Современная внешняя и внутренняя политика России с 1991 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:24, реферат

Описание

Целью работы является обозначить основные этапы внешней и внутренней политики России с 1991 года.
Задачи исследования:
- рассмотреть субъектов, которые определяли и формировали решения в области внешней политики России в 90-е годы;
- проанализировать основные направления внутренней политики России после 1991 года;
- охарактеризовать внутреннюю политику России в 1990-х годах;
- дать оценку внутренней политике России в 2000-х годах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные направления внешней политики России после
1991 года…………………………………………………………………………...5
1.1. Внешняя политика России в 90-е годы ХХ в……………………….....……5
1.2. Субъекты, которые определяли и формировали решения в области
внешней политики России в 90-е годы…………………………………….…..10
Глава 2. Основные направления внутренней политики России после
1991 года………………………………………………………………...………..15
2.1. Внутренняя политика России в 1990-х годах ………………………….….15
2.2. Внутренняя политика России в 2000-х годах...………………………..….18
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

итог 11081 Современная внешняя и внутренняя политика Р. с 1991 года .doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные направления внешней политики России после

1991 года…………………………………………………………………………...5

1.1. Внешняя политика России в 90-е годы ХХ в……………………….....……5

1.2. Субъекты, которые определяли и формировали решения в области

 внешней  политики России в 90-е годы…………………………………….…..10

Глава 2. Основные направления внутренней политики России после

1991 года………………………………………………………………...………..15

2.1. Внутренняя политика России в 1990-х годах ………………………….….15

2.2. Внутренняя политика России в 2000-х годах...………………………..….18

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  литературы………………………………………………………………32

 

Введение 

     Определив стратегический курс как путь сближения с капиталистическим Западом, вхождение в мировой рынок, руководство страны встало перед решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобную западноевропейской, то есть основанную на частной собственности, свободе торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Именно такие условия были поставлены перед страной для вступления в финансовые, промышленные, торговые союзы и фонды, господствующие на Западе. Это означало также введение конвертируемой валюты, то есть обращаемой на международном уровне, а также выравнивание внутренних цен на товары в сравнении с мировыми. Последняя задача являлась чрезвычайно сложной в социальном плане, так как в советский период на внутреннем рынке поддерживались низкие цены на товары народного потребления, значительно ниже мировых.

     Для решения главной задачи в области экономической, а именно: перехода к рыночно - капиталистическим отношениям, были определены следующие основные направления деятельности:

     - разгосударствление предприятий и передача их в частные руки в виде акционерной или индивидуальной частной собственности;

     - введение свободной торговли на основе установления свободных цен;

     - демонополизация внешней торговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным предприятиям и лицам;

     - введение рынка валюты и ценных  бумаг;

     - создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний;

     - введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости;

     - свобода предпринимательской деятельности.

     До  августа 1991 года были приняты некоторые  законы, такие как "О собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", антимонопольные законодательные акты, которые открывали некоторую возможность развития рыночных отношений, но носили больше декларативный характер. В конце октября 1991 года на V съезде народных депутатов Российской Федерации Б.Н.Ельцин объявил о проведении радикальной экономической реформы и получил дополнительные законодательные полномочия. В своем обращении к народу он заявил, что наступил "один из самых критических моментов российской истории". К осени 1992 года, по его словам, страна получит реальные результаты, начнется "стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей".

     Был определен день начала экономических реформ - 1 ноября 1991 года, однако по настоянию республик он был перенесен на 2 января 1992 года. Первым решительным шагом в проведении реформы была избрана "либерализация цен", то есть введение свободных рыночных цен на товары. К этому времени Союз ССР был распущен, Российская Федерация получила свободу действий1.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что выбранная нами тема является актуальной.

     Целью работы является обозначить основные этапы внешней и внутренней политики России с 1991 года.

     Задачи  исследования:

     - рассмотреть субъектов, которые определяли и формировали решения в области внешней политики России в 90-е годы;

     - проанализировать основные направления внутренней политики России после 1991 года;

     - охарактеризовать внутреннюю политику России в 1990-х годах;

     - дать оценку внутренней политике России в 2000-х годах.

 

Глава 1. Основные направления внешней политики России после 1991 года 

1.1. Внешняя политика России в 90-е годы ХХ в 

     История России в 90-е годы 20 столетия складывалась не так просто, как это может  показаться на первый взгляд. Совпавшее  по времени с распадом СССР, завершение в конце 80-х, начале 90-х годов лихорадившей мир несколько десятилетий, так называемой «холодной войны» между Востоком и Западом, между капиталистической и социалистической системами, поставило перед постсоветской Россией новые непростые вопросы: на каких принципах строить отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья и в целом дальнейшую российскую внешнюю политику? Что должно составлять ее фундамент, стратегию и тактику? На каких основах, и кем должны определяться национально-государственные интересы России во внешнеполитической сфере, оптимальные пути и методы их претворения в жизнь? Кроме того, возникла проблема, преемственности во внешней политике по отношению к СССР, для решения которой следовало выяснить: нужна ли была такая преемственность, и если нужна, то в чем она должна была выражаться.

     Как известно, окончание «холодной войны» привело к кардинальным изменениям в расстановке сил на мировой арене, к серьезной реструктуризации всей системы международных отношений. И снова перед Россией, как и перед другими странами мирового сообщества, возникли непростые вопросы: действительно ли мир стал безопаснее, и в какой степени, после того как из биполярного превратился в многополюсный? Что следует предпринять, чтобы так или иначе не повторился печальный опыт «холодной войны»? В обстановке непрекращающихся и сегодня региональных войн и конфликтов, братоубийственных межнациональных, межэтнических столкновений, обострения экономических и экологических проблем в разных частях света, ответы на эти вопросы приобретают все возрастающее значение для современного развития не только России, но и многих других стран.

