Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "История".
Изменение национальной политики СССР в 30-е гг.
Многие из созданных национальных учреждений не своего рабочего класса, ни сколько-нибудь значительной интеллигенции. Здесь центральное руководство было вынуждено нарушать принципы «диктатуры пролетариата» в пользу национального равноправия, привлекая к руководству весьма разношерстные элементы. Эта сторона положила начало образованию местных элит с присущей им национальной спецификой. Впрочем, центр прилагал немало усилий, чтобы держать этих местных руководителей «в узде», не допуская излишней самостоятельности и беспощадно расправляясь с «национал-уклонистами».
Национальная политика СССР в 30 гг. – новые тенденции.
В конце 20-нач 30 гг. был свернут курс на развитие национ языков и национ культуры.
Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях
Стало обязательным изучение в школах второго – русского языка. Увеличилось кол-во школ, где преподавание велось только на русском языке.
Только на русский язык было переведено преподавание в высших школах.
Признание русского языка государственным преследовало несколько целей:
Облегчение возможности межнационального общения
Облегчение жизни русского населения в национальных республиках, кол-во которого в связи с осуществлением пятилетних планов значительно увеличивалось
Предоставление возможности родителям, имевшим далеко идущие планы в отношении своих детей, строить их карьеру в приобщении к государственному языку и в получении преимущества перед соотечественниками.
Образование СССР
Причины образования:
Единый общественный строй (вся власть принадлежала советам, которые контролировала единая партия большевиков)
Исторически сложившееся разделение труда
Общие цели и задачи: построить социализм. Как последствие коммунизма.
Угроза со стороны империалистических государств; необходимость прорыва экономической блокады; необходимость в создании единой армии, флота, проведении единой внешней политики
Для восстановления разрушенного войной хозяйства и осуществления НЭПа, необходимо было объединить все материальные . финан., людские резервы.
И.В. Сталин: план автономизации: создать унитарное государство с автономными национальными объединениями
В. И. Ленин: план федерализации: все советские республики должны объединиться в единый госуд союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав, должно сохраниться правл свободного выхода из союза
30 декабря 1922 – I съезд советов утвердил договор и декларацию об образовании СССР.
47. Международные отношения во второй половине 1960-середине 1980гг. Внешняя политика СССР.
Советская внеш. политика решала основн. проблему этого периода - снижение противостояния между Востоком и Западом. Взаимоотношения СССР с капиталист. странами стали более взвешенными. С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американ. договор об ограничении систем противоракетной обороны и др. Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 г. -канцлер ФРГ В.Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 •декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германск. гос-ва были приняты в ООН. В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами Р.Никсоном и сменившим его Д.Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами. 26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне: Объем советско-американск. торговли возрос в 8 раз. Наметились положит. сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и др. капиталист. державами. 30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское Совещание по безоп-ти и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие 33 гос-ва, в итоговом док-те закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран-участников СБСЕ: суверенное равенство гос-в, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешат-во во внутрен. дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязат-в по международ.праву. Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалист. лагеря, сплочение его в политич., военном и эконом. отн-ях. В 1971 г. была принята программа эконом. интеграции стран участников СЭВ, оказавшая положительно влияние на развитие экон-ки социалист.стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экон-ки пагубно сказывалась на темпах эконом. развития, что в свою очередь становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалист. странами. В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с А.Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в общ-ве и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран - участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г.Гусак. В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международн. престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитич. последствия. В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуостр. Даманский. Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независ-ть организовал профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Вапенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение. С 1973 г. между странами ОВД и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.
49. Россия на пути суверенного развития. 1991-2000гг: политика, экономика, культура.
После распада СССР Россия встала на путь формирования рыночных отношений; в 1992г. правительство возглавил Е. Гайдар. Вице-премьерами были назначены Чубайс и Шохин. Период осуществления ими реформ принято называть «Шоховой терапией».
Принятые меры:
2 января 1992 – либирилизация цен,т.е. государство отказывалось регулировать цены на большую часть товаров и услуг. Цены складывались в зависимости от спроса и предложения.
