Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:51, шпаргалка
1. Новые подходы к истории.
2. Достоинства и недостатки формационного классового подхода.
....
93. Замыслы и итоги перестройки. Эволюция умонастроений.
95. Рыночные реформы 90х гг. в России, их результаты и социальная цена.
96. Развал СССР. Трудности демократизации политической системы.
99. Цивилизационный выбор современной России
22. Культура Руси XII – XV вв. Духовный подъем
Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем неплохо. Как установлено в последнее время, былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.
Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интеграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одного из орудий межобщинных отношений. Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка. Присущие древнерусскому обществу общинность и демократизм были мощными инструментами влияния народной стихии на литературный язык. Древнерусский литературный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была "Повесть временных лет", в "Молении" Данила Заточника и многих других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине древнерусской письменности - "Слове о полку Игореве", посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVII в.В Киевской Руси высокого уровня достигла и "поэзия в камне" - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так
называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы и названную так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. В Киеве же был возведен Софийский собор - замечательный памятник зодчества и изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развили византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение. Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала артель мастера Петра, воздвигнувшая соборы в Антониевском и в Юрьевском монастырях. Ему также приписывается создание церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в годы войны. Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. В прошлое ушло утверждение о том, что в Древней Руси имелась существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Основным типом славянского жилища была усадьба, основой которой был бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный.
В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Замечательный памятник фресковой живописи – Софийский собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные. Получила распространение в Древней Руси и икона - изображение святых, почитаемых церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - икона "Владимирской богоматери". Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее название. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств. Это народное поэтическое начало получает во Владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие. Монголо-татарское нашествие и иго нанесли неизмеримый урон культурному наследию Древней Руси. При сожжении и разграблении городов - главных культурных центров – были уничтожены многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи. За первые 50 лет ордынского ига на Руси не было построено ни одного города. Резко сократились масштабы каменного строительства. Домонгольского уровня они достигли только 100 лет спустя после Батыева нашествия. Даже в Новгороде, который не подвергался разгрому, до конца XIII в. строились только крепости и деревянные церкви. Первым каменным храмом стала воздвигнутая в 1292 г. церковь Николы на Липне.
Фольклор и литература
С борьбой с монголо-татарами связано дальнейшее развитие устного народного творчества. В былинном эпосе почти не появилось новых сюжетов, но он подвергся переосмыслению. Печенеги и половцы древнерусских былин стали теперь
отождествляться с татарами, стали изображаться глупыми, трусливыми, хвастливыми насильниками, а русские богатыри - умными, смелыми, "вежистыми" защитниками Руси. Архитектура XIV - XV вв. представлена, как и прежде, в основном культовыми зданиями. Возобновившееся ранее, чем в других землях, каменное строительство Новгорода и Пскова продолжило северные древнерусские стилевые традиции. В это
время здесь возводится множество небольших по размерам украшенных резьбой храмов, принадлежавших уличанским и кончанским общинам. Наиболее интересны церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье – в Новгороде, церковь Василия на Горке - в Пскове. Первыми каменными постройками в Московской земле были храмы в Звенигороде и Загорске, а также собор Андроникова монастыря в Москве. Они продолжили традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
В XIV-XV вв. отстраивается Московский Кремль. Первые белокаменные стены в рекордно короткий срок (за 2 года) возводятся еще при Дмитрии Донском (1367). Столетие спустя в Москве началось грандиозное строительство, завершившееся в конце XV-начале XVI в созданием ансамбля Московского Кремля, сохранившегося во многом доныне.
Живопись Руси XIV-XV вв. представлена творениями великих русских художников Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан приехал из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его стиля фресковых росписей и икон характерны экспрессивность и эмоциональность. Примером его творчества являются фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине улице.
Иной характер
носит живопись Андрея Рублева, жившего
на рубеже XIV-XV вв. Гармоничное, мягкое
сочетание нежных тонов его творений
создает впечатление
23. Аграрный строй XIV – XVI вв., его эволюция к крепостничеству
Конец XIII-XIV вв. -
время роста крупное
Однако как бы то ни было, "складывающиеся боярские вотчины были первоначально невелики", констатировал современный историк В.Б.Кобрин. И далее он поясняет: "Вероятнее всего, они служили для княжеских вассалов и слуг своеобразными небольшими "подсобными хозяйствами": в условиях господства натурального хозяйства для феодала было в равной степени не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на рынок и необходимо личное село, избавлявшее от закупок зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти, и праздничный стол феодал XIII-XIV вв. должен был поневоле сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и виноградные вина представляли здесь покупную провизию.
Первоначально более крупная вотчина просто была не нужна". Количественно боярские вотчины также были в это время немногочисленны.
Более быстро крупным землевладельцем
становится церковь. Возможность ее
развития, в частности, была связана
с веротерпимостью монголо-
Радонежский проводит реформу. Согласно "общежитийному" уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают жаловать земли князья. Именно этим путем создается первоначальное богатство большинства монастырских вотчин. Со временем, обретя экономическое могущество, церковь станет соперником великих князей (а потом и царей) в борьбе за государственную власть.
