Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:51, шпаргалка
1. Новые подходы к истории.
2. Достоинства и недостатки формационного классового подхода.
....
93. Замыслы и итоги перестройки. Эволюция умонастроений.
95. Рыночные реформы 90х гг. в России, их результаты и социальная цена.
96. Развал СССР. Трудности демократизации политической системы.
99. Цивилизационный выбор современной России
Очередное поражение повстанческая армия нанесла полякам под Пилявцами и двинулась ко Львову. Взяв большую контрибуцию с этого города, народная армия двинулась к крепости Замостье и осадила ее. Отсюда открывалась дорога на Варшаву. Но из-за неблагоприятных погодных условий и изменения политической ситуации осада города была снята. Хмельницкого торжественно встречали в Киеве.
Летом 1649 г. произошла Зборовская битва, складывавшаяся благоприятно для восставших. Однако из-за измены крымского хана Хмельницкий был вынужден заключить так называемый Зборовский трактат, который устанавливал реестр в 40 тыс. человек, содержал и некоторые другие статьи, выгодные восставшим. В целом этот документ можно рассматривать как сугубо паллиативный, но не решивший тех задач, которые стояли перед восставшими.
Летом 1650 г. повстанческая армия в союзе с татарами совершила поход в Молдавию, которая могла стать в дальнейшем плацдармом наступления поляков на Украину. Результатом похода было подписание договора с Молдавией. Хмельницкий также всячески поддерживал народное движение на территории Белоруссии, прекрасно понимая, что оно надежно сковывает военные силы литовских панов.
Еще летом 1648 г. казацкая старшина обращается за помощью к Москве. Однако ни в этом, ни в следующем, ни даже в 1650 г. Россия не могла откликнуться на просьбу казачества. Причины тому были и объективные, и субъективные. Сложной была обстановка в самой России, и российское правительство боялось новой войны с Польшей; не было веры в силы восставших, убежденности в том, что это не обычное казацкое восстание, каких много было и прежде. В феврале 1651 г. состоялся Земский собор, участники которого единодушно высказались за необходимость поддержать Украину в ее борьбе. Однако конкретной помощи тогда оказано не было.
В июне 1651 г. в сражении под Берестечком снова изменил татарский хан, который к тому же еще и увел самого Хмельницкого с поля боя, что привело к поражению восставших. В итоге Белоцерковский договор, заключенный в сентябре 1651 г., ограничил казацкий реестр, оставив в нем 20 тыс. человек. Положение Украины укрепила победа в битве под Батогом весной 1652 г. однако изменнический договор между поляками и крымским ханом привел к поражению повстанцев в окрестностях Жванца.
Для России пришла пора решительных действий. В октябре 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным. Рада в Переяславле 8 января 1654г. высказалась за вхождение Украины в состав России.
Так закончилась освободительная война 1648-1654 гг, — произошел исторический акт воссоединения двух братских народов. Для того чтобы дать объективную оценку этим событиям, надо посмотреть, что же произошло дальше. В состав России вошла лишь Левобережная Украина — земли Киевская, Черниговская и Брацлавская. Правобережная Украина оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до разделов Польши в конце XVIII в. В ходе освободительной войны на территории Левобережной Украины возникло своеобразное государство — гетманство, впитавшее в себя лучшие традиции казацкой демократии, восходившей, как уже отмечалось, к временам еще Древней Руси. Половодьем народной войны польское шляхетское землевладение было смыто, и развитие крупного землевладения начинается как бы заново.
