Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа состоит из  1 файл

2 Внешняя политика России в первой четверти XIX в.doc

— 1.68 Мб (Скачать документ)

 Различными были  подходы обоих проектов к решению крестьянского вопроса. Пестель и Муравьев единодушно признавали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному. Считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, Муравьев предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по две десятины пахотной земли на двор, что не могло обеспечить рентабельность крестьянского хозяйства. Фактически это означало безземельное освобождение крестьян. Пестель же, напротив, выступал за освобождение крестьян с землей в размере, достаточном, по его выражению, для их «пропитания». Впервые в России им был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме.

 Расхождения касались  и других сторон будущего социально-политического устройства России: если Муравьев предлагал федеративное устройство, то Пестель в национальном вопросе настаивал на образовании неделимой централизованной России, отвергая федерацию как принцип, ослабляющий.

 Декабристы впервые  в истории России выступили с четкой революционной программой, создали на ее основе революционную организацию и подготовили два вооруженных выступления против самодержавия — в Петербурге и на юге России.

В день назначенного на 14 декабря 1825 г. восстания— день принятия Сенатом присяги Николаю I, сменившему Александра I на престоле после его смерти — декабристы рассчитывали провозгласить «Манифест к русскому народу», включавший программу демократических преобразований, общую для обоих направлений. Большинство петербургского гарнизона присягнуло Николаю безропотно, но некоторые части отказались от присяги и вышли с оружием на Сенатскую площадь. «Диктатором» революционных сил был избран князь СП. Трубецкой, но он потерял веру в успех восстания и 14 декабря не явился на Сенатскую площадь. Это вызвало растерянность и замешательство в рядах восставших. Николай долго не решался применять военную силу против мятежников и послал для переговоров петербургского военного генерал-губернатора графа М.А. Милорадовича, одного из героев войны 1812 г., любимца солдат и офицеров. Милорадович был убит П.Г. Каховским, а Николай пустил в ход конную гвардию и артиллерию. Таким образом, воспользовавшись промахами восставших, правительство сумело подавить восстание.

Несмотря на поражение, восстание декабристов имело чрезвычай, но важные последствия для развития России. Впечатление, которое оно произвело на взошедшего на престол Николая I, определило антилиберальный характер всего его царствования и содействовало укреплению не либеральной, а революционной традиции в России. Поэтому восстание надо рассматривать как начальный пункт революционного движения, развитие которого в России в течение XIX в. неизменно вызывало правительственную реакцию. Победа радикального направления привела впоследствии к дальнейшему развитию социалистической идеи.

 

41. Социально-экономическое  развитие СССР в 1945 - 1953 гг

 

Перестройка экономики  на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

 В конце мая 1945 г. Государственный Комитет обороны  постановил перевести часть оборонных  предприятий на выпуск товаров  для населения. Несколько позднее  был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству.

 Предстояло выбрать  путь экономического возрождения  - поддержать наметившиеся тенденции  или отвергнуть их и вернуться к модели 30-х гг. Первый путь отстаивали секретарь ЦК Жданов, председатель Госплана Вознесенский, председатель Совмина РСФСР Родионов. Сторонниками возврата к старой модели были Берия и Маленков, которых поддерживали руководители тяжелой промышленности. Растущая международная напряженность и интересы оборонной промышленности, плохой урожай и голод 1946 г., наконец, смерть Жданова (1948 г.) привели к победе сторонников принудительных мер.

 Экономика была  основана на 2-х формах собственности:  государственной и колхозно-кооперативной. Частной собственности на средства производства не существовало. Руководство экономикой носило централизованный, плановый, тоталитарный характер.

Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) В 1946 г. были проведены выборы в  Верховный Совет 2-го созыва, который на своей сессии утвердил новый пятилетний план. 4-й пятилетний план был более реалистичен, чем первые три. Главный упор делался на восстановление промышленности, прежде всего тяжелой. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени: восстановлен 8-ми часовой рабочий день, ежегодные отпуска, отменены обязательные сверхурочные. Однако условия труда оставались очень тяжелыми, зарплата была очень низкой, имели место командные методы руководства. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

 С целью обеспечения  производства рабочей силой были  приняты несколько указов об  ответственности лиц, уклоняющихся  от трудовой деятельности. «Указники»  подлежали депортации, местом для  их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край.

 В течение пятилетки  несколько раз снижались цены  на товары массового потребления.  В целях преодоления финансовых  трудностей была проведена денежная  реформа. Но ни то, ни другое  не привело к значительному росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей объяснялось, прежде всего, высокими, в сравнении с зарплатой, ценами и образом жизни, не стимулировавшим рост потребностей. Кроме того, снижение цен касалось только городского населения. Снабжение городов улучшалось за счет ухудшения жизни на селе. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

 Война тяжело отразилась  на состоянии сельского хозяйства.  Сократились посевные площади,  ухудшилась обработка полей. Почти  на треть уменьшилось количество трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. В 1946 г. засуха поразила Украину, Молдавию, юг России. Снова начался голод, который вызвал массовый отток сельского населения в города. А в это время зерно вывозилось в страны Восточной Европы.

 Послабления крестьянству  были свернуты, руководство требовало  выполнения планов любой ценой,  исходя не из возможностей  колхозов, а из потребностей государства.  Контроль над сельским хозяйством  вновь усилился. Оплата труда на селе была в 4 раза ниже, чем в городе, пенсионное обеспечение отсутствовало, колхозное крестьянство было лишено паспортов и свободы передвижения. На его долю приходился тяжелый труд, связанный с низкой технической оснащенностью. Закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Налоги на все, что мог содержать колхозник, делали невыгодным иметь скот, выращивать фруктовые деревья. Крестьяне принуждались все свое время отдавать общественному производству. Отсутствовали крупные капиталовложения в сельское хозяйство.

 На рубеже 40-х - 50-х  гг. было проведено укрупнение  мелких колхозов. В течение нескольких  лет их число уменьшилось с  255 до 94 тысяч. Новые коллективные  хозяйства создавались в западных  областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти.

 Однако меры по  организационной перестройке колхозов  не изменили тяжелого состояния  в агросфере. Заготовки зерна  в 1950 г. составили 32,3 млн. тонн  против 36,4 млн. в 1940 г.

Итоги четвертой пятилетки  были следующими - быстрый рост (1947-1948 гг.) сменился замедлением, длившимся до 1954 г. Все напоминало развитие 30- хх гг. - распыление средств, капиталовложений, дефициты и дезорганизация производства, расстройство финансов, рост незавершенного строительства, чистки в руководстве, активное использование труда заключенных, недовольство рабочего класса.

 Но сделано было  очень много. Восстанавливались  города и предприятия, снова  развивались и росли стахановское  движение и социалистическое  соревнование. В 1948 г. довоенный  уровень был достигнут и превзойден. В области промышленности восстановлено и вновь построено 6,2 тыс. предприятий. Валовой объем промышленной продукции возрос на 73%. Численность рабочих и служащих увеличилась до 40,4 млн. человек. В области с\х довоенный уровень был достигнут не по всем показателям. Посевные площади составили 97% довоенного уровня. Национальный доход вырос на 64%. Восстановлено и вновь построено около 2 млн. кв. м жилья.

 В 1952 г. была опубликована  работа Сталина «Экономические  проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Речь шла о приоритетности развития тяжелой промышленности, о необходимости свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.

 

42. Внутренняя  политика Николая I

 

12 декабря 1825 г. на  русский престол вступил Николай I Павлович (1825 - 1855 гг.). Николай был третьим сыном Павла I.

