались: а не был ли тот или иной из них не таким уж и самозванцем?
Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи Россия, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.

Содержание

Введение .............................................…………………….…………….….…3

1.Причины появления самозванчества …………………..….…………….…4
2. Феномен самозванства …………………………………………………......6
3. Сколько их и что их гонит? ……………………………………………......7
4. Лжедмитрий I ……………………………………………………….….…...9
5. Лжедмитрий II ………………………………………….………………….12
6. Лжедмитрий III ……….……………….……………………….…………..14
7. Емельян Пугачев ………………………………….…….………………….15
8. Княжна Тараканова ……………………………………………...…………16
9. Тимофей Акундинов ………………………………………….…………...18

Заключение ……………….…………….………………………..…………...24

Список литературы ……………………….………………….………………26

Работа состоит из  1 файл

реферат 234.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Министерство внутренних дел РФ

Московский  университет

 

 

 

 

 

Кафедра истории государства  и права

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Самозванчество на Руси: социально-психологический феномен»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:     Проверил: 

Курсант 126 учебного взвода     ст. преподаватель,

Рядовой полиции     к.и.н.полковник полиции

Шешенин А.А.     Свирская Е.С.

 

 

 

 

 

 

                                                   Москва 2012 г.

                                                      Содержание

 

 

 

 

 

 Введение   .............................................…………………….…………….….…3

 
1.Причины появления самозванчества   …………………..….…………….…4

2. Феномен самозванства  …………………………………………………......6

3. Сколько их и что их гонит?   ……………………………………………......7

4. Лжедмитрий I   ……………………………………………………….….…...9

5. Лжедмитрий II  ………………………………………….………………….12

6. Лжедмитрий III   ……….……………….……………………….…………..14

7. Емельян Пугачев  ………………………………….…….………………….15

8. Княжна Тараканова  ……………………………………………...…………16

9. Тимофей Акундинов   ………………………………………….…………...18

 
Заключение   ……………….…………….………………………..…………...24 
 
Список литературы   ……………………….………………….………………26

                                                           

                     

                                       

 

                                             Введение

 

 

 

 

   Самозванство  – безусловно, один из тягчайших  грехов. Несмотря на это, оно  становилось в некоторые времена  расхожим делом, и присваивали  себе чужое имя не только  самые дурные люди. На Руси  эпоха, в центре которой Великая  Смута, - золотое время для самозванцев. Их было так много, а значение некоторых столь велико, что исследователи нет-нет, да и задумывались: а не был ли тот или иной из них не таким уж и самозванцем?

   Бедствия Смутного  времени потрясли ум и душу  русских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи Россия, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.

                                                           

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Глава 1

                              Причины появления самозванчества

 

 

 

   Ключевский В.О.  считал: «Вопрос, как могла возникнуть  сама идея самозванчества, не  заключает в себе какого-либо  народно-психологического затруднения.  Таинственность, какою была окружена  смерть царевича                                                           Димитрия, порождала противоречивые толки, из которых воображение выбирало наиболее желаемые, а всего более желали благополучного исхода, чтобы царевич оказался в живых устранил тягостную неясность, которой заволакивалось будущее. Расположены были, как всегда в подобном случае, безотчетно верить, что злодейство не удалось, что проведение и на этот раз постояло на страже мировой правды и приготовило возмездие злодеям».1

   Первоначально всё внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывается под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя сына Ивана Грозного принял беглый монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванства не поддается решению. Подводя итоги своего исследования, историк с 

 

1

некоторой грустью писал: «Нельзя  считать, что самозванцем был  Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть; истина от нас пока скрыта».2

 

 

   Анализируя ход  смуты можно с полным основанием  утверждать, что важна не была  не личность самозванца, а роль, им сыгранная.

   «Самозванство  – это беда, грех и пагуба. Самозванство  – Это не быть, а казаться, не  жить, а играть. А России нужно не казаться, а быть, быть, быть»- писал Панченко С.С. 3

   Я выбрала эту  тему, так как её считаю очень  интересной. Я узнала много нового, неизвестного мне до этого  времени.