Цели либирилизации:
1.восстановить равновесие между спросом и предложением 2. Отказаться от плановой экономики путем отпуска цен, которые устанавливались отныне не правительством, а рынком. 3. Указ о свободе предпринимательской деятельности и торговли. Торговлей стали заниматься миллионы советских людей. Они получили источник дохода и насытили рынок товарами. Благодаря отпуску цен и свободной торговле, постепенно исчез дефицит и через 2 года рынок заполнился товарами. Это главное достижение реформ. 4. Свободный обмен рубля на валюту. Следовательно, предприятия и граждане могли теперь самостоятельно заниматься экспортом и импортом товаров. Экономика стала более открытой, чем раньше. 5. Осуществлялась приватизация – переход госуд собственности в руки трудовых коллективов и частных лиц. С 10 октября 1992 граждане стали получать ваучеры – приватизационные чеки, которые давали право приобретать акции предприятий. К 2001 г. было приватизировано 47% всех предприятий. Предполагалось, что приватизация предприятий приведет к формированию многочисленного слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики. Началась приватизация жилья. Граждане получили возможность оформить занимаемое ими жильё в личную собственность. В стране возник рынок жилья.
Положительные последствия:
Реформы открыли новые возможности для развития экономики
Удалось сбалансировать спрос и предложение. В магазинах появились не только товары первой необходимости , но и те, которые были доступны только элите общества.
Была устранена угроза голода, возникшая в 1991-1992гг. Большую роль в этом сыграл импорт продуктов, оплаченный за счет кредитов МВФ.
Сокращались и отменялись гос дотации предприятиям, выпускавшим некач продукцию
Уменьшились вложения в ВПК, кот был непосильным бременем для экономики
Перемены в экономике помогли избежать массовой безработицы. Многие люди занялись предпринимательской деятельностью.
Возросла открытость общества. Современные люди получили свободный доступ к достижениям науки и культуры зарубежных стран.
Отрицательные последствия:
Либилиризация цен при дефиците товаров привела к быстрому росту цен. К концу 1992 они выросли в 100-150, к 1993 – в 1000 раз. Россияне лишились всех своих сбережений. Уровень жизни резко снизился . численность населения России стала уменьшаться.
Резко выросла инфляция (её темпы составили 15-25% в месяц). Рубль стремительно обесценивался. Предприниматели переводили свою прибыль в валюту и хранили в зарубежных банках. Началась утечка капитала из России.
Промышленное производство сокращалось. Особенно пострадали наукоёмкие отрасли, которые могли стать основой модернизации.
Росли коррупция, рэкет.
Граждане россии практически ничего не получили от приватизации. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценились. Многие россияне их продали за бесценок. Другие вложили их в приватизированные фонды. Которые вскоре прекратили своё существование. Контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий теневиками. И главное, что новые владельцы предприятий не обеспечили вложение средств в модернизацию, новые технологии. Поэтому спад производства продолжался.
Неудачно прошел 2 этап приватизации. Суть его состояла в свободной купле-продаже акций частных и акционированных предприятий на бирже по рыночному курсу. Однако, в результате действия чиновников большие куски государственной собственности – крупные металлургич. комбинаты, нефт компании – были проданы в десятки раз рыночной цены. Казна не получила ожидаемых результатов. Предприятия не начали работать с прибылью.
С тране начались массовые забастовки (5 млн человек). Главой правительства был назначен Черномырдин, Но ситуация не изменилась. Росло число безработных (7 млн чел), коррупция, рэкет (по коррупции Россия вышла на 1 место в мире). Предприниматели утаивали прибыль и вывозили за границу. За 1992-1999 вывезли 155 млрд дол. Не дополучая деньги в бюджет, государство не своевременно выплачивало зп. От 22 до 40% населения жили за чертой бедности. В 1997 вице премьерами были назначены Немцов и Чубайс. Правительство сочло своей задачей обеспечение бюджетного профицита (превышение доходов над расходами) - это было одно из условий, на основании которого МВФ предоставлял новые кредиты России. Расходы на бюджетную сферу сократились на 30%. Начинается утечка мозгов заграницу.
Россия стала отставать не только от развитых. Но и от развивающихся стран.
В марте 1998 главой правительства был назначен Кириенко. Правительство предложило комплексную программу по выходу из кризиса. Но гос дума её отклонила. Кириенко заявил о дефолте – отказе от обязательств по погашению внутренних и внешних займов.
Резко возросла инфляция. Рубль оказался девольвирован, т.е. обесценен по отношению к иностранным валютам (в5р). В стране резко возрасли цены. Граждане снова потеряли свои сбережения. Правительство было отправлено в отставку. С 1998-1999 главой правительства был назначен Примаков.
Правительство выдвинуло 3 задачи:
Восстановление банковских систем
Сбалансирование доходной и расходной статей бюджета
Выплата зп, пенсий. добавления военным.
В стране начались всероссийские акции протеста. Выдвинулись экономические и политические требования отставки президента.
46.Противоречия социально-экономического развития советского общества в 1970-1980гг.
