Советский Союз в период “стагнации” Л.И.Брежнев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:25, реферат

Описание

Реорганизация управленческих структур задевала интересы партийно-государственной номенклатуры. Бесспорно, поступательное развитие страны, благодаря труду ее народа, продолжалось и в этот период. И все же тенденции социально-экономического и политического развития с середины 60-х гг. характеризовались все большей противоречивостью. Постепенно и неуклонно выявлялся кризис тоталитарной системы, все острее становилась необходимость кардинального обновления общества.

Содержание

Введение 3
Реформы 1964-65 гг. Инерция “оттепели” 4
Внутренняя и внешняя политика 1960-нач. 80-х гг. Причины застоя. 7
Советское общество в период стагнации 16
Диссиденты 18
Л. И. Брежнев: политическая биография 21
Посттоталитаризм. Ю. В. Андропов. Попытки реанимации системы. 23
Заключение 25
Список использованной литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ .docx

— 59.67 Кб (Скачать документ)

 

 

  Кафедра «История и политология»

 

 

Реферат

  (тема реферата)

                                                Советский Союз в период “стагнации” Л.И.Брежнев


 

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

(подпись)

(ФИО)

 

 

 

 

 

 

               

 

 

Разработал:

студент гр.  МПМ-113

                          

      

    

      (подпись)      

      (ФИО)              

       

 

 

 

      (дата проверки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  (дата сдачи на проверку)

 

 


 

Краткая рецензия


 

                     (запись о допуске к защите)

 

                    (оценка по результатам защиты)

 

 

 

                           (подписи преподавателей)


 

Оглавление

 

Введение 3

Реформы 1964-65 гг. Инерция “оттепели” 4

Внутренняя и внешняя политика  1960-нач. 80-х гг. Причины застоя. 7

Советское общество в период стагнации 16

Диссиденты 18

Л. И. Брежнев: политическая биография 21

Посттоталитаризм. Ю. В. Андропов. Попытки реанимации системы. 23

Заключение 25

Список использованной литературы: 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вторая половина 60-х середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись  в стагнации экономики, росте  оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной  арене. Принимаемые руководством страны меры по "совершенствованию" социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной  системы. В обществе и партии росло разочарование результатами его реформ.

Реорганизация управленческих структур задевала интересы партийно-государственной номенклатуры. Бесспорно, поступательное развитие страны, благодаря труду ее народа, продолжалось и в этот период. И все же тенденции социально-экономического и политического развития с середины 60-х гг. характеризовались все большей противоречивостью. Постепенно и неуклонно выявлялся кризис тоталитарной системы, все острее становилась необходимость кардинального обновления общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы 1964-65 гг. Инерция  “оттепели”

 

Реализуемая после отстранения от власти Н.С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950 - х — начала 60 - х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.

Реформа вводилась  в действие группой постановлений  ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные  отрасли и сектора народного  хозяйства:

  1. «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)1
  2. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
  3. «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.2
  4. «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
  5. «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)
  6. «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)
  7. «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)3
  8. «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)
  9. «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)4
  10. «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)
  11. «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.) 5

Реформа представляла собой  комплекс из пяти групп мероприятий:

Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные  в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

Сокращалось количество директивных  плановых показателей (с 30 до 9 - ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

Расширялась хозяйственная самостоятельность  предприятий. Предприятия обязаны  были самостоятельно определять детальную  номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать  долговременные договорные связи с  поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры  его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

Ключевое  значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности  производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд  фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально - культурного назначения, жилищного  строительства, др. Использовать фонды  предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего  законодательства).

Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились  нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение  определённого периода нормы  плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве  закупочные цены на продукцию повышались в 1,5 - 2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились  ставки подоходного налога на крестьян.

Постановлением  Совета Министров СССР N 677 от 28.08.1974 на проживающих в сельской местности  была распространена общегражданская  паспортная система; согласно постановлению, выдача паспортов "гражданам СССР, которым ранее паспорта не выдавались", должна была быть осуществлена "в  срок с 1 января 1976 г. по 31 декабря 1981 г", фактически в отдаленных местностях затянулась до 1989 года.

Новая система  народнохозяйственного планирования была закреплена в Конституции СССР 1977 г.: «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы» (ст. 16).

Внутренняя и внешняя политика  1960-нач. 80-х гг. Причины застоя.

 

Вторая половина 60-х середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись  в стагнации экономики, росте  оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по "совершенствованию" социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

С отставкой  Н.С. Хрущева завершился процесс  либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генеральным  секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной  работе. Именно он был одним из инициаторов  и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к  стабильности общества. Главой правительства  был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых  руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым  дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию  общественно-политической жизни, с  тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство  мнений по вопросу о выборе путей  дальнейшего развития общества завершилось  поворотом от реформаторства периода  хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному  курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма этапа "развитого социализма". Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего К.У. Черненко.

В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная  система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности  по отношению к личному приусадебному  хозяйству.

Начался отход  от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации отечественной и зарубежной для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая  и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х начале 80-х годов  интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в  учреждениях. Создавались организации  народного контроля и технического творчества, постоянно действующие  производственные совещания (ПДПС).

Принципиальные  вопросы развития экономики, форм и  методов ее управления рассматривались  на партийных съездах XXIV (1970 г), XXV (1975 г), XXVI (1980 г).

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной  и местной печати. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа.

Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и  другие Советы составляли единую систему  органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий  из Совета Союза и Совета Национальностей.

Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную  перспективу его развития, линию  внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной. Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости.

Информация о работе Советский Союз в период “стагнации” Л.И.Брежнев