Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа состоит из  1 файл

2 Внешняя политика России в первой четверти XIX в.doc

— 1.68 Мб (Скачать документ)

 Итоги конфронтации  Запада и Востока, приведшей  к началу «холодной войны», наметились  еще в годы Второй мировой  войны, когда реакционные силы  США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу – «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

 Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда – негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

 Конкретным предметом  для противоречий во взаимоотношениях  бывших союзников были, прежде  всего, различия в подходах  к послевоенному устройству стран  Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах  наблюдался рост влияния левых  сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

 В западной историографии  начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

 В 1946 году разгорелись  острые дискуссии между бывшими  союзниками по вопросам послевоенного  устройства мира: в ООН, где  начал обсуждаться вопрос о  контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по  вопросу о мирных договорах со странами – бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

 Советское руководство  было готово принять западную  концепцию политического устройства  Германии (отказ от диктатуры  одной партии и возможность  допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации – американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО – военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них – «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

 Одновременно Вашингтон  предложил проект учреждения  наднационального контроля над  атомной энергией («план Баруха»  летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 – свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну – как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

 

40. Движение  декабристов

 

  Парадокс российской  действительности состоял в том,  что в России фактически еще  не было буржуазии, способной  выступить с программой демократических  преобразований. Поэтому радикальная,  революционная идеология сложилась  в кругу передового дворянства, провозгласившего систему ценностей, которая фактически соответствовала буржуазному обществу. Мировоззрение декабристов сформировалось под влиянием идей французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье. Оно сочетало то лучшее, что было в феодальном нравственном кодексе дворянина, с раннебуржуазными идеалами равенства, братства, сознанием ценности человеческой личности. Объективно характер движения декабристов можно определить как буржуазный.

Война 1812 г. обострила  во всех сословиях самосознание, понимание чести, необходимости защиты собственной личности в условиях, когда общество бессильно ее защитить, с одной стороны, и чувство патриотизма— с другой. «Мы все дети Отечественной войны 1812 года», — говорил декабрист Н. Муравьев. Передовая часть русского дворянства сознавала, что крепостное право и абсолютизм гибельны для России, увеличивают ее отставание от стран Западной Европы, а ее дальнейшее развитие возможно лишь при условии освобождения крестьян.

Влияние войны 1812 г. и  заграничного похода на русское общество трудно переоценить: участники в течение двух лет могли наблюдать европейское общество, образ жизни и принципы, на которых оно зиждется. По возвращении домой они другими глазами увидели окружавшую их действительность. Желание понять, кто мы и что мы, породило всплеск общественной мысли, интереса к отечественной истории.

Высшей целью декабристов  было превращение русских в передовую  нацию с высокоразвитой национальной культурой, или, как писал С.Г. Волконский, «поставить Россию в гражданственности на уровень с Европой». Путь к этому лежал в предоставлении российским сословиям гражданских свобод, означавших отмену частной правовой зависимости в любой форме и гарантию как беспрепятственного проявления личной инициативы в предприятиях любого рода, так и политической свободы, т.е. права гражданина на участие в управлении государством.

 Первоочередным был  вопрос отмены крепостного права.  В сельском хозяйстве, по выражению  М.А. Фонвизина, «неудачи, испытываемые  владельцами имений при введении  у них улучшенных методов земледелия, и вообще системы рационального сельского хозяйства... происходят от невозможности согласовать его с существованием крепостных работников». По поводу же российской промышленности Н.И.Тургенев в «Опыте теории налогов» замечает: «...Что касается фабрик и заводов, то существование рабства влияет на них еще более пагубно, чем на земледелие; им еще менее можно производить там, где труд не свободен». Программа декабристов предполагала отмену сословных привилегий, освобождение крестьян, признание их гражданских и имущественных прав, а также проведение реформ, которые могли бы способствовать развитию капитализма —свободе ремесел, городов и промышленности.

Тайные общества в  России стали создаваться после  завершения заграничного похода и возвращения большей части русской армии на родину. Первыми из них были основанный генералом М.Ф. Орловым и М.А. Дмитриевым-Мамоновым в 1814 г. в Петербурге «Орден русских рыцарей» и «Священная артель» А.Н. Муравьева. К февралю 1816 г. относится создание «Союза спасения», к которому причастны А.Н. Муравьев, СП. Трубецкой, П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, СИ. и М.И. Муравьевы-Апостолы и др. «Союз спасения» считается первой политической организацией в России, так как он имел свою революционную программу и устав с общим названием «Статут», в котором был поставлен вопрос о необходимости введения конституции.

В январе 1818 г. на основе «Союза спасения» был создан более  многочисленный «Союз благоденствия» — строго централизованная организация  с четкой структурой, которая предполагала безусловную дисциплину, полную конспиративность всех ее членов, число которых составляло около 200 человек. Во вновь принятых программе и уставе, называвшихся по цвету переплета «Зеленая книга», были сформулированы политические задачи: свержение самодержавия, ликвидация крепостничества и введение конституционного правления. Их предполагалось решить насильственными средствами с опорой на армию. Легальная часть программы сводилась к попыткам формирования в России прогрессивного общественного мнения путем создания просветительских организаций, Издания новых книг и литературных альманахов.

К 1820 г. под влиянием П.И. Пестеля среди декабристов стали  весьма популярны республиканские  идеи. Установление республики многие считали возможным лишь путем революционного переворота. Эту точку зрения разделяли далеко не все декабристы. В результате серьезные идейные и тактические разногласия внутри «Союза благоденствия» привели к решению его московского съезда о самоликвидации в начале 1821 г.

Новый период декабристского движения связан с созданием двух тайных обществ: Южного (в 1821 г. на Украине) и Северного (в 1822 г. в Петербурге). Каждое из них было представлено программными документами: Северное — умеренной  «Конституцией» Н.М. Муравьева, положения которой разделяли члены общества К.Ф. Рылеев, СП. Трубецкой, М.С. Лунин, Южное — более радикальной «Русской Правдой» П.И. Пестеля и его единомышленников А.П. Юшневского, Н.В. Басаргина, В.П. Ивашева и др.

Как и ранее, в центре внимания стоял вопрос о будущем государственном устройстве России. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию, при которой законодательная власть должна была принадлежать парламенту, названному им «народное вече»: «Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя». По мысли Муравьева, сословные привилегии отменялись, но избирательные права граждан ограничивались довольно высоким имущественным цензом. П.И. Пестель, напротив, высказывался за республиканский государственный строй. Он выступал за равенство всех граждан перед законом, уничтожение всех сословных привилегий и отмену избирательного ценза, что означало введение всеобщего избирательного права.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"