   Мне нравится тема своей  таинственностью, ведь многое  в истории еще неизвестно. Некоторые теории построены на догадках, так как нет точных данных. Поэтому в ответах на многие вопросы мы должны делать только предположения.

 

 

 

Сноски                                                                                          

                                                        

 

                                                          Глава 2

                                        Феномен самозванчества

 

 

 

   Для того чтобы  понять, откуда и почему появились  самозванцы, следует обратить внимание на власть (самодержавие). В истории недоверие к прежнему авторитету может достигнуть такой силы, что само по себе сплачивает общность и олицетворяет единство – нации, народа, страны.

   Именно это  «раздвоение единого» с самодержавием случилось вскоре после смерти Ивана Грозного: «духовная аппозиция» кроткого и блаженного Федора, пресечение династической ветви «Рюриковичей» в связи с гибелью царевича Дмитрия, жестокое правление Бориса Годунова – «чужака» и в своем роде «самозванца», - было ступенью падения авторитета самодержавия, приведшего к появлению уже настоящего самозванца – в окружении иностранного войска, честолюбивых бояр, изменивших непопулярному Годунову и жаждущих реванша, и народа, чаявшего «настоящего», «хорошего» царя.

   Само представление о царской власти раздвоилось. Есть реальный царь, трактуемый как «незаконный», «неправедный», «дурной» и т.п., и есть желанный царь, противостоящий реальному, который представляется как «добрый», «праведный», а значит, и «законный», «истинный». Первый царь, несмотря на свою «реальность», понимается, как злодей и должен быть свергнут с трона как не отвечающий идеалу царя; другой царь, хотя бы и самозваный, претендует на замещение царя «неистинного», ложного и в общественном мнении выглядит соответствующим идеалу настоящего царя, а поэтому и признается настоящим.

   В неблагоразумном  образе действий правительства  и общества, так печально поддержанном  самой природой, вскрылась такая  неурядица общественным отношений,  такой социальный разброд, с которым по пересечении династий трудно было сладить обычными правительственными средствами. Эта вторая причина Смуты, социально-политическая, в со единении с первой, династической, сильно, хотя и косвенно, поддержала Смуту тем, что обострила действие первой, выразившейся в успехах самозванцев. Поэтому самозванчество можно признать тоже производной причиной Смуты, вышедшей из совокупного действия обеих коренных.

 

 

 

 

                                                         Глава 3

                                     Сколько их и что их гонит?

 

 

 

 

   Этим тревожным  вопросом задавался Владимир  Короленко, исследуя психологию  самозванства. В самом деле, сколько  их было? Трудно сказать. Лженеронов  было, по крайней мере, три. Особенно  поражало Короленко количество российских самозванцев, заставивших писателя прийти к горестному выводу, что «Россия вообще страна самозванцев». Имеющиеся в нашем расположении факты из русской истории о самозванцах и впрямь поражают:

 

 

·          «князь» Иван – «сын» Ивана Грозного от Анны Колтовской;

·           «царевич» Лаврентий – «внук» Ивана Грозного, «сын» убитого тираном царевича Ивана;

·          Три Лжедмитрия;

·          Целый выводок «сыновей» царя Федора Иоанновича, который на самом деле с трудом стал отцом лишь умершей в раннем детстве царевны Феодосии: два Петра, Август, Василий, Савелий, Семен, Клементий, Ероша, Мартынка…

·          Два лже-Ивашки – «сыновья» Лжедмитрия I и Марины Мнишек;

·          «царевич» Симеон – «сын» Алексея Михайловича;

·          Петр и Алексей – «сыновья» Петра I;

·          Череда «Петров III»;

·          Адъютант Опочинин – «сын» Елизаветы Петровны и английского короля, якобы приезжавшего в Россию инкогнито;

·           Княжна Тараканова – «дочь» Елизаветы Петровны;

·          Отставной солдат Николай Степанов – «сын» Екатерины II;

·          «сын» Павла I – «великий князь Константин Павлович;

·          Лже-княгиня Лович «жена» Константина Павловича;

·          «Анастасия» - «дочь» Николая II, спасшаяся от расстрела…

 

                                              

 

                                                         

                                                          Глава 4

                                                   Лжедмитрий I

 

 

 

 

   В 1602 году в  Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванец был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных бояр Романовых.

