Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:12, шпаргалка

Описание

Работа содежрит 99 ответов на вопросып о дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

экзамены.docx

— 573.83 Кб (Скачать документ)

 

Как правило, в земских  собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

 

С появлением земства стало  меняться соотношение сил в русской  провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к ним с уважением относились многие земские деятели, к их советам прислушивались управы.

 

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики.

 

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских  дум и управ подлежали вопросы  благоустройства, а также заведование  школьным, медицинским и благотворительным  делом. Выборы в городскую думу проводились  по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Люди, не платившие налогов, не участвовали  в выборах. Городской голова и  управа избирались думой. Городской  голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

  1. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века.

К концу XIX в. Россия была самой  крупной по территории из развитых стран. Она занимала шестую часть  суши, простиралась от Германии до Аляски, от Афганистана до Заполярья.

 Могучая военная держава,  Россия имела армию в 950 тыс.  человек. За вторую половину XIX в. государственный бюджет увеличился в 4,5 раза. Все управление страной сосредоточивалось в руках одного человека: к концу XIX в. Россия была одной из последних абсолютных монархий Европы.

 “Император есть монарх  самодержавный и неограниченный  – гласили основные законы  Российской империи. – Повиноваться  верховной власти Его не только  за страх, но и за совесть  сам Бог повелевает”. Всевластие  самодержца нарушалось лишь 2-мя условиями: он не мог исповедовать неправославную веру и назначать себе наследника (по закону престол переходил старшему сыну).

 Для управления огромной  страной самовластному монарху  требовалось все больше чиновников: за XIX в. аппарат увеличился в  7 раз. Чиновничество было связано  сложной системой регламентов  и правил: оно делилось на 14 классов – от действительного тайного советника до коллежского регистратора. Каждый класс имел свой мундир, титул, ордена. К низшему чиновнику обращались со словами "Ваше благородие", к высшим - "Ваше благородие".

 Главными органами  упр-я были министерства, введенные  в 1802-1811 при Ал. II. Их к концу  XIX в. существовало 11: военное, морское, иностранных дел, юстиции, народного просвещения и др. Объединенного правительства в России не было: полит. курс определял сам царь в ходе личных бесед с отд. министрами. Сильнее всех было Мин-во внутренних дел, ведавшее общей и секретной полицией, цензурой, неправославными исповеданиями и местной администрацией. Министру подчинялись губернаторы и уездные чиновники; к концу XIX в. в России было 97 губерний, по 10-15 уездов в каждой.

 Император считался  верховным главой православной  церкви, властвуя над ней через  собрание епископов – Святейший  Синод. В ходе либеральных реформ 60-70-х гг. правительство отошло  от чисто бюрократических методов  управления страной: возникли  местное (земское и городское)  самоуправление, независимый суд,  университетам была дана автономия,  печати – относительная свобода.  Но перемены не затронули устройства  верховной власти, в ходе контрреформ  80-90-х гг. дарованные обществу  права были урезаны. 

 Под скипетром российского  монарха соединялось около 150 народностей; полный титул “Император  Всероссийского, Царя Польского, Великого Князя Финляндского” включал свыше полусотни названий. Среди множества вероисповеданий Российской империи господствующей признавалась православная церковь, её одной была разрешена миссионерская деятельность, уход из неё воспрещался.

 Российское общество  делилось на сословия. Вне сословной  системы стоял Российский императ.  дом, связанный родством с английской, датской, греческой, немецкой и австрийской династиями. Родственники императора – великие князья – занимали по праву рождения высокие посты в армии и государстве. Высшим привилегированным сословием было дворянство, особо выделялись титулованные фамилии – княжеские, графские, баронские. “Благородное сословие” имело особые органы – уездные и губернские собрания, избирало предводителей дворянства, имевших большой вес в местном управлении. Исключ. из поместного дворянства назначались земские начальники – чиновники, ведавшие делами крестьян, дворяне господствовали и в земстве.

 В России были купцы  и духовенство, казаки, мещане  и крестьяне. Крестьянство было  сословием неполноправным. Оно не могло свободно распоряжаться своей землей, поскольку платило за неё выкуп после отмены крепостного права и было связано властью общины. Крестьяне не могли свободно передвигаться по стране, подвергались телесным наказаниям, в земства допускались с огромными ограничениями.

  1. Радикальное общественное движение в России в конце 50-х начале 80-х годов XIX  века. Революционное народничество.

Активизация революционного движения в пореформенный период была вызвана несколькими причинами. Часть радикально настроенной интеллигенции  выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего  землевладения, обременительными для  крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. Поводом для активизации  революционеров служили медлительность и неповоротливость правительства  при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевской эпохи.

Революционное течение  общественно-политического движения. Народничество:

1) большое развитие в  70-80-е гг. получает радикальное  (революционное) движение, ведущую  роль в котором играло народничество;

2) идейную основу народничества  составлял «крестьянский социализм»  А.И. Герцена. Организации народников: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»;

3) три направления революционного  народничества: анархизм, пропагандистское  направление, заговорщическое направление.

 

Анархизм (идеолог – М.А. Бакунин)

 Анархисты призывали  к разжиганию стихийного крестьянского  бунта, который должен разрушить  государство – главную преграду на пути к социализму.

 

Пропагандистское направление (идеолог – П.Л. Лавров) призывало  к просветительской работе с крестьянством, пропаганду в их среде социалистических идей. Ими были организованы в 70-е гг. так называемые «хождения в народ», которые провалились, так как крестьяне сдавали пропагандистов полиции.

