Сибирь в древнекаменном веке и в эпохе палеолита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:56, контрольная работа

Описание

Древнейшая история человека протекает на фоне крупных изменений в природе, и вся жизнь наших древнейших предков была так или иначе связана с этими изменениями; она как бы «вписана», в их рамки. Время, когда происходит становление человека на земле, носит название антропогена.
Антропоген делится на три этапа. Первый этап, наиболее древний, эоплейстоценовый (заря плейстоцена), длился от начала антропогена до сильного похолодания, вызвавшего развитие первого покровного оледенения, известного в Сибири под названием максимального, или самаровского. Второй этап, плейстоценовый, охватывает время оледенений и разделяющих их межледниковий. Третий этап, голоценовый, еще

Содержание

ПРИРОДА СИБИРИ В ЛЕДНИКОВОЕ ВРЕМЯ И ПУТИ ЗАСЕЛЕНИЯ ЕЕ ЧЕЛОВЕКОМ.
МАЛЬТА И БУРЕТЬ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

История Восточной Сибири Палеолит.docx

— 110.82 Кб (Скачать документ)

В 1932 г. в Мальте было обнаружено также четырнадцать небольших углублений — лунок, перекрытых культурным слоем  поселения. В них встречались  кости песца, находившиеся в анатомически правильном положении, иногда — целыми скелетами. Таких целых скелетов оказалось четыре, причем у них  отсутствовали лапки. Очевидно, мальтийский  человек снимал с песцов шкурки, а затем хоронил их тушки в  специально вырытых ямках иногда вместе с костями других животных, кремневыми пластинками и орудиями. Этот обряд древних мальтийцев напоминает о широко распространенном у охотничьих племен Сибири обычае хоронить кости добытых животных, чтобы они затем «воскресли» и снова стали добычей охотников. Такие представления сложились, видимо, уже в палеолитическое время.

Отдельной темой в искусстве  палеолита являются образы птиц и  зверей, которые вряд ли можно отнести  к циклу представлений, вытекающих из древней охотничьей магии. И те и другие неразрывно связаны в  современном шаманстве всех без  исключения сибирских народов с  представлениями о двух мирах  вселенной — о небе и преисподней. Они являются могучими сверхъестественными  существами, то благодетельными, то враждебными  человеку, духами — помощниками  и посредниками в сношениях человека с другими мирами. Так было, нужно  думать, и в далеком палеолитическом  прошлом, когда складывались истоки тех верований, из которых выросло  затем сибирское шаманство и  шаманистическая идеология —  шаманские мифы и культ.

В Мальте оказалось и единственное пока в Сибири палеолитическое захоронение  ребенка. Судя по описанию условий, в  которых оно было обнаружено, над  захоронением залегал ненарушенный культурный слой, представлявший собой  заполнение древнего жилища. Вместе с  каменными изделиями над могилой  мальтийского младенца лежали остатки  конструкции крыши жилища — рога северного оленя. Могильная яма, овальная в плане, была обставлена в  головной части плитами известняка. Еще одна, самая крупная, плита  камня лежала плашмя над скелетом. В целом это сооружение напоминало каменный ящик или стол-дольмен. Труп ребенка лежал под прикрытием плиты на спине, с вытянутыми вдоль  тела руками и ногами, слегка согнутыми  в коленях. Тело младенца было осыпано  красной охрой, следы которой  заметны на костях, а череп покоился на прослойке из толченого жженого  кровавика — красной охры. Головой  костяк был ориентирован на северо-восток, так же как и многие из позднейших неолитических костяков в долине Ангары. Около черепа лежали куски  диадемы-обруча, вырезанного из бивня  мамонта. На шее — великолепное, даже по современным понятиям, ожерелье, на пояснице — бляха с орнаментом в виде резных зигзагов — «змей». На груди — птичка в позе полета. На правой руке у плеча был одет браслет из бивня мамонта. Поблизости был положен ориньякского типа нож  с боковыми выемками. У ног младенца лежал большой превосходно изготовленный наконечник копья, а вместе с ним мелкие каменные изделия: проколка, пластинка и острие.

Искусство палеолитических  обитателей Мальты и Бурети занимает видное место в истории мирового искусства: ими, этими людьми ледниковой эпохи, на берегах Ангары созданы  были бесспорные и крупные художественные ценности мирового значения. Созданная  ими художественная школа по праву  занимает место среди передовых  очагов начального искусства человечества.

Последнее, о чем здесь  следует сказать, — это о возрасте и месте среди Других палеолитических  культур Евразии, а также о  происхождении той удивительной культуры древнекаменного века, следы  которой уцелели в Бурети и  Мальте на берегах Ангары.

