Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа
Власть переходит по наследству только по мужской линии — от отца к старшему сыну, женщины исключены из этой системы. Конституция ограничивает полномочия и права императора, он номинально является главой государства и «символом и единства народа». Его статус определяется конституцией, в которой выражена воля народа и которая обладает суверенной властью. Принимать любые государственные решения Император имеет право только с одобрения Правительства. За все принятые решения монарх не несет ответственности, за последствия отвечает только Правительство.
Введение……………………………………………………………………..
Государственный строй. Конституция. Роль императора…………
Парламент…………………………………………………………….
Кабинет министров (правительство)………………………………..
Судебная система…………………………………………………….
Местные органы власти и самоуправления………………………...
Государственная служба…………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
(национально
Факультет: «Юридический»
Кафедра: «Конституционного и
Реферат
Тема: «Система органов государственной власти в Японии»
Руководитель: к.ю.н., доцент кафедры
Гаранжа А.П.
Автор работы: Студент: гр. Ю – 443
Уфимцева Д.А.
Работа защищена с оценкой: __________
Челябинск 2012 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Систему государственных органов Японии представляет глава государства — Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.
Власть переходит по
наследству только по мужской линии
— от отца к старшему сыну, женщины
исключены из этой системы. Конституция
ограничивает полномочия и права
императора, он номинально является главой
государства и «символом и единства народа». Его статус определяется
конституцией, в которой выражена воля
народа и которая обладает суверенной
властью. Принимать любые государственные
решения Император имеет право только
с одобрения Правительства. За все принятые
решения монарх не несет ответственности,
за последствия отвечает только Правительство.
Император обладает
правом только по представлению Парламента назначать и отстранять от занимаемой
должности главного судью (председателя)
Верховного суда и премьер- министра.
Император имеет право с одобрения
Кабинета министров:
1) приостанавливать законопроекты, поправки
в Конституцию, различные правительственные
указы;
2) созывать и распускать членов Парламента;
3) объявлять начало всеобщих парламентских
выборов;
4) назначать и отстранять, ограничивать
полномочия высших должностных лиц, подтверждать
верительные грамоты послов и посланников;
5) назначать амнистии (всеобщие и частичные),
восстанавливать в правах и изменять степень
наказаний;
6) выдавать награды;
7) проводить прием иностранных послов и посланников.
В Японии форма правления — парламентарная монархия.
Парламент является высшим органом государственной
власти. Члены Парламента обладают исключительными
полномочиями в государственном управлении.
Парламент представляет собой двухпалатную
систему. Верхняя палата называется Палатой
советников, ее невозможно распустить.
Депутаты Парламента
обладают иммунитетом и индемнитетом.
Но в отличие
от других стран в Японии депутатская
неприкосновенность имеет срок действия
только на период депутатской сессии.
Парламент обладает широкими
полномочиями и функциями, имеет
право применить меры парламентской
ответственности к членам Правительства
и Кабинету министров. Парламент
может выразить недоверие Правительству
и отклонить проект закона, предложенный Кабинетом министров.
Кроме этого,
Парламент обладает организационно- судебной
функцией относительно судей, т. е. может
смещать судей, выражать им недоверие
и др. Кабинет министров наделен
исполнительной властью. В него входят
Премьер- министр и государственные министры
по отраслям.
Правительство Японии должно
состоять из большинства государственных
министров — членов парламента.
Правительство возглавляет
Судебную власть представляет Верховный
суд, осуществляющий конституционный
контроль.
После капитуляции Японии
во второй мировой войне верховную
власть в стране, по соглашению с
союзниками, осуществляла американская
военная администрация, одной из
главных задач которой стала
демилитаризация и
Конституция впервые
в истории страны провозгласила
принцип национального
Редким прецедентом в практике государственного права стала статья 9 конституции, которая объявила безоговорочный отказ <на вечные времена> от войны как способа разрешения международных споров, равно как и от обладания какими-либо <средствами войны>.
Поскольку решающую роль в разработке Основного закона Японии играли американские специалисты, в него было привнесено большое количество американских политико-государственных норм, а также положений конституции США. Вместе с тем были учтены традиции японской государственности.
Конституция кардинально
изменила систему взаимоотношений
между государственным
Конституция коренным образом изменила статус японского монарха. Из персоны <священной и неприкосновенной> он превратился в <символ государства и единства народа>. Однако в конституции нет формулировки о том, какова форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений. Одни считают, что Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титулом императора (тэнно). Другие заявляют, что монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.
Не содержит конституция положений и о главе государства. Вследствие этого возникли некоторые концепции, затрагивающие вопрос о том, является ли главой государства император. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер-министр. Широко распространены также теории, в которых
утверждается, что в Японии существует специфический тип парламентарной монархии, при которой император не является главой государства, а служит лишь символом монархии. В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности.