 Огромную роль в  его правление стала играть  Собственная его императорского  величества канцелярия. Она была  создана Александром I для рассмотрения  прошений на высочайшее имя. Николай I значительно расширил её функции, придав ей значение высшего органа управления государством. В 1826 года Канцелярия была разделена на 5 отделений. Особое значение приобрело III отделение - тайная полиция под руководством графа А.Х. Бенкендорфа. В ведении III отделения находились: сыск и следствие по политическим делам; контроль за литературой и театром, журнальной и газетной периодикой; борьба со старообрядчеством и сектантством. В 1827 году появился корпус жандармов.

 Николай I решил  привести российское законодательство в порядок, что не делалось со времён Алексея Михайловича. Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось II Отделением канцелярии под руководством М.М. Сперанского.

 М.М. Сперанский  проделал титанический труд и  в 1830 г. был счастлив представить государю 45 томов "Полного Собрания Законов Российской Империи", в котором заключалось более 30 тыс. законов, изданных в хронологическом порядке начиная с 1649 до воцарения Николая I (См. дополнительный иллюстративный материал). Через 3 года появился "Свод Законов Российской Империи" в 15-ти томах, в котором в систематическом порядке были изложены действующие законы. "Свод" был разослан во все правительственные учреждения и поступил в продажу. Предполагалось, что теперь любой человек в своей деятельности мог ими руководствоваться (См. дополнительный иллюстративный материал).

 При Николае I в  России появились железные дороги. В 1837 г. была открыта первая  железная дорога между Петербургом  и Царским Селом. В 1851 г. Николаевская железная дорога связала Петербург и Москву.

 Важнейшим Николай  I считал вопрос о крепостном  праве. В начале правления его  постоянно занимала мысль об  освобождении крестьян, он соглашался  с тем, что крепостное право  есть зло. Но затем он пришёл  к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом ещё большим. В течение всего царствования Николая I было создано 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу. В общем, крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II.

 Было облегчено  положение помещичьих крестьян. В стране было 36 млн. помещичьих  крестьян, но они были собственностью  помещиков. Правительством были приняты постановления, которые в обществе меняли взгляд на помещичьих крестьян. Правительство издало ряд законов, которые подчёркивали, что "крепостной человек не простая собственность частного лица, а, прежде всего, подданный государства" (В.О. Ключевский).

 В 1827 г. был издан  закон, по которому, если в дворянском  имении за крестьянином числилось  меньше 4,5 десятины на душу, то  такой крестьянин или переходил  в казённое управление, или в  свободное городское состояние. 

 В 1841 г. крестьянская  семья была признана неразрывным юридическим составом, и крестьян было запрещено продавать отдельно от семьи. В 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, который позволял помещику отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю во временное пользование в ответ на определённые повинности или оброк. В 1848 г. был издан закон, предоставлявший крестьянам право с согласия помещика приобретать недвижимую собственность.

 С 1804 по 1855 гг. помещиками  на волю было отпущено всего  лишь 116 тыс. крепостных крестьян. Это свидетельствовало о том, что в сохранении крепостного права были заинтересованы, прежде всего, помещики.

 Значительно больше  было сделано для государственных  крестьян. Их было около 9 млн.  чел. С 1837 по 1841 г. была проведена  система мероприятий по управлению государственными крестьянами. В 1837 г. для управления крепостными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. Руководство этим министерством Николай I доверил своему сподвижнику графу П.Н. Киселёва. Под его руководством и была проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей. Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины.

 Малоземельным государственным крестьянам было передано 2 млн.300 тыс. десятин свободной земли.

 Большое внимание  уделялось поднятию агротехнического  уровня крестьянского земледелия. Министерство создавало семенной  фонд и продовольственные склады  в деревнях на случай неурожая. Так, правительство практиковало посадку картофеля и сразу же убирало картофель в склады. Посадку картофеля крестьяне расценили как увеличение казённой запашки. По стране прокатились "картофельные бунты".

 Политика в области  просвещения становилась всё более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений. Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для разных сословий: сельские приходские училища - для крестьян; уездные училища - для городских обывателей; гимназии - для дворян.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"