Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение истории создания Союза Советских Социалистических республик.
Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:
- изучить характер перестройки государственного аппарата в 1921 г. – конец 20-х годов;
- охарактеризовать процесс образования и развития СССР
- проанализировать развитие СССР как союзного государства.
В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР, в которую вошли молдаване, проживавшие на левом берегу Днестра. Большая часть молдаван проживала на территории Бессарабии, захваченной в 1918 г. Румынией. В составе Азербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована Нагорно-Карабахская автономная область, а 9 февраля 1924 г. - Нахичеванская АССР. 16 июля 1921 г. Ревком Грузии издал декрет об образовании в составе Грузии Аджарской АССР, 16 декабря 1921 г. на основе «Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии» Абхазская ССР вошла в состав Грузии. Декретом ЦИК и СНК Грузии от апреля 1922 г. в составе Грузии была создана Юго-Осетинская автономная область. [8, с. 277]
Коржихина Т.П., Сенин А.С., История российской государственности. – М., 2005.
2. Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (конец 20-х годов - 1941 г.)
2.1 Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г.
Государственное строительство и развитие права в эти годы в значительной степени определялись Конституцией СССР 1936 г. В стране произошли серьезные изменения, о которых шла речь в начале данной главы. В связи с этим Пленум ЦК ВКП(б) принял решение внести от имени ЦК ВКП(б) на VII съезде Советов СССР предложение об изменении Конституции Союза ССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытого голосования – закрытым; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие со сложившимся соотношением классовых сил в СССР (создание новой, социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества и т.п.). VII съезд Советов Союза ССР, проходивший с 29 января по 6 февраля 1935 г., принял постановление, полностью одобрившее предложение ЦК ВКП(б), и поручил ЦИК избрать Конституционную комиссию, а ближайшие выборы в органы Советской власти провести на основе новой избирательной системы. В соответствии с решением съезда ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина. Были созданы также 12 подкомиссий: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов власти, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная, состоявшая из председателей подкомиссий.
В разработке проекта Конституции активное участие принимали:
М.И. Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Н.И. Бухарин, Г.К. Орджоникидзе, А.С. Бубнов, Н.В. Крыленко, Я.А. Яковлев, Г.М. Кржижановский, В.Я. Чубарь, Я.Б. Гамарник, А.И. Стецкий, М.Н. Тухачевский, И.А. Акулов (секретарь комиссии) и др. В состав 12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции входили более ста видных партийных, государственных, профсоюзных и военных деятелей, научных работников, представителей всех республик. К середине мая 1936 г. проект Конституции был подготовлен. 12 июня 1936 г. он был опубликован и в течение почти полугода его обсуждали. Обсуждение проекта Конституции проходило в различной форме: на собраниях трудящихся, на пленумах Советов, на заседаниях секций и депутатских групп Советов и т.д. На чрезвычайных районных, областных, краевых и республиканских съездах Советов, проходивших со второй половины октября и до 23 ноября 1936 г. по всей стране, были подведены итоги обсуждения. Съезды Советов, обсудив проект Конституции с учетом пожеланий и поправок трудящихся, одобрили его. В обсуждении участвовало более 50 млн. человек, или около 55% взрослого населения СССР. В ходе обсуждения в Конституционную комиссию поступило 154 тыс. предложений, поправок, дополнений и замечаний к отдельным статьям и главам проекта. Трудящиеся СССР одобрили проект Конституции. [11, с. 228]
Конституция СССР 1936 г. исходила из равноправия наций и рас, закрепляла для них одинаковые права во всех областях хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества. Более того, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых» или косвенных преимуществ граждан в зависимости от расовой или национальной принадлежности, всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения карались законом. В соответствии со ст. 129 Конституции предоставлялось право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.
В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность. Защиту СССР Конституция рассматривала как почетную обязанность, священный долг каждого гражданина СССР.
Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. В этом также была ее особенность.
В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: это была самая демократическая Конституция в мире в тот период; демократическая по форме эта Конституция была бездействующим Основным Законом; она была перечеркнута чрезвычайными мерами; в реальной практике многие ее положения воплощения не нашли; это был клочок бумаги и т.д.
Таковы принципы, основное содержание, особенное Конституции СССР 1936 г. и ее оценка в литературе.
В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик.
Конституция РСФСР 1937 г. была
утверждена XVII Всероссийским съездом
Советов 21 января 1937 г. Она состояла
из 15 глав, включавших 151 статью. Глава
I Конституции РСФСР 1937 г. дословно повторила
аналогичную главу I Конституции
СССР 1936 г. В главе
II «Государственное устройство» говорилось,
что РСФСР в целях
Спиридонов Л.И., Теория государства и права. Учебник. – М., 2004.
экономической, политической,
оборонной добровольно
Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред.
М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2002. – 656 с.
2.2 Дальнейшее развитие СССР как союзного государства
Первый этап в развитии СССР как союзного государства в данный период связан с Конституцией СССР 1936 г. До 1936 г. в состав СССР входила Закавказская федерация, объединявшая Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую республики. Тогда решили, что она выполнила свою историческую миссию, и была упразднена. Конституция СССР 1936 г. закрепила непосредственное вхождение Азербайджанской, Армянской и Грузинской республик в состав Союза ССР как равноправных субъектов федерации. Конституция СССР 1936 г. также законодательно закрепила преобразование Казахской и Киргизской автономных республик РСФСР в союзные республики. Киргизский народ в своем государственном строительстве прошел путь от автономной области (1924 г.) через автономную республику (1926 г.) к суверенной союзной республике (1936 г.). Казахский народ прошел путь от автономной республики (1920 г.) к союзной республике (1936 г.).