     Распад  Советского Союза, вызвавший естественную смерть социалистического блока, неизбежно  привел к изменению баланса сил  в международных отношениях не только в Восточной Европе, но и на самой территории бывшего СССР. Оказались подрублены опоры прежней, биполярной, системы международных отношений. Резко изменилось положение России в её непосредственном окружении и в мире в целом. Именно из-за этого соглашение, подписанное в декабре 1991 г. в Беловежской пуще, можно считать началом внешней политики новой России.

     Беловежское соглашение как политический феномен  родилось в определенном социально-политическом контексте. По мнению Н. Косолапова, Беловежское соглашение отражало интересы «государственнические» - в противовес чисто партийным. Часть элиты, прежде всего в старом союзном Центре, давно уже уставшая и от опеки со стороны КПСС, и от многолетней борьбы между реформаторами и фундаменталистами в КПСС в годы перестройки, и от своей роли «мальчиков для битья», и от безнадежной ситуации в этой борьбе предприняла попытку утвердить верховенство советской власти в стране, отодвинуть КПСС и её лидера на вторые роли, - «сохранить самодержавие, пожертвовав ради этого монархом»2.

     Одним из результатов Беловежского саммита  явилось то, что достигнутыми там  соглашениями было положено начало становлению России как самостоятельного, полноценного и полноправного субъекта международных отношений и внешней политики. Вскоре ехало ясно, что решение руководства России о международной правопреемственности по отношению к бывшему СССР означало, во-первых, что новая Россия остается одним из наиболее весомых деятелей на международной арене, будучи членом ООН и постоянным членом Совета Безопасности ООН, и, во-вторых, она соглашается с принятием международного порядка того времени.

     Новое руководство РФ, как в свое время  М. Горбачев, получило тяжелое наследство. Когда М. Горбачев начинал перестройку, в обществе произошла подлинная революция умов, которая сделала невозможным возврат к прежнему его состоянию. Но ни одна из четырех ключевых проблем, вставших после 1985 г., не была решена. Первая - это проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации. Вторая - проблема создания нормальной рыночной экономики. Третья - проблема федеративного договора, которая тесно связана со второй. И, наконец, четвертая - проблема вхождения в мировое сообщество как главный фактор международных отношений. Несмотря на усилия последнего правительства СССР, направленные на интеграцию страны в западный мир, Советский Союз, а следом и новую Россию не пустили ни в Большую семерку, ни в Европейский союз, ни в НАТО. При этом главная слабость внешней политики России заключалась во внутриполитической ситуации в стране, в Российской внутренней политике.

     Наряду  с изменением геополитического положения  в мире, перед Россией возникла необходимость строить новую  и европейскую, и азиатскую политику, не противопоставляя одну другой. После распада гигантского Союза главным направлением российской ориентации в области внешней политики являлось вхождение страны в семью европейских демократических государств, сотрудничество с Западом и международными институтами для подтверждения за Россией роли ведущей европейской державы, государства, воспринявшего статус СССР. Такая позиция начала получать признание в российском обществе как верное направление.

     Идеи, на которых основывалась на начальном  этапе российская внешняя политика, были сформулированы к концу 1992 г. Концепция внешней политики РФ была разработана МИДом и обнародована в специальным выпуске «Дипломатического вестника».

     В этом документе обнаруживаются некоторые отличия от деклараций лиц, отвечавших за внешнюю политику страны. В первую очередь это относится к акцентированию самостоятельности России во внешней политике, что несколько расходится с прежней линией на всестороннее сотрудничество с Западом. Особое внимание в данном документе было уделено тому факту, что хотя с окончанием холодной войны в мире исчезла тотальная конфронтация, США, тем не менее, стремятся сохранить свое военное лидерство, притом, что его основа - ориентированность на противостояние с военным потенциалом СССР - потеряла былое значение. В принципиальный курс внешней политики России входила также концепция о важности политической и экономической стабильности стран вокруг России, наряду с продолжением устремления России к вхождению в систему «цивилизованного» Запада. Резюмируя документ, можно сказать что, важнейшими внешнеполитическими задачами государства стали урегулирование конфликтов вокруг России, недопущение их распространения на территорию России и обеспечение строгого соблюдения в ближнем зарубежье прав этнических россиян и русскоязычного населения.

     В целом принципиальным направлением внешней политики России являлось завоевание ею статуса «великой державы», в основе чего лежало мнение, что окончание холодной войны автоматически не означает стабилизации на мировой арене, и существенную роль продолжают играть военно-силовые факторы3.

     Итак, все явственнее структурировались  внешнеполитические направления новой  российской власти. Во-первых, распространялось осознание того, что стабилизация России обеспечивается стабильностью окружающих ее стран. В связи с этим Россия замялась урегулированием конфликтов на бывшем социалистическом пространстве на уровне сотрудничества с международными организациями - ООН, ОБСЕ. Во-вторых, параллельно росло и понимание того, что международные организации, как и прежде, недостаточно эффективно функционировали в сфере урегулирования конфликтов, - например в Боснии, в регионах бывших республик СССР. Отсюда - широкое распространение в обществе мысли о необходимости наличия самостоятельного орудия безопасности. Вместе с этим после нападения США на Ирак в России возросла критика американского курса внешней политики и усилились требования оппозиционных политических сил пересмотреть глобальное направление внешней политики страны. В-третьих, особо острой критике со стороны парламентариев и общественного мнения подвергалось отсутствие средней и долгосрочной политики в области безопасности в резко меняющемся мире. От правительства требовали предъявить конкретную и отчетливую программу внешней политики именно в документах.

Информация о работе Современная внешняя и внутренняя политика России с 1991 года