По данным В. И. Громова, детально изучившего геологические условия  залегания остатков основного культурного  слоя Мальты, они залегают на 15-18-метровой террасе р. Белой в основании  маломощного делювиального шлейфа 50-метровой террасы и связаны, по-видимому, с погребенной почвой, разделяющей  эти делювиальные образования на два горизонта. Человек появился здесь, по его мнению, в момент, когда  завершалось формирование аллювия  на цоколе 15-метровой террасы и начинал  на возвышенных участках формироваться  почвенный покров. В фауне Мальты на первом месте находятся остатки  северного оленя, затем песца, носорога. Есть также кости снежного барана, бизона, росомахи, мамонта, пещерного  льва, волка, лошади. Из птиц имеются  гусь и чайка. Геоморфологические наблюдения показывают, что человек жил тогда на берегу Ангары, так как древнее устье р. Белой помещалось западнее и Ангара протекала вдоль склона 50-метровой террасы почти с запада на восток. По геологическим условиям Мальта, как полагает В. И. Громов, несколько древнее старшей из стоянок Афонтовой группы на Енисее — Афонтовой II. Погребенная почва, отмеченная им в Мальте, сопоставляется некоторыми геологами с каргинским межледниковьем, а последнее, по новейшим данным на основе радиокарбонового анализа кусков дерева из каргинских отложений вблизи Игарки, датируется временем не позже, чем 24 500 лет тому назад. Отсюда делают вывод, что каргинское время в Сибири соответствует паудорфскому межстадиалу в Европе, а последующее сартанское оледенение совпадает с вюрмом.

Если так, то можно сделать  вывод, что Мальта совпадает по времени  с   позднеориньякскими   и    перигордьенскими    памятниками   в   Западной Европе.

Вполне допустимо, следовательно, предположение, что древнейшие обитатели  Сибири проникли к берегам Байкала  из Восточной Европы в разгар ледникового  времени около 24—25 тыс. лет тому назад, принеся сюда и свою культуру арктических охотников верхнего палеолита.

Вместе с тем в культуре палеолитических племен на берегах  Ангары естественным образом обнаруживается и много своеобразного, неевропейского. Первым таким азиатским элементом  являются крупные, массивные и тяжелые  орудия, изготовленные из целых речных галек, расколотых пополам или попросту затесанных с одного края рядом сильных  поперечных ударов. Сохраняя всегда, как  у ручных рубил шелльского типа, галечную корку на конце, противоположном  лезвию, эти вещи напоминают сечку, почему их и называют часто чопперами, т. е. сечками. Такие орудия на очень  ранних этапах истории палеолитического человека появляются на юге Азии,   в том числе у синантропа. Они долго держатся в Азии и в последующее время. Настоящий расцвет их наблюдается в верхнем палеолите Монголии, в бассейне Орхона и Толы.

Отсюда следует, что верхнепалеолитические  охотники Запада шли к Байкалу  не сквозь абсолютно пустое пространство. Они несомненно встретили на востоке  другие племена, с иной культурой, и  взаимно ассимилировали друг друга. Только так можно объяснить подобное смешение культур. Мальта и Буреть —  эти два замечательных близнечных памятника сибирского палеолита, на материалах которых раскрывается такая  выразительная и полнокровная, единственная в своем роде картина жизни  древнейших обитателей Сибири, — остаются пока изолированными. Нигде более  в Сибири не найдено еще третьего такого поселения. Ход дальнейших событий  в Сибири остается поэтому еще  очень слабо выясненным и полным загадок, но тем интереснее те немногочисленные памятники, которые так или иначе  могут занять место в общей  хронологической лестнице палеолита  Северной Азии вслед за Мальтой и  Буретью.

 

 

Список литературы

  1. А. П. Окладников. Палеолитические жилища в Бурети (по раскопкам 1936—1940 гг.). «Краткие сообщения Института истории материальной культуры» вып. 10, 1941, стр. 16—31.
  2. А. П. Окладников. Палеолитические жилища в Бурети (по раскопкам 1936—1940 гг.). «Краткие сообщения Института истории материальной культуры» вып. 10, 1941, стр. 16—31.
  3. А.  Абрамова.   Палеолитическое   искусство   Сибири.   Иркутск, 1960.

 

  1. М. М. Герасимов. 1) Мальта — палеолитическая стоянка. Иркутск, 1931; 2) Раскопки палеолитической стоянки в селе Мальта. Предварительный отчет о работах 1928—1932 гг. «Палеолит СССР. Материалы по истории дородового общества», М.—Л., 1935; А. П. Окладников. Новые данные о палеолитическом прошлом Прибайкалья (к исследованиям в Бурятии 1936-—1939 гг.). «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», вып. 5, 1940, стр. 59—62.
  2. М. М. Герасимов. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956— 957 гг.). «Советская этнография», 1958, № 3.

 

 

 


Информация о работе Сибирь в древнекаменном веке и в эпохе палеолита