Но, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси (не говоря о Севере) преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV-XV вв. называлась волостью, или "черной волостью". Отсюда название -
черносошные крестьяне (сам термин "крестьяне", обозначавший сельских земледельцев, появляется в конце XIV в.). Вопрос о социальной природе собственности в черной волости - сложный и спорный. Ряд исследователей полагают, что черные земли находились в полной собственности крестьянских общин (их аллодиальные владения). Другая точка зрения исходит из существования на Руси в XV в. государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаются феодально-зависимыми от государства в целом, а налоги рассматриваются как форма феодальной ренты. Наконец, третьи говорят о черных крестьянах как собственниках своих земель наряду с государством. Спор этот далек от завершения, но ясно одно: положение черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих. Впрочем, частновладельческие крестьяне не были однородной массой. Они делились на следующие основные категории: половники и серебреники. Половники представляли собой обезземельных крестьян, получавших на обзаведение своим хозяйством определенную денежную ссуду, которую были обязаны погашать половинной долей урожая. Они являлись резервом для вовлечения в зависимость свободного крестьянства. Серебреники – это крестьяне, которым господин давал в долг деньги ("серебро") с условием последующей уплаты с процентами ("серебро ростовое") или же работы за проценты ("серебро издельное").
Уровень эксплуатации в XIV-XV вв. был слабым. Основной формой эксплуатации был натуральный оброк: крестьяне за пользование землей обязаны были платить необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства. С конца XV-начала XVI в. натуральный оброк постепенно заменяется денежным, причем А.А.Зимин отмечает, что "денежная рента конца XV в. генетически восходит к дани". В виде отдельных повинностей существовала отработочная рента: крестьяне обязаны были, например, ловить рыбу, варить пиво, молотить рожь, прясть лен, косить траву. Если они принадлежали монастырю, то еще и работать на пашне, заниматься ремонтом построек и т.д. Что касается наиболее тяжелой повинности крестьян - барщины - то она появляется в конце. XV-начале XVI в.
24. Средневековый
Новгород Средневековое новгородское
общество было аграрным. Подавляющее большинство
населения занималось сельским хозяйством.
Город был тесно связан с сельской округой.
Земельные богатства в XIV-XV веках составляли
основу могущества правящей верхушки
- боярства. Богатые боярские семьи и некоторые
монастыри имели в своём владении сотни
сёл с зависимыми крестьянами. Однако
по своему составу сёла были очень небольшие
(даже в конце XV века 90% сёл имели всего
1-4 двора). Сельские поселения объединялись
в административно - хозяйственные единицы,
называвшиеся погостами и являющиеся
одновременно церковными приходами. Погостами
назывались также главные поселения погостов-земель.
В погосте-селе обычно было 10-15 дворов,
церковь, имелся староста, происходил
суд. Сюда же съезжались люди с окрестных
деревень для торга. Нередко на таком погосте
жили господа, а также "непашенные люди".
До XIII века сельское хозяйство развивалось
очень низкими темпами. Оказывали влияние
внешние факторы: неурожайность, эпидемии,
падёж скота. Крестьяне приграничных земель
постоянно страдали от мелких иноземных
грабительских набегов. В XIV-XV веках
возникают сельские торгово-ремесленные
поселения, называемые рядками. Обычно
они располагались на берегах рек и имели
по несколько десятков дворов. В XIII веке
устаревшую подсечно-огневую систему
земледелия, заставлявшую крестьян постоянно
искать новые леса для создания плодородных
почв, а значит и постоянно кочевать, стала
заменять новая трехпольная система, дающая
большую эффективность. Появилась также
двузубая соха с палицей, повышающая эффективность
обработки почвы. Основной зерновой культурой
была рожь. Половина всех посевов была
выделена под рожь (единственную озимую
культуру). Интересным промыслом был и
жемчужный. В летописях московских и всяческих
других можно найти описание новгородского
жемчуг. Хотя сельское хозяйство новгородских
земель было в основном натуральным, крестьяне
всё же нуждались в продукции некоторых
высококвалифицированных ремесленников,
давая тем самым стимул для развития ремёсел.
Таким образом, в средневековом Новгороде
были распространены многие профессии
ремесленников от кузнеца до ювелира.
До появления Санкт-Петербурга именно
Новгород являлся "окном" в Европу.
Новгород был составной частью торгового
пути "из варяг в греки", то есть из
стран Скандинавии в Византию. Одновременно
Новгород стоял на пути из государств
Древнего Востока на Русь и страны балтийского
побережья. Начало торговли Новгорода
со странами западной Европы относится
на период X-XI веков. Торг находился на
правом берегу Волхов , напротив детинца,
с которым его соединял Великий мост. Лавки,
которых было около 1800, делились на ряды УПРАВЛЕНИЕ
ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА В древнем Новгороде,
в отличие от всех других русских земель
была другая форма государства - республика.
При Ярославе Мудром возобновило свою
деятельность Новгородское государственное
вече, новгородская аристократия - потомки
родоплеменных вождей - получили особые
судебные права и налоговые льготы, была
создана древнейшая редакция Русской
Правды. Важным этапом в формировании
республиканских традиций стало обретение
новгородской аристократией самоуправления.
С конца в. новгородцы начинают избирать
себе посадников, а затем и тысяцких, участие
которых в политической жизни государства
постепенно расширяется. До столетия
Новгород был практически неотличим от
других русских земель. В XIII же веке уже
налицо были республиканские порядки.
В 1130 году Новгородские князья были полновластны
и распоряжались землёй как хотели. В 1148
году они уже были вынуждены просить разрешение
на земельные пожалования монастырю "у
Новгорода", то есть у веча.