Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа состоит из  1 файл

2 Внешняя политика России в первой четверти XIX в.doc

— 1.68 Мб (Скачать документ)

 Социально-экономическая  ситуация. Продолжавшаяся война  пагубным образом сказывалась на экономике страны. На нее шло более 80% государственных средств. В то же время из-за недостатка топлива и сырья закрывались предприятия. Выпуск промышленной продукции в 1917 г. сократился более чем на треть. В расстройство пришел железнодорожный транспорт. Города испытывали острый недостаток продовольствия.

 Из торговли практически  исчезли основные потребительские  товары: мыло, чай, обувь, гвозди; остро ощущался "папиросный кризис". В конце августа хлебный паек  в Москве и Петрограде был  сокращен до 200 г. в день. На 5 октября запасов муки на фронтах оставалось на 6-15 дней, в Петрограде (на 14 октября) - на 7-8 дней.

 Временное правительство  продолжало выпускать бумажные  деньги - "керенки". Не подкрепленные  товарной массой, они быстро обесценивались. В октябре 1917 г. один рубль стоил всего шесть довоенных копеек. Цены на хлеб к этому времени поднялись в 16 раз, на картофель - в 20, на сахарный песок - в 27 раз. Резко упал уровень жизни населения. Общее число бастующих в сентябре-октябре по сравнению с весной увеличилось в 7,7 раза и составило 2,5 млн. человек. Нарастала волна крестьянских выступлений, захват ими помещичьих земель, разгром усадеб, неповиновение властям.

 Критическим было  положение на фронте. Немцы захватили  Моонзундские острова, оттеснили Балтийский флот в Финский залив. Угроза Петрограду становилась все более реальной.

 

21. Культура  России IX-XVI века 

 

  Культура руси  до монгольского нашествия

  Под культурой  человеческого общества принято  понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материально-трудовой практики. Это результат его творческих усилий, включающий в себя все, что было создано умом и руками людей.  Периодизация истории русской культуры  Руси домонгольского времени, культуру ХШ-XV вв. - времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти ХУШ в., середины - второй половины XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

  Особеиносги развили  русской культуры IX-XVII вв.

1. Медленно совершенствуются  ироизводительных сипы, господствует   натуральное хозяйство, консервирующее  существующий уровень общественных   отношений.

2. характерной чертой  культуры этого времени является традиционализм. Народ- земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного   человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом. Отсюда авторитет старины, того, что  многократно повторялось; следование образцам.

3. отаичительной чертой  средневековой культуры является господство в вдеологш релтиозного мировоззрения

4. для этого периода характерно  накопление знаний, но научного  объяснения многве факты и явления еще не получили.

   Русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры (однотипностью социально-экономического развшия Руси и европейских стран, сходством социальной структуры и  христианские вечные ценности)

Истоки русского культурного развития. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византни.

  Традиции Византни - одной из  наиболее развитых стран тогдашнего  мира -оплодотворили народную, осиованную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

  Во второй пояовиие ХП - начале  ХШ в. русская культура стала  испытала определенное влияние западно-европейскиой  романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

  В культуре домоигольской  Руси можно выделить три периода:  культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

Письмеяность. Принято христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Во второй половине IХ в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма - так появилась нынешняя азбука, "кириллица", которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром Г, затем в 1918 г.).

О грамотности городского населения  свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи, женщины подписывали пряслица , сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков.

  Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. "Господи помози" "Якиме стоя успе", "Кузьма-порося". Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогаа историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

   В Новгороде обнаружили  берестяные грамоты. В настоящее  время найдено более 700 грамот- в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и др городах.

  Об уровне распространения  грамотности на Руси свидетельствуют  открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве. Дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество. до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — "Остромирово Евангелие". Оно было написано в 1056- 1057 гг. для новгородского посадника Остромира,

  Широкое распространение на  Руси получила переводная литература  как религиозного, так и светского содержания. ("Александрия", рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также "Повесть о разорении Иерусалима" Иосифа Флавия, византийские хроники и др.)В отличие от европейских стран, тле литературный языком была латынь, на Руси писали ва родном языке.

  Среди жанров древнерусской  литературы первое место занимает  летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси-совести временных лет", составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХП в.

  Летописи каждой из земель  отличаются друг от друга: как  героическая военная хроника воспринимается "Псковская летопись"; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли ("Ипатьевская летопись"): летопись Новгорода - это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли ("Лаврентьевская летопись"). Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, гда они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего.