Согласно конституции, император <от имени народа> созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты (но по рекомендации правительства); промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер-министра по рекомендации парламента; награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других, главным образом церемониальных функций. Наделение императора данными полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена.
Таким образом, император не обладает полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, и может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и с одобрения кабинета министров, который и несет за них ответственность.
По конституции, единственным законодательным органом Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей (500 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Выборы в обе палаты - прямые, право голоса имеют все граждане, достигшие 20 лет. В палату представителей можно быть избранным по достижении 25 лет, в палату советников - 30 лет. В соответствии с порядком прохождения законопроектов, палата представителей - нижняя, а советников - верхняя в японском парламенте.
Порядок формирования парламента
определяется конституцией страны, а
также законом о выборах
Палата представителей переизбирается каждые четыре года, но может быть распущена досрочно. В этом случае выборы нового состава палаты проводятся не позднее чем через 40 дней после роспуска, а парламент созывается в течение 30 дней после выборов. Обычно выборы проводятся за 30 дней до истечения срока полномочий палаты. В течение полувека выборы в палату представителей проходили по 130 многомандатным округам, в каждом из которых в зависимости от численности избирателей избиралось от трех до пяти депутатов. Однако весной 1994 г. бьш принят новый порядок выборов, а в октябре 1996 г. состоялись первые выборы по новой системе. Суть изменений заключается в том, что число депутатов палаты сократилось до 500 (было 512), причем большая их часть (300) избирается по малым одномандатным округам, а остальные - по партийным спискам пропорционально собранным партиями голосам в едином национальном округе. Избранными считаются кандидаты, собравшие наибольшее число голосов. Этот порядок выборов отвечает интересам крупных партий и офаничивает возможности представительства в парламенте менее влиятельных политических объединений. Каждый кандидат в депутаты вносит денежный залог, который не возвращается и переходит в собственность государства, если кандидат не наберет установленного минимума голосов.
Палата советников избирается на 6 лет, однако каждые 3 года половина ее депутатов переизбирается. Принцип ее формирования несколько иной. По префектурным многомандатным избирательным округам (в Японии 47 префектур) избирается 150 депутатов, еще 2 - от острова Окинава, а 100 депутатов избираются по общегосударственным спискам партий в масштабе всей страны, т.е. избирательным округом здесь является вся страна. Как правило, по общенациональному избирательному округу баллотируются широко известные политические и государственные деятели. Выборы проводятся за 30 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава верхней палаты.
Организация и проведение голосования на избирательных участках осуществляется специальными наблюдателями, назначаемыми местными избирательными комиссиями и тремя-пятью свидетелями из числа избирателей. Кроме того, каждый кандидат в депутаты имеет право направить в счетную комиссию одного своего представителя.
Избирательная кампания в Японии отличается большим своеобразием. Закон о выборах определяет, что всем кандидатам в предвыборной борьбе обеспечиваются равные возможности. Поэтому существует целый ряд ограничений на предвыборную деятельность. Например, четко установлены сроки ведения избирательной кампании (15 дней), и ровно в 8 часов вечера накануне дня выборов всякая агитация заканчивается. Кроме того, для всех кандидатов устанавливается одинаковое количество и одинаковая продолжительность выступлений по государственным и частным каналам телевидения и радио, ограничивается количество уличных речей, агитационных машин и стендов, листовок, почтовых открыток и т.п. Запрещен и обход жилых домов кандидатами и их доверенными лицами.
К основным функциям и компетенции парламента относятся: законодательная деятельность - рассмотрение законопроектов и принятие законов; финансовые полномочия - ежегодное утверждение национального бюджета; контроль над исполнительной властью, основными способами осуществления которого являются назначение премьер-министра, постановка вопроса о доверии правительству, организация специальных комиссий для расследования деятельности кабинета министров по вопросам государственного управления; формирование суда для рассмотрения дел судебных работников, против которых было возбуждено дело об отстранении от должности, контроль за деятельностью судебных органов; полномочия в области внешней политики, в том числе рассмотрение и одобрение международных договоров. Роль парламента в законодательном процессе состоит, главным образом, в отборе, изменении, дополнении, принятии или отклонении подготовленных кабинетом министров законопроектов. Помимо этого, на его долю приходится решение вопросов общего характера.
В круг законотворческой деятельности парламента входят такие вопросы, как: наследование престола и регентство; определение условий японского гражданства; осуществление права на образование; регулирование заработной платы, рабочего времени и других условий труда; регулирование системы налогов; защита права частной собственности; определение числа депутатских мест в обеих палатах парламента; утверждение избирательных округов и системы выборов; установление денежного жалованья депутатам парламента; организация и руководство гражданской службой; определение структуры кабинета министров; структура, выборы и порядок деятельности местных органов самоуправления и др.
Информация о работе Система органов государственной власти в Японии