 

Заговорщическое направление (идеолог – П.Н. Ткачев)

 Считали, что для  перехода к социализму достаточно  захвата власти группой революционеров. Как тактическое средство предлагали индивидуальный террор. Члены организации «Земля и воля» (с 1879 г. – «Народная воля») – А.И. Желябов, С.Л. Перовская, A. Д. Михайлов и др. – поставили целью «казнить» Александра II. После неудачных попыток народовольцы в 1881 г. достигли цели. Но цареубийство не принесло социалистических преобразований, а народовольческие организации были разгромлены.

 

В 1879 г. от «Земли и воли»  откололась группа «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов, B. И. Засулич и др.), заявившая о бессмысленности террора. В 1883 г. Плеханов создает первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда».

  1. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы.

Александр III (1881–1894) был  вторым сыном Александра II. Его не готовили к царствованию, после смерти старшего сына, Николая, он стал наследником  престола. Александр III вошел в историю  как царь-миротворец, он был убежденным противником решения международных  проблем военными средствами.

Суть внутренней политики Александра III составляли сохранение и  укрепление самодержавного режима и  сословного строя. В Манифесте 20 апреля 1881 г. Александр III заявлял о своей  «вере в силу и истину самодержавной власти». В августе 1881 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», дававшее губернаторам дополнительные полномочия (при введении его власти могли высылать нежелательных им лиц, закрывать предприятия, учебные заведения, периодические издания, передавать судебные дела из гражданского суда в военный).

Наиболее сложной была крестьянская проблема. Реформа 1861 г. требовала  продолжения, нужно было помочь крестьянам приспособиться к рыночным отношениям. Некоторые шаги в этом направлении  были сделаны: в 1882 г. открылся Крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку  земли, была немного понижена сумма  выкупных платежей, отменена подушная подать. Но затем вновь назначенный  министр внутренних дел Д. А. Толстой (реакционер, удаленный из правительства  в 1880 г.) начал укреплять помещичьи  хозяйства, власть дворянского сословия и патриархальный строй в деревне. В 1885 г. был создан Дворянский банк, при помощи которого правительство субсидировало помещиков; в 1889 г. было введено «Положение о земских участковых начальниках», по которому упразднялся мировой суд, административная и судебная власть сосредоточивалась в руках земских начальников, не имевших отношения к земству и назначавшихся из местных помещиков. В зависимости от земских начальников оказались сельский и волостной сходы.

Политика правительства  в деревне затрудняла семейные разделы, земельные переделы й выходы из общины; она сводилась к тому, чтобы  уси­лить начальственный надзор в деревне. Три фактора, подготовившие социальный взрыв в деревне — растущее крестьянское малоземелье, мировой сельскохозяйственный кризис и крепостническая политика правительства, — сложились в годы внешне благополучного царствования Александра III.

В 1890 г. была проведена земская  контрреформа. В новом «Положении о земских учреждениях» был усилен надзор правительства над местным  самоуправлением. Однако контрреформа почти не коснулась «третьего  элемента», и земская деятельность продолжала развиваться, несмотря на все  трудности.

 Еще в тот период, когда император был только  наследником престола, вокруг него  сложилось консервативное окружение  («партия Аничкова дворца»), главной  фигурой в котором стал К.П.  Победоносцев. Победоносцев был  противником развития на российской  почве западно-европейских демократических  институтов (органов самоуправления, земств), считая, что такие «говорильни»  размывают государственные устои  страны, приведут в конечном счете  к краху. После цареубийства  Александра II окончательно определился  консервативный курс нового императора:

1) в политическом плане  Александр III считал необходимым  укреплять самодержавие, сословные  порядки;

2) он отверг проект  либеральных реформ, поддержанный  Александром II;

3) в 1881 г. был утвержден  Манифест «О незыблемости самодержавия»,  а позже «Распоряжение о мерах  к охранению государственного  порядка и общественного спокойствия», согласно которому в России  была усилена центральная власть, вводился режим чрезвычайного управления (военные суды, ссылка неугодных лиц, закрытие либеральных газет, ликвидация автономии вузов и др.);

4) страна вступила в  этап своего развития, получивший  название периода контрреформ:

 – многие либеральные  достижения в стране были отменены, возрождались принципы, царившие  в русской жизни при Николае  I;

 – в 1890 г. вышло  в свет «Положение об участковых  земских начальниках», по которому  земства подчинялись надзору губернаторов, в них была усилена роль дворян. Была преобразована система выборов, вводился высокий имущественный ценз, который сократил в несколько раз круг избирателей. Земские начальники имели право применять к провинившимся крестьянам телесные наказания;

 – ограничения вводились  в области судопроизводства. Были  введены ограничения в отношении  несменяемости судей, упразднен выборный мировой суд, сужен круг лиц, из которых назначались присяжные заседатели;

 – «Временные правила  о печати» (1882 г.) ужесточили цензуру;

5) политический строй  страны начал обретать черты  полицейского государства. Создавались  охранные отделения, которые наблюдали за общественным порядком и безопасностью;

6) Александр III стремился  сохранить унитарный характер  государства. Основой курса императора  становится русификация национальных окраин. Самостоятельность окраин империи ограничивалась. Правительству Александра III, однако, пришлось принять ряд мер, которые позволили стабилизировать социальное развитие страны:

1) было отменено временнообязанное  состояние крестьян;

2)понижена сумма выкупных  платежей;

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"