Второй этап развития СССР как союзного государства в данный период связан с событиями 1939 г. в Западной Украине и Западной Белоруссии, а в 1940 г. – в Литве, Латвии, Эстонии и Бессарабии.
Существуют в науке две основные версии тех событий. Следует подчеркнуть, что те события нуждаются в фундаментальных исследованиях, о чем, в частности, свидетельствует наличие двух версий о событиях того времени.
В последние годы все большее распространение получила версия, согласно которой Германия и СССР в секретных протоколах к Пакту о ненападении от 23 августа 1939 г. разделили сферы влияния. В соответствии с этими протоколами СССР оккупировал Латвию, Литву, Эстонию, Бессарабию, Западную Украину и Западную Белоруссию. Вопросам политической и правовой оценки советско-германского договора о ненападении 1939 г. и, в частности, секретного протокола к нему о сферах интересов Германии и СССР занимался II Съезд народных депутатов СССР в 1989 г. В постановлении съезда, в частности, отмечалось, что подлинники этого протокола не обнаружены ни в советских, ни в зарубежных архивах. Однако графологическая, фототехническая, лексическая экспертизы фотокопий, сделанных в конце войны в МИДе Германии, и соответствие последующих событий содержанию протокола подтверждают факт его подписания и существования.
Созданная Верховным Советом
Латвийской ССР комиссия для изучения
предпосылок, условий и последствий
заключенного 23 августа 1939 г. договора
между СССР и Германией, а также
так называемого Пакта Молотова
– Риббентропа информировала 11 ноября
1989 г. Верховный Совет Латвийской
ССР о результатах своей
Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: ИНФРА, 2001. – 460 с.
Вторая версия событий 1939 г. в Западной Украине и Западной Белоруссии и 1940 г. – в Латвии и Литве, Эстонии и Бессарабии подробно исследована и изложена в трудах советских ученых Латвии, Литвы, Эстонии, Белоруссии, Украины, Молдавии и в работах ученых других республик. [3, с. 325]
Основываясь на этих трудах, изложим вторую версию событий тех лет. Эта версия имеет своих сторонников и поныне.
1 сентября 1939 г. фашистская
Германия напала на Польшу. В
эти суровые дни, когда
В октябре 1939 г. были созданы комитеты по организации выборов в Народные собрания этих областей. На основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в октябре 1939 г. состоялись выборы в Народные собрания Западной Украины и Западной Белоруссии. Избиратели отдали свои голоса тем, кто стоял за установление Советской власти, за вхождение областей в СССР, за конфискацию и передачу помещичьих земель крестьянам, за национализацию банков и крупной промышленности. За кандидатов трудящихся проголосовало свыше 90% избирателей.
В конце 1939 г. происходили заседания Народных собраний Западной Украины и Западной Белоруссии, которые, выражая непреклонную волю и желания трудящихся, провозгласили установление на территории Западной Украины и Западной Белоруссии Советской власти, приняли декларации о вхождении Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР в составе Украинской ССР и Белорусской ССР.
События 1940 г. проходили в обстановке начавшейся второй мировой войны. Под давлением широких народных масс буржуазные правительства Литвы, Латвии и Эстонии вынуждены были заключить с СССР пакты о взаимопомощи. Фашистские правительства этих стран, на словах признавая свои договорные обязательства, на деле же готовились к войне против СССР. Народные массы Литвы, Латвии и Эстонии, возмущенные антисоветской деятельностью профашистских правительств своих стран, свергли эти правительства и создали народные демократические правительства. В Литве новое правительство возглавил известный антифашист Юстас Палещшс, в Латвии - профессор Аугуст Кирхенштейн, министром внутренних дел в этом правительстве был писатель-коммунист Вилис Лацис. В Эстонии во главе правительства стал прогрессивный писатель Иоханес Варес (Барбарус). Период правления демократических правительств был периодом осуществления важных мероприятий во всех областях общественной и государственной жизни. Он характеризовался развертыванием инициативы трудящихся, созданием подлинно демократических условий для выявления политической воли масс. Из подполья вышли коммунистические партии, возглавившие движение за восстановление Советской власти. Программа демократических правительств была сформулирована в их декларациях. В области внешней политики демократические правительства стремились поддерживать нормальные отношения со всеми странами, в первую очередь обеспечить честное выполнение пактов о взаимопомощи, заключенных с СССР, развитие подлинно искренних и дружеских отношений с Советским Союзом. В области внутренней политики выдвигалась программа, предусматривавшая восстановление и обеспечение демократических прав народа, поднятие его культурного и материального благосостояния, амнистию политическим заключенным, чистку государственного аппарата, роспуск фашистских организаций и антинародных органов государственной власти, в том числе буржуазных «представительных» органов - литовского Сейма и эстонской Государственной Думы. В Латвии же Сейм не избирался с 1934 г. Фашистское правительство Ульманиса, нарушая Конституцию Латвийской республики 1922 г., не допускало выборов. Постановлением от 18 мая 1934 г. Сейм был упразднен и его функции были возложены на кабинет министров, причем Ульманис был президентом – главой государства и главой правительства. Демократические правительства установили контроль над промышленными предприятиями и банками.
В своей борьбе пролетариат, руководимый коммунистическими партиями, широко использовал наличие демократических правительств. Трудящиеся требовали новых выборов в Сеймы Литвы и Латвии и Государственную Думу Эстонии. Выборы были назначены на 14 и 15 июля
Информация о работе Советсоке государство и право в период НЭПА (1921 г. - конец 20-х годов)