Большое распространение получает свободная заимка земли, благоприятная ситуация складывается для жизнедеятельности сельской и городской общин. Администрация гетманства основным своим звеном имела народное собрание — казацкий круг, который избирал аршину и контролировал его деятельность. Будучи включенным в став России, переживавшей процесс централизации власти, гетманство оказалось в достаточно сложном положении. Отношения с Россией оформлялись в виде так называемых статей (Мартовские 1654 г., Переяславские 1659 г., Московские 1665 г., Глуховские 1669 г.), и с каждым новым договором политические права гетманства ущемлялись, самоуправление на Украине ограничивалось. (В следующем столетии украинское крестьянство попало под закрепостительный пресс русского царизма, и в 1783 г. Екатерина II одним росчерком пера закрепостила остававшееся до той поры еще свободным украинское крестьянство.) Однако еще в начале XVIII в. русские вельможи получили на территории Левобережной Украины огромные латифундии (от них, впрочем, не отставали и быстро богатевшие местные землевладельцы).
Без учета всех этих моментов трудно было бы понять так называемую Руину — деятельность гетманской верхушки после смерти в 1657 г. Богдана Хмельницкого. Обычно пропольскую ориентацию Ивана Выговского (следующего после Богдана гетмана, заключившего с поляками Гадячский договор, который фактически отменял постановление Переяславской рады) и польские симпатии Юрия Хмельницкого (сына Богдана, ставшего гетманом после Выговского) объясняют существованием магнатско-шляхетского своеволия, что открывало широкий простор для гетманского произвола и обогащения. Но не учитывать и достаточно жесткой политики России было бы совершенно неправомерно.
Итак, можно сделать следующий вывод. Для Левобережной Украины в сложившейся ситуации не было иного выхода, как присоединиться к России. Это имело положительное значение для населения Левобережной Украины: было уничтожено чужеземное порабощение, украинцы объединились с близким по культуре и вере братским народом. Но оказавшись с этим народом в одной государственной и политической системе, население Левобережной Украины вынесло на своих плечах те же тяготы, что и русский народ.
35. Русская культура 17 в.
Как уже отмечалось, Россия в XVII в. сделала первые попытки расстаться со стариной, осуществить реформы, способные вывести страну на современные, с точки зрения европейской, позиции. Неудивительно поэтому, что XVII в. оказался переломным и в истории русской культуры, для которой становилось характерным "обмирщение", усиление интереса к личности человека, а также намечающееся сближение с западной культурой. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями. Появилось желание разобраться в происходящем, в условиях русской жизни, в причинах свалившегося на страну несчастья, отказаться от вековых предрассудков и устроить жизнь лучше. В XVII в. постепенно возрастала грамотность населения. Особенно много умеющих читать и писать было среди купцов и помещиков. Московский Печатный двор массовым тиражом издавал книги и учебники по грамматике и арифметике, хотя преобладали книги рукописные. Азбука В. Бурцева тиражом 2400 экземпляров, опубликованная в 1634 г., разошлась в один день, впоследствии несколько раз переиздавалась. Светская литература, представленная в основном учебниками, составляла лишь небольшую часть всех изданий, 85 % печатной продукции приходилось на религиозную литературу. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Количество грамотных стало быстро увеличиваться в связи с появлением первых школ. В 1649 г. Ф. М. Ртищев, один из видных государственных деятелей периода царствования Алексея Михайловича, на свои средства открыл школу в московском Андреевском монастыре. Появилось еще несколько частных школ - для обучения молодых дворян, подьячих. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия, которая одновременно была и средним, и высшим учебным заведением, готовившим кадры высшего духовенства и государственных чиновников. Научное знание имело преимущественно прикладной характер. Практическая математика применялась при описании земель, в торговом и военном деле. С военным делом в первую очередь были связаны механика, физика, химия. Развивалось медицинское знание, основанное на народных традициях и переводных иностранных лечебниках. На русском языке появился труд о строении человеческого тела основоположника анатомии Андреаса Везалия. В Аптекарском приказе обучали врачей и фармацевтов. Развивались астрономия и география. В середине XVII в. в России стала известна гелиоцентрическая система Коперника. Составляются географические карты, число которых к концу века значительно возросло в немалой степени благодаря экспедициям в Сибирь. В