Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:51, шпаргалка

Описание

1. Новые подходы к истории.
2. Достоинства и недостатки формационного классового подхода.
....
93. Замыслы и итоги перестройки. Эволюция умонастроений.
95. Рыночные реформы 90х гг. в России, их результаты и социальная цена.
96. Развал СССР. Трудности демократизации политической системы.
99. Цивилизационный выбор современной России

Работа состоит из  1 файл

история России.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 

91. Кризис мировой  системы социализма. "Бархатные  революции".

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

После окончания Второй мировой войны руководство СССР придавало важное значение построению социализма в освобожденных от фашистской агрессии странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Политический режим, в основном в форме народных демократий, утвердился в Польше, Германской Демократической Республике, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии и Албании. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Советский Союз способствовал  приходу к власти коммунистических партий в этих странах, а также оказывал им экономическую помощь. Некоторые из преобразований (например, индустриализация) вели к появлению технологических элементов индустриального общества. Однако при этом предусматривалось создание общественно-политической системы под контролем коммунистических партий.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и  распространение ее на Юго-Восточную  Европу и Азию заложил основы для  возникновения сообщества стран, получившего  название "мировая система социализма" (МСС) - новой системы, просуществовавшая более 40 лет.

В государствах Восточной  Европы такая политика встречала  сопротивление со стороны части  общества. В некоторых странах  оно подавлялось с помощью  силы. Так произошло в ГДР в 1953 г., в Венгрии, в Чехословакии. В 1970—1980-е гг. в ряде социалистических стран Европы сложились оппозиционные власти движения, а на рубеже 1980— 1990-х гг. произошли демократические революции. Окончилась «холодная война», пал «железный занавес», разделявший Восточную и Западную Европу. Благодаря этому сложились новые условия для расширения сотрудничества народов Европы и всего мира.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МСС удалось  добиться известных положительных  результатов в развитии народного  хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах МСС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны МСС все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений,

Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат — безуспешность процесса преобразований.

На фоне серьезных  кризисных явлений руководство  социалистических стран Европы, оценивая достижения 50—60-х гг. в экономической  сфере пришло к выводу о завершении этапа строительства социализма и переходе к новому этапу — "строительству развитого социализма"

Кризисная ситуация явно обозначалась и в сфере межгосударственного  экономического сотрудничества.

В конце 80-х гг. по странам  Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно — во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария),

Демократические революции  явились необходимым условием для  последующих преобразований в сфере  экономических отношений. Повсеместно  стали восстанавливаться рыночные отношения.

Термин "Бархатная революция" применяется и к восточноевропейским странам, где в конце 1980-х - начале 1990-х произошел бескровный переход от социалистической к либеральной системе. Впоследствии термин "бархатная революция" стал применяться для различного рода свержений режимов по всему миру без военного участия.

«Бархатные революции» в странах Восточной Европы (и  в Монголии), в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определенную методологическую проблему. В результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя,  Они были осуществлены самими правящими элитами этих стран, которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность),.

 Некоторыми «бархатные революции» рассматриваются как контрреволюции.

Ученые и исследователи  разработали схему обязательных этапов революций буржуазного и  советского типа. В соответствии с  этой схемой «бархатные революции» (так  же как и события августа 1991 года в СССР) являются лишь одним из этапов революционного процесса.

 

93. Замыслы  и итоги перестройки. Эволюция  умонастроений.

Хронологические рамки - 1985-1991 годы. То есть период с начала перестройки и до окончания существования  Советского Союза. Это - если определять эти рамки с позиций внутренней истории Советского государства. С точки же зрения международной политики это - этап, начатый первыми энергичными попытками советского руководства, возглавляемого М.С.Горбачевым, переломить ход мировых событий, вырвать свою страну и весь мир из порочного круга «холодной войны»; и завершившийся прекращением этой войны и окончанием конфронтации.

Перестройка во внутренней политике, охватившая все - и мировоззренческие  подходы: мышление, и практические действия – обусловила непростые, а подчас драматические, переход от замкнутого, оторванного от внешнего мира «самодостаточного» и во многом мифологизированного мировоззрения - к попытке открыться, освоить все лучшее, что дала цивилизация; от милитаризированного автаркизма, замешанного на тоталитарных идеях и действиях, к попытке создать новую политическую и экономическую систему - систему, основанную на плюрализме собственности и политической жизни, воплощенную в правовом государстве и реальной демократии, способную на деле обеспечить соблюдение прав человека, поставить именно Человека в центр общественного бытия. Не все из этих замыслов удалось реализовать - путч 1991 года, а затем развал Союза прервали ход событий. Но многое сделать удалось. Главное - была сломлена тоталитарная политика прошлого, в значительной мере обеспечена невозможность поворота вспять. Подобное преобразование - или глубокая реформация общества не могла, естественно, быть осуществлена без изменения отношений страны с внешним миром.