   Поначалу польский  король Сигизмунд III помогал самозванцу  тайно. Лжедмитрию, принявшему католичество, с помощью сандомирского воеводы  Юрия Мнишека, на дочери которого  – Марине – он обещал жениться, удалось собрать отряд наемников из 4 тыс. человек.

   Он умел воодушевить  своим делом воинские массы,  умел подчинить их своим приказаниям  и обуздать дисциплину, насколько  это допускали общие условия  места и времени; он был действительным  руководителем поднятого им движения.

   В октябре 1604 года Лжедмитрий вступил в  южные окраины, охваченные волнениями  и восстаниями. На сторону самозванца  перешел ряд городов, он получил  пополнение отрядами запорожских  и донских казаков, а также  местных повстанцев. К началу 1605 года под знаменами «царевича» собралось более 20 тыс. человек.

   21 января 1605 года  в окрестностях села Добрыничи  Камарицкой волости произошло  сражение между отрядами самозванца  и царским войском во главе  с князем Мстиславским. Разгром  был полный: Лжедмитрий I чудом спасся бегством в Путивль.

   В этот критический  для самозванца период 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис  Годунов и на престол вступил  его 16-летний сын Федор. Боярство  не признало нового царя. 7 мая  на сторону Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью.

   1 июня 1605 года  Москва присягнула самозванцу, обосновавшемуся  в Кремле. «В 7113 (1605) году, 7 числа июля  месяца, в воскресенье, патриарх  великой Москвы и всея Руси  Кир Игнатий со всеми своим  архиерейским собором, со всеми  великими боярами, сикритом и всем народом во всечестном соборном храме Пречистой Богородицы венчали в цари великой Москвы и всей России именуемого Димитрием Ивановичем». Однако скоро надежды на «доброго и справедливого» царя рухнули. На русский престол сел польский ставленник. Чужеземцы, наводнившие столицу, вели себя, как в завоеванном городе. По всей стране говорили, что шапкой Мономаха завладел беглый монах. Бояре также более не нуждались в царе-авантюристе. Новому заговору предшествовала свадьба Отрепьева с Мариной Мнишек – католичка была увенчана царской короной православного государства. Москва забурлила.

   «Через шесть  дней бояре и весь синклит  двора, устроивши совещание, предали  сего царя Димитрия позорной  смерти. Скинувши с него царские  одежды, нагим тащили его вон из дворца по улице и бросили на площади. Там в течении четырех дней он находился без призора и непохороненным. Все, видевшие его, насмехались над ним и называли его преступником, лжецом и расстригою. Позорили его и жестоко насмехались над ним мужчины и женщины, малые и большие. После позорной смерти его люди не дальновидные выдали свите ее царицу Марию, которая и послужила причиной всех бед, как некогда Елена для великого города Троя, не предвидя по недальновидности грядущее, что может произойти отсюда.

   Народ Московский, без согласия великих бояр, бросился  на поляков и многих бояр, боярынь,  многих благородных детей и  многих воинов умертвил и отнял  у них имущество и оружие  их. Великие бояре и дьяки двора,  и писцы с великим трудом  и усилием успокоили неразумный народ, так как он намеревался стереть с лица земли всех пришедших из Польши. После четырех дней, извлекши труп его, сожгли вне Москвы, и в тот час, в который извлекли труп за город, пала вся крыша великих ворот крепости. Кровля была большая, высокая и прочная. Это послужило признаком начала ужасных бедствий. Этот Димитрий процарствовал в великой Москве десять месяцев и прежде венчания на царство месяцев восемь и двенадцать дней. Царствование не принесло пользы ему, а скорее причинило вред».

Информация о работе Самозванчество на Руси: социально-психологический феномен