общественно-политической мысли первой половины XVII в. нашло отражение стремление осмыслить события Смутного времени, изобразить его героев. Среди публицистических работ анонимных авторов - "Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском" и др. К историческим сочинениям о смуте следует отнести "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына и др. Во второй половине века в произведениях Юрия Крижанича и Симеона Полоцкого ярко проявилось обоснование принципов ничем не ограниченного самодержавия. Продолжалось летописание. "Новый летописец", составленный в 30-х гг., излагает события после смерти Ивана Грозного. Это была одна из последних русских летописей, их меняют литературно-повествовательные, имеющие обобщающий характер исторические сочинения. К ним можно отнести "Синопсис" (обозрение) - труд киевского ученого И. Гизеля, посвященный обзору событий с древности и до XVII в., связанных в основном с юго-западной Русью. Автором исторического сочинения о правлении царевны Софьи был Сильвестр Медведев. Все более светской становится литература, причем появились ее новые жанры. Бытовая реалистическая повесть ставит в центр повествования уже не историческое лицо, а вымышленный персонаж; изображали в основном купцов и простых горожан, а также дворян ("Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть об Улиании Осорьиной" и др.). Сатирическая повесть пародировала нравы церковников, бюрократическое делопроизводство, неправый суд ("Сказание о попе Савве и великой его славе","Сказание о куре и лисице". "Повесть о Шемякином суде"). Приглашенный в 1661 г. в Россию для обучения царских детей ученый и поэт из Белоруссии Симеон Полоцкий помимо публицистических произведений пишет два сборника стихотворений. Важно отметить, что большое культурное влияние на государство в рассматриваемый период оказывали западнорусские земли, Украина и Белоруссия, входившие в состав Речи Посполитой. Именно оттуда, опасаясь "латинства", правительство приглашало православных ученых; Украина и Белоруссия становились каналами проникновения в Россию западноевропейских понятий и ценностей. Сочетанием "старины и новизны" отмечены также архитектура и изобразительное искусство. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек второй половины XVII в. - царский дворец в подмосковном селе Коломенское. Увеличивается число общественных зданий государственного и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре. В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые храмы, приобретавшие все большую декоративность. Стремление к внешней красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского начала в архитектуре. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др. В конце XVII в. в церковном строительстве возникает т.н. нарышкинское или московское барокко, характерными чертами которого были многоярусность, строгость пропорций, пышность убранства зданий. Одна из наиболее известных построек в этом стиле - московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. К. Нарышкина. Несмотря на строгую церковную регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушакова, в течение 30 лет фактически возглавлявшего живописное дело. Живые, одухотворенные человеческие лица глядят на нас с его икон "Спас нерукотворный", "Вседержитель", "Троица". В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр (фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни), парсуна (портретные изображения), пейзаж, служивший фоном для икон. В 1672 г. появился первый придворный театр, в котором разыгрывались пьесы на библейские и исторические сюжеты
36. Предпосылки
петровских реформ, альтернативы
дальнейшего развития.
После хозяйственного подъема в конце
XVII века вследствие развития внутренней
торговли, когда объем поступлений в казну
за 20 лет увеличился вдвое и составил 3
млн. рублей, экономический рост существенно
замедлился. Это было вызвано прежде всего
началом Северной войны, ведение которой
требовало большого напряжения платежеспособных
сил населения. Расходы начали превышать
доходную часть бюджета, и если первые
три года разрыв между расходами и доходами
государства покрывался за счет остатков
прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались,
и начал нарастать финансовый кризис.
Дефицит бюджета достиг огромной по тем
временам суммы - 500 тыс. рублей. Слабая
пригодность существовавшей финансовой
системы для решения такой задачи была
очевидна. Требовался новый подход к устройству
административного аппарата. При сборе
денег с приказов выяснилось хаотическое
состояние отчетности - ни дума, ни Большая
казна не могли сказать, какие суммы находятся
в движении по приказам. Твердых и постоянных
норм налогообложения не было, они могли
меняться от того кто и как собирал налоги.