 Сама нравственная  суть перестройки требовала новых внешнеполитических подходов и новой политики на мировой арене. А, с другой стороны, перестройку и невозможно было бы развернуть, если бы не была прекращена «холодная война». Военно-промышленный комплекс и его политика не могли быть фундаментом демократического обновления общества.

Важнейшим стимулом рождения нового мышления было осознание тогдашним  советским руководством опаснейшей ситуации, в которой находился  весь мир. Балансирование на грани ядерной  войны (хотя никто не желал ее, - она могла вспыхнуть по ошибке) поставило вопрос о выживании человечества. То есть, прежде всего, об отвращении угрозы Апокалипсиса.

И первой задачей нового мышления, новой советской политики как раз и было - добиться прекращения конфронтации. Потом, в конце 80-х годов, когда перелом в этом плане был уже достигнут, перед новым мышлением встала новая задача - содействовать строительству «нового мирового порядка» или, как говорил Горбачев, переходу человечества к долговременному мирному периоду своего существования. Прежде всего само рождение новой концепции давалось очень непросто: старые стереотипы, устоявшиеся догмы мешали .этому. Ведь вся прежняя, доперестроечная внешнеполитическая концепция была построена на идее непреодолимого раскола мира на две противоположные общественные системы, постоянной борьбы между ними, борьбы, которая должна была - это считалось аксиомой - завершиться вытеснением «капитализма» «социализмом» на всем земном шаре. По сути своей вся прежняя конструкция внешнеполитической идеологии и деятельности носила конфронтационный характер. То же самое имело место и с другой стороны, с Запада. И пока старая ситуация сохранялась, рассчитывать на реальное улучшение положения дел не приходилось. Сохранялось своего рода «вооруженное перемирие».

Отказ от прежней системы координат требовал больших усилий. Но этот отказ состоялся. Вывод о взаимозависимости и взаимосвязанности, растущей целостности мира  по существу означал: с идеей о непреодолимом расколе мира покончено. Затем были сделаны и другие выводы - о неприемлемости политики силы, о категорической важности нахождения баланса интересов друг друга, уважения права каждого народа на выбор пути развития - и изменение ранее сделанного выбора, о приоритете общечеловеческих интересов и ценностей над любыми другими.

Первое - наверняка не останется незамеченным тот факт, что в период перестройки (причем чем дальше, тем очевиднее) внешнеполитические декларации немедленно реализовались  в конкретных предложениях, а затем  и действиях. Практически ведь почти  все основные конкретные задачи, выдвигавшиеся М.С.Горбачевым и относящиеся к рассматриваемому периоду времени, были решены. Новое мышление с этой точки зрения предстает, как единство слова и дела (чего так не хватало политике Москвы до 1985 года, а затем в 1992-1999 годах).

И второе - как бы ни судить об итогах нового мышления, налицо ряд  бесспорных результатов его претворения  в жизнь: прекращение конфронтации, начало сокращения ядерных вооружений и обычного оружия; обретение народами ряда стран, прежде всего - Восточной и Центральной Европы реального права на выбор собственного пути развития, ликвидация там тоталитарных режимов, мирное воссоединение Германии; утверждение в Европе и мире новой атмосферы, позволившей приступить к ликвидации ряда локальных конфликтов, давшей всем странам возможность по-новому осознать свои национально-государственные интересы и задачи, приступить к их реализации.

Тем самым подтвердилось: политика нового мышления, основанная на приоритете общечеловеческих ценностей, дает всем народам осязаемые результаты и не наносит ущерба ни одному из них; методы нового мышления - политические, цивилизованные, гуманные - позволяют обеспечить решение многих, даже казавшихся неразрешимыми, проблем, освобождают окружающую нас политическую среду от страха, неоправданных подозрений и необоснованных претензий.

 

95. Рыночные  реформы 90х гг. в России, их  результаты и социальная цена.

