Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение истории создания Союза Советских Социалистических республик.
Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:
- изучить характер перестройки государственного аппарата в 1921 г. – конец 20-х годов;
- охарактеризовать процесс образования и развития СССР
- проанализировать развитие СССР как союзного государства.
Введение
На данном этапе развития
и политических преобразований, происходящих
в Российской Федерации и соседних
государствах, преемниках бывшего СССР,
когда с политической сцены уже
ушли главные действующие лица того
периода, сам интерес к этому
периоду в российской истории
несколько утих, можно попытаться
рассмотреть это время в
Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятный период в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин образования союзного государства можно выделить множество.
К концу гражданской войны
и иностранной военной
В большинстве этих государственных образований у власти находились национальные коммунистические партии, входившие в состав единой РКП(б). В каждой республике действовали своя конституция, органы государственной власти и управления. В 1921-1922 гг. развернулись процессы экономического и политического объединения советских республик в федеративный союз в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Система союзных договоров оказалась недостаточной, что проявилось в возникновении конфликтов между руководством РСФСР и руководством ряда республик (Украины и Грузии).
В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию по подготовке к пленуму ЦК проекта предложений по вопросу о федеративных взаимоотношениях между РСФСР и другими республиками. Подготовленный под руководством И. В. Сталина проект автономизации предлагал советским республикам стать частью РСФСР. В. И. Ленин отверг этот проект и настоял на принятии идеи образования СССР на началах равноправия всех независимых советских республик и соблюдения их суверенных прав. Актом учреждения Союза ССР стал договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан). Они образовали новое государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор устанавливал разграничение компетенции между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами. Подписанный 27 декабря 1922 г. договор вместе с особой декларацией был одобрен 30 декабря 1922 г. I Всесоюзным съездом Советов. Был избран новый ЦИК, который по предложению В. И. Ленина должен был иметь четырех председателей (М.И. Калинина, Н.Н. Нариманова, Г.И. Петровского, А.Г. Червякова). В 1922-1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства СССР. После многочисленных дискуссий они были сформулированы в Конституции, принятой 31 января 1924 г.
Целью данной курсовой работы
является изучение истории создания
Союза Советских
Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:
- изучить характер перестройки государственного аппарата в 1921 г. – конец 20-х годов;
- охарактеризовать процесс образования и развития СССР
- проанализировать развитие СССР как союзного государства.
Объект исследования – процесс образования СССР.
Предмет исследования – освещение явлений и процессов, происходивших в стране в этот период.
1. Советсоке государство и право в период НЭПА (1921 г. - конец 20-х годов)
1.1 Перестройка государственного аппарата
После окончания гражданской
войны и прекращения в основном
военной интервенции политика «военного
коммунизма» уже не удовлетворяла
крестьянство. Громадная часть крестьянства
была ею недовольна. Ширились выступления
крестьян против Советской власти.
Крестьянское хозяйство, разоренное войнами
и подорванное неурожаем, находилось
к весне 1921 г. в тяжелом положении.
Требовались срочные меры, чтобы
поднять производительные силы деревни.
В 1920 г. общая продукция сельского
хозяйства составляла около половины
довоенной. В еще худшем положении
находилась промышленность. Продукция
тяжелой промышленности в 1920 г. составляла
около 1/7 довоенной. В стране не хватало
самых необходимых предметов: хлеба,
одежды, мыла и т.д. Хозяйственная
разруха оказала влияние и
на рабочий класс, стояли многие фабрики
и заводы. Рабочие от голода, бросали
их и уходили в деревню; занимались
кустарничеством, мешочничеством. Стала
ослабевать классовая база диктатуры
пролетариата. Рабочий класс распылялся,
деклассировался. На почве голода и
усталости проявлялось
Перестройка государственного аппарата в этот период была обусловлена следующими факторами: окончанием гражданской войны и иностранной военной интервенции и в связи с этим переходом к мирному развитию, к восстановлению разрушенного войнами народного хозяйства; осуществлением нэпа; образованием и развитием СССР.
Перестройка управления промышленностью
привела к упразднению
В связи с переходом
к мирному строительству
История государства и права России: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
Коммунистической партии
указала, что очередной задачей
является водворение во всех областях
жизни строгих начал
Уже на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г. ст. 12 «Договора об образовании СССР» предусматривала в целях объединения усилий республик по борьбе с контрреволюцией создание при СНК СССР Государственного политического управления (ОПТУ). Председатель ОПТУ и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. При председателе ОПТУ образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК СССР. В непосредственном распоряжении ОПТУ состояли особые войска. ОПТУ руководило работой ГПУ союзных республик через своих уполномоченных при СНК союзных республик. На ОПТУ были возложены такие же задачи, как по декрету ВЦИК от 6 февраля 1922 г. на ГПУ РСФСР. Новым было поручение выполнять указания Президиума ЦИК СССР и СНК СССР по охране революционного порядка. В Конституции СССР 1924 г. ОПТУ была посвящена специальная глава 9. Она повторяла положения ст. 12 «Договора об образовании СССР». Новым было положение о надзоре прокурора Верховного Суда СССР за законностью деятельности ОПТУ. [8, с. 110]
Происходила перестройка
судебных органов. В целях унификации
судебной практики, выработки единой
карательной политики необходимо было
реорганизовать три почти самостоятельные
системы революционных
Комаров С.А., Общая теория государства и права – М., 2005
Главный революционный военный железнодорожный трибунал. Революционный военный трибунал республики и состоявший при ВЦИК Верховный революционный трибунал объединялись. Их функции и аппарат передавались единому Верховному трибуналу. Единый Верховный трибунал при ВЦИК учреждался в составе: а) пленума или объединенного заседания председателей коллегии Верховного трибунала, члена-докладчика и представителя ВЧК; б) коллегий Верховного трибунала: судебной, кассационной, военной и военно-транспортной; в) областных отделений. Вхождение представителя ВЧК в состав пленума Верховного трибунала являлось нарушением демократического принципа отделения суда от административных органов.
В связи с изменившимися
условиями в стране серьезной
перестройке подверглись
Упрочение Советской власти,
разгром основных сил контрреволюции,
стабилизация положения страны на международной
арене, успешное осуществление нэпа
– все это привело к
В связи с образованием
СССР был создан Верховный Суд
СССР. Глава 7 Конституции СССР 1924 г.
была посвящена именно ему. К его
компетенции относилось разрешение
судебных споров между союзными республиками,
рассмотрение дел по обвинению высших
должностных лиц Союза в
История государственного управления в России / Под ред. В.Г. Игнатова. – М.: ТК Велби, 2007. – 392 с
интересы других республик.
Как суд первой инстанции он принимал
дела к своему производству исключительно
по постановлениям ЦИК СССР или его
Президиума. 23 ноября 1923 г. Президиум
ЦИК СССР утвердил «Положение о Верховном
Суде Союза Советских
Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», согласно которым основными задачами суда являлись: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного, защита интересов и прав трудящихся и их объединений, укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся и их правовое воспитание, осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан. Таким образом, четко прослеживается классовый принцип. На территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский суд (или соответствующий ему суд) и верховный суд (в автономных республиках – главный или высший суд). Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик и особенностей их административно-хозяйственного деления допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики. При ЦИК СССР состоял Верховный Суд СССР. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний. [4, с. 128]
Информация о работе Советсоке государство и право в период НЭПА (1921 г. - конец 20-х годов)