Люди, допущенные к сбору денег, слишком
часто оставляли значительную их часть
в своем распоряжении. Малоуспешная борьба
с казнокрадством велась в обстановке
хронического дефицита средств на самые
неотложные нужды. Общегосударственная
роспись доходов и расходов отсутствовала.
О том, что получалось при таком порядке
свидетельствует письмо сенатора графа
А. В. Макарову: «Истинно во всех делах
как слепые бродим и не знаем, что делать,
стали везде великие расстрои, а где прибегнуть
и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда
не возят, дела почитай все становятся».
Реформаторские действия Петра I на рубеже
XVII-XVIII веков не были случайностью: страна
достигла поворотного пункта в своей истории.
Старая система устройства хозяйства
не могла удовлетворить потребностей
страны, особенно в условиях войны Страна
стояла накануне великих преобразований.
Каковы же были предпосылки петровских
реформ? Россия была отсталой страной.
Эта отсталость представляла собой серьезную
опасность для независимости русского
народа. Промышленность по своей структуре
была крепостнической, а по объему продукции
значительно уступала промышленности
западноевропейских стран. Русское войско
в значительной своей части состояло из
отсталого дворянского ополчения и стрельцов,
плохо вооруженных и обученных. Сложный
и неповоротливый приказной государственный
аппарат, во главе которого стояла боярская
аристократия, не отвечал потребностям
страны. Отставала Русь и в области духовной
культуры. В народные массы просвещение
почти не проникало, и даже в правящих
кругах немало было необразованных и вовсе
неграмотных людей. Россия XVII века самим
ходом исторического развития была поставлена
перед необходимостью коренных реформ,
так как только таким путем могла обеспечить
себе достойное место среди государств
Запада и Востока. Следует отметить, что
к этому времени истории нашей страны
уже произошли значительные сдвиги в ее
развитии. Возникли первые промышленные
предприятия мануфактурного типа, росли
кустарные промыслы, ремесла, развивалась
торговля сельскохозяйственными продуктами.
Непрерывно возрастало общественное и
географическое разделение труда — основа
сложившегося и развивающегося всероссийского
рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись
промысловые и земледельческие районы.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Во второй половине XVII века начинает изменяться
характер государственного строя на Руси,
все более отчетливо оформляется абсолютизм.
Получили дальнейшее развитие русская
культура и науки: математика и механика,
физика и химия, география и ботаника,
астрономия и «рудознатство». Казаки-землепроходцы
открыли ряд новых земель в Сибири. XVII
век был временем, когда Россия установил
постоянное общение с Западной Европой,
завязала с ней более тесные торговые
и дипломатические связи, использовала
ее технику и науку, воспринимала ее культуру
и просвещение. Учась и заимствуя, Россия
развивалась самостоятельно, брала только
то, что было ей нужно, и только тогда, когда
это было необходимо. Это было время накопления
сил русского народа, которое дало возможность
осуществить подготовленные самим ходом
исторического развития России грандиозные
реформы Петра. Реформы Петра была подготовлена
всей предшествующей историй народа, «требовались
народом». Уже до Петра начертана была
довольно цельная преобразовательная
программа, во многом совпадавшая с реформами
Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось
преобразование вообще, которое при мирном
ходе дел могло рассрочиться на целый
ряд поколений. Реформа, как она была исполнена
Петром, была его личным делом, делом беспримерно
насильственным и, однако, непроизвольным
и необходимым. Внешние опасности государства
опережали естественный рост народа, закосневшего
в своем развитии. Обновление России нельзя
было предоставлять постепенной тихой
работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон
жизни русского государства и русского
народа, однако к основным из них следует
отнести следующие реформы: военную, органов
власти и управления, сословного устройства
русского общества, податную, церковную,
а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.
37. Петр I и его место в русской истории. Сподвижники Петра.