  Другим распространенным жанром  древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых "жития" князей Бориса и Глеба

  Среди публицистических сочинений  одно "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать "Поучение детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности – бессмертное "Слово о полку Игореве" Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, -былины,

Ремесло. число городов 300, работали ремесленники более 60 специальностей. занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины Х в. Было широко развито производство кирпича, многоцветаой керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия —кольчуг, колющих мечей, сабель.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. До конца Х в. на Русине было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

  Одно из первых каменных  сооружений, возведенное греческими  мастерами в конце Х в., - это двадцатипятигаавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью.

  В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тоща же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в.,

  Принципы строительства храмов  были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плинфой Тип храма, пришедший из Византии, называют крестовоткупольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол.

  В период раздробленности  складывались различные архитектурно- художественные школы. Большинство храмов ХП - начала ХШ в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы . В  Новгороде - известняк. соборы Юрьева и Антоньев монастырь, церковь Спаса на Нередице. Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см.. Успенский

н Дмигровский соборы во Владимире  Золотые ворота; церковь Покрова  на реке Нерль соборы Переяславпя- Залесского. Суздаля, Юрьева-Польского.

Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность, ясность,  устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине здания.

Живопись и скулы

Фреска- это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси Мозаичные изображения набирались из смальты - специального стекловидного материала.(огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской) Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески - изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках Х1-Х11 вв. "Владимирской Богоматери" и стала своеобразным символом, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими   Русских иконописцев Х1 в. - Алимпий, Описей, Георгай и др. местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.   Широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. если развитие экономики, социально-политяческая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает

результат этого процесса.    Складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры.

 

22. Смутное  время в России: хронологические  рамки, причины, основные этапы

 

Смута -это «глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни  русского общества начала XVII века и  вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость  и национальное выживание».

Ученые по-разному  объясняли причины и характер этих трагических событий.

Н.М. Карамзин обращал  внимание на политический кризис, вызванный  пресечением династии в конце  ХVI в. и ослаблением монархии.

С.М. Соловьев основное содержание "Смуты" видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством.

Более комплексный подход был присущ С.Ф. Платонову, определявшему  ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных  политических сил, социальных групп, а  также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил.

В советской исторической науке понятие "Смуты" отвергалось, а события начала XVII в. характеризовались  как крестьянская война под предводительством  И. Болотникова и иностранная  интервенция в России.

Причины смуты.

1.Хозяйственный кризис  конца ХVI в. и убыль тяглового населения усиливался увеличением налогового и феодального гнета. Закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов. Многие из них, особенно т. н. "боевые холопы", оказались в условиях голода начала ХVII в. выброшенными своими хозяевами на улицу=>банды. Четыре года, с 1600 по 1603 были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек.

2. Династический кризис. После смерти Ивана Грозного и особенно пресечения династии в 1598 г., в 1584 г. на престол взошел слабый здоровьем Федор когда он умер не оставив детей, обострился политический кризис, вызванный борьбой различных боярских кланов за власть .

3.Духовный кризис.

Периоды смуты

1. Лжедмитрий I  окт.1604-май  1606

Он объявил себя младшим  сыном Ивана IV и, обещая территориальные  уступки и денежные вознаграждения, сумел заручиться поддержкой польской шляхты. Кроме того, он обручился  с дочерью сандомирского воеводы  Мариной Мнишек и, по некоторым данным, принял католичество.

В октябре 1604 г. с небольшим  отрядом (4 тыс. человек, из которых 1 тыс. составляли поляки) Лжедмитрий перешел  русскую границу около Чернигова  и оказался на юго-западной окраине, куда стекались холопы, беглые крестьяне, где бурлила служилая мелкота и казачество. В январе 1605 г. у Добрыничей царские войска нанесли сокрушительное поражение отрядам самозванца. Поляки его покинули, да и сам он собирался уже бежать в Польшу, но здесь свою роль сыграло настроение народа. Считая самозванца законным наследником престола, а значит и своим спасителем, население юго-западных окраин заставило его продолжить борьбу. В Москве был свергнут и убит наследник Бориса, хорошо подготовленный к выполнению своих царских обязанностей 16-летний Федор. Признание Марией Нагой своего "сына", окончательно убедило москвичей в подлинности царя, Лжедмитрий 30 июня 1605 г. венчался на царство. Однако обстановка в стране оказалась настолько сложной, что при всех своих способностях и благих намерениях, новый царь не смог разрешить клубок противоречий, он потерял  соц. основу:

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"