К середины 1960-х годов резервы развития народного хозяйства по экстенсивному пути были окончательно исчерпаны. Падение темпов роста требовало изменить экономическую политику и провести радикальную хозяйственную реформу. Еще в начале 1960-х годов ряд экономистов во главе с Е.Г. Либерманом развернули дискуссию о роли прибыли в социалистической экономике. Они предлагали перейти к экономическим методам управления и оживить товарно-денежные отношения. Главным рычагом оздоровления экономики, по их мнению, должен был стать принцип материальной заинтересованности производителя. Экономисты советовали ослабить диктат государства в сфере планирования. План должен быть не столько заданием, сколько заказом предприятию. Ведущим экономическим показателем должна стать прибыль, распоряжаться которой предприятие может по своему усмотрению. Наряду с научной дискуссией для анализа тенденций экономического роста и поиска путей оздоровления экономики в 1962 г. при Совмине СССР была создана подкомиссия под руководством А.Н. Косыгина. К 1964 г. она разработала документы по проведению экономической реформы, но отставка Н.С. Хрущева отодвинула ее начало. По отношению к реформе в новом руководстве возникло две точки зрения: первую разделял Брежнев. Он был сторонником ограниченной децентрализации и сохранения в неприкосновенности роли хозяйственной номенклатуры в системе административного управления экономикой. Вторую - А.Н. Косыгин, выступающий за более радикальные преобразования с акцентом на рыночные регуляторы. Для первого приоритеты выстраивались в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая промышленность, оборона (после 1972 г. к ним добавилось освоение Сибири). Предпочтения второго были отданы легкой промышленности - основе повышения уровня жизни. В середине 60-х гг. преобладала линия Косыгина, а с середины 1970-х гг. в связи с усилением административно-командных рычагов управления экономикой возобладала точка зрения Брежнева. Одобренный XXV съездом в феврале 1976 г. десятый пятилетний план основными приоритетами государственной политики назвал развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири.Несовпадение подходов к проведению реформы, которое наблюдалось в высшем руководстве, значительно снизило ее эффективность, а затем свело на нет ее результаты. Именно поэтому реформа имела эклектичную идеологию и довольно расплывчатые цели, что превратило ее в конечном итоге в набор разрозненных, несогласованных, противоречивых мер.Содержание реформы было изложено на мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по промышленности) пленумах ЦК КПСС в 1965 г. Она состояла из трех компонентов: 1) усиление материальной заинтересованности; 2) расширение хозяйственной самостоятельности и изменение порядка планирования; 3) ускорение темпов технического прогресса. В промышленности предполагалось, в частности, сокращение числа директивных плановых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. Теперь вместо 30 их оставалось пять: объем реализованной продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, отчисления в бюджет. Основным из них стал объем реализованной продукции, а не ее валовой объем, как прежде. Для повышения материальной заинтересованности предпрития переводились на хозрасчет и большую часть прибыли могли оставлять себе для развития производства, совершенствования техники, материального поощрения (премии, «13-я зарплата» по итогам года), улучшения условий быта и отдыха рабочих и служащих. Стимулировались внедрение новой техники и совершенствование производства. Предполагалась перестройка системы ценообразования. Вместо искусственно низких оптовых цен вводились цены, соответствующие требованиям хозрасчета. Упразднялись Советы народного хозяйства и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью. В целях повышения эффективности работы происходило слияние мелких и средних предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО), а с 1970-х гг. - научно-производственные объединения (НПО). Зачастую они включали в себя полный цикл производства от добычи сырья до выпуска готовой продукции. Подразделения многих производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках. Это приводило к углублению процесса хозяйственной интеграции союзных республик.Серьезные изменения предусматривались и в сельском хозяйстве. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. В очередной раз повысились закупочные цены на сельхозпродукцию. Их уровень был привязан к климатическим условиям регионов. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Были списаны прежние долги государству колхозов и совхозов. Как и промышленные предприятия, они получили право оставлять у себя часть прибыли и распоряжаться ею по своему усмотрению. С 1966 г. вводилась гарантированная оплата труда колхозников на уровне рабочих совхозов. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенных при Н.С. Хрущеве. В духе реформы в ноябре 1969 г. был принят Примерный Устав колхозов. Он закрепил хозяйственную самостоятельность колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок и личный скот и птицу.На первых порах реформа стала давать положительные результаты. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%. Среднегодовой рост производительности труда составил 7,4% (в предшествующей пятилетке - 5,8%). В строй вступили около 1900 промышленных предприятий. В их числе была первая очередь Волжского автомобильного завода в Тольятти, Западно-Сибирский металлургический комбинат и др. В 1966 г. практически страна смогла обойтись без закупок хлеба за границей. Меньше, чем прежде, потребовалось закупить хлеба и в 1967 г. Но уже в 1966-1967 гг. стали проявляться негативные стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее непоследовательность и половинчатость. Частично сохранилась устаревшая система ценообразования, которая отражала идеологические приоритеты. В отраслях военно-промышленного комплекса (ВПК) и приборостроении цены были явно завышены, прибыль в них доходила до 50%. Предприятия же легкой промышленности при ценах ниже себестоимости продукции не могли развиваться и быть рентабельными. Новые показатели вводились с трудом. Пользуясь правом самостоятельности, предприятия заранее занижали плановые задания. Зарплата стала расти быстрее, чем производительность труда. Поощрительные фонды не могли стимулировать работающих должным образом, так как премирование рабочих происходило в отрыве от личного вклада в производственный процесс и не было существенно выражено материально. Руководители предприятий не были заинтересованы во внедрении технических достижений, так как это временно нарушало производственный процесс и заставляло «напрягаться». Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам, что привело к исчезновению дешевых товаров.Фактически с самого начала проведения реформы применялись старые методы мелочного контроля и планирования. Те администраторы, которые пытались работать по новым методам, подвергались давлению и ставились в заведомо невыгодные условия. Даже успешно проводимые эксперименты по внедрению хозрасчета вызывали противодействие управленцев. С 1967 г. и на протяжении 70-х гг. продолжался так называемый щекинский эксперимент. Химический комбинат в г. Щекино (Тульская обл.) получил право уменьшить число работающих при неизменном фонде заработной платы, а полученную экономию использовать для стимулирования роста производительности труда. Опыт щекинцев превзошел все ожидания. К 1980 г. выпуск продукции утроился, производительность труда увеличилась в 4 раза, произошло значительное сокращение числа работников. Однако за полтора десятилетия опыт так и не получил распространения в промышленности. Во-первых, было неясно, куда девать и за счет чего содержать высвобождающихся работников. Ни о какой безработице в социалистическом государстве речи быть не могло. Во-вторых, руководители предприятий боялись открыто показать свои резервы, не надеясь, что эксперимент будет продолжен, а план не повышен. Такая же судьба постигла бригадный подряд в строительстве, названный по имени его инициатора бригадира строителей из подмосковного Зеленограда Н.А. Злобина «злобинским методом».Свертыванию реформы способствовала окончательная победа консервативных, технократических тенденций в руководстве страны в 1972-1973 гг. Будучи незаинтересованной в децентрализации управления, она приняла решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре. Валовые показатели вновь стали играть ведущее место в экономической жизни. Немаловажную роль в судьбе реформы сыграло и то обстоятельство, что ослабла ее актуальность. Из-за увеличения экспорта нефти и газа в условиях мирового топливно-энергетического кризиса на СССР буквально обрушился поток «нефтедолларов». Не была продумана система материального стимулирования сельскохозяйственного труда. Гарантированная зарплата колхозников не была связана с результатами их трудовой деятельности. Сельское хозяйство становилось все более убыточным.Потенциала реформы все же хватило на десятилетие, но со второй половины 1970-х годов в экономике страны стали нарастать негативные тенденции. Во-первых, из-за ухудшения международного положения СССР был вынужден включиться в очередной виток гонки вооружений. Усиливается милитаризация народного хозяйства. На нужды «оборонки» уходит около 20% валового национального дохода. Это приводит к серьезным диспропорциям в структуре промышленности. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало от 60 до 80% всей выпускаемой ими продукции.Во-вторых, возврат к жесткой централизации управления экономикой обусловил переход к формированию единого народно-хозяйственного комплекса, к углублению процесса общесоюзного разделения труда. Это привело к возникновению диспропорции в хозяйстве союзных республик. Союзное руководство административными методами стремилось выровнять их экономический потенциал. При этом не учитывались потенциал, возможности и потребности самих республик, что вызывало в них общественное недовольство и рост оппозиционных настроений. Общесоюзные финансовые средства распределялись без учета вклада каждой конкретной республики, некоторые из которых вообще не посылали в общесоюзный бюджет собранные налоги (Узбекистан, Казахстан, Литва). Хотя финансовые вливания из центра в экономику России были значительно меньше, чем в экономику других республик, в них стали расти антирусские настроения. В ряде республик усилилось стремление к выходу из СССР (Эстония, Латвия, Литва).