В 1-ом полугодии 1993 года курс доллара резко возрос. Для  того чтобы уменьшить привлекательность  доллара и замедлить рост его курса, ЦБ в конце мая 1993 года ввел лимиты ведения банками открытой валютной позиции, призванные ограничить возможности ведения спекулятивных операций на валютном рынке и теснее привязать совершаемые на нем операции к потребностям финансирования внешнеэкономической деятельности. В это же время денежные власти стали с помощью валютных интервенций удерживать курс рубля. Такую возможность они получили благодаря накоплению валютных резервов вследствие существенного сокращения импорта в 1 полугодии 1993 г. Принятые меры привели к тому, что с середины июня наступила стабилизация курса рубля. Возникший острый политический конфликт вновь резко увеличил спрос на доллары. Продолжать дальше валютные интервенции в тех же масштабах ЦБ уже в октябре не мог. В итоге стало ясно, что в условиях высоких темпов роста денежной массы использовать механизм валютных интервенций для стабилизации курса слишком накладно для государства. Положительные тенденции на валютном рынке наметились в первом полугодии 1994 года. Обменный курс рос медленнее, чем цены, и уменьшилась заинтересованность в приобретении инвалюты, как средства накопления. В первом полугодии валовой внутренний продукт сократился. Значительно возросли неплатежи. Собираемость налогов и других бюджетных доходов снижалась по ряду причин. Определенное психологическое влияние оказал избранный исполнительной властью осенью 1993 г. способ разрешения конфликта с законодательной посредством нарушения Конституции и расстрела здания Верховного совета. Он фактически стимулировал криминализацию экономики, облегчил развитие уже зародившейся ранее системы “крыш”, собиравших с мелкого и среднего бизнеса те налоги, которые должны были поступать в бюджет. В июле-августе стала рушиться пирамида МММ, что побудило население вновь обратиться к валюте, а следовательно произошел новый скачек цен и ускорился рост курса доллара. Эти негативные тенденции продолжались и в начале октября 1994 года. Резко падение рубля вызвало очень резкую реакцию Б.Ельцина.

Развитие событий на валютном рынке в октябре подтвердило обоснованность того что, решить проблему экономической стабилизации лишь методами денежно-кредитного регулирования невозможно. Требовались также институциональные изменения, призванные изменить поведение экономических агентов. Ведь многие предприятия не могли наладить выпуск конкурентоспособной продукции и успешно работать без эмиссионной подпитки, потому что их руководители больше думали о том, как завершить приватизацию с пользой для себя, чем о налаживании производства. Нередко с этой целью было выгоднее ухудшить финансовое положение предприятия, тем более что в ходе реформ была нарушена непосредственная связь между доходом руководителя и состоянием вверенного ему дела.

Положение на валютном рынке  вновь ухудшилось в декабре, когда  началась война в Чечне. Спрос на валюту снова возрос.

Принципиально важный шаг  был намечен в заявлении ЦБ и правительства об экономической  политике на 1995 год от 10 марта. В нем  предусматривался отказ от использования  прямых кредитов ЦБ для финансирования дефицита федерального бюджета. Прекращение финансирования бюджета за счет льготных кредитов ЦБ являлось действительно радикальным шагом для прекращения инфляции. Несомненно некоторые расходы в то время можно было сократить. Прежде всего следовало немедленно прекратить войну в Чечне. Она не только требовала значительных затрат на ее ведение, но давала возможность разным чиновникам наживаться путем расхищения тех средств, которые выделялись как на ее ведение, так и на ликвидацию потерь от нее, например, на строительство разрушенных зданий и сооружений. Непосильной для страны была и общая численность вооруженных сил, в состав которых входили не только подразделения Министерства обороны, но и целого ряда других ведомств. Но об этом речи не шло. Можно было бы сократить и расходы по управлению, ибо число чиновников различного уровня непрерывно росла с началом рыночных реформ вопреки всякой логики. Но и в этом направлении не было сделано действенных шагов. Сокращали же бюджетные расходы путем задолженности по оплате труда и других необходимых затрат бюджетных учреждений, что являлось по существу незаконным и экономически нецелесообразным.

Нормальных условий  для привлечения иностранных  инвестиций ни законодательная, ни исполнительная власти не стремились. Так, в конце  августа 1995 г. Президент России издал указ о проведении залоговых аукционов государственных пакетов акции под денежные ссуды. В нем не упоминалось о каких-либо ограничениях на участие в торгах иностранных инвесторов. Но в середине октября правительство объявило о запрете на их участие. Смысл этого запрета заключался в том, чтобы не допустить действительного конкурса, а раздать государственные пакеты акций заранее намеченным коммерческим структурам, тем самым, способствуя выращиванию так называемых олигархов. А уж они в свою очередь могли при желании позднее продать иностранцам часть акций этих предприятий на фондовом рынке, по цене многократно превышавшей ту, по которой они их приобрели на залоговом аукционе. В связи с ужесточением денежной политики на протяжении года в стране еще больше стало неплатежей, бартера, денежных суррогатов, в силу чего сокращалась налогооблагаемая база. Многие руководители предприятий приспособились и научились извлекать выгоду из такой безденежной экономики, уходя от налогов и не выплачивая своим работникам полностью зарплату. Влиятельные руководители крупных структур, используя различные схемы, не платили налоги, а чтобы компенсировать этот недобор, налоговики пытались сверх всякой меры усилить нажим на мелкий и средний бизнес. Надеясь на то, что по мере сохранения финансовой стабилизации, денежная экономика постепенно вытеснит бартер, власти и в 1997 г. продолжали прежний курс.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"