Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:16, контрольная работа
Созданная в 1945 г. ООН знаменовала собой новый этап в истории мирового сообщества. Согласившись принять ее Устав и установив действующую систему международного сотрудничества, правительство стран, участниц ООН, признало необходимость строить отношения между государствами на основе сотрудничества, полностью отличающегося от структур, которые в течение многих столетий обуславливали возникновение постоянных конфликтов и несли человечеству постоянные войны и страдания.
Введение………………………………………………………………3
1. Предпосылки создания ООН……………………………………..4 - 6
2. Конференция в Сан-Франциско………………………………….7 - 10
3. Роль ООН в обеспечении международной безопасности……..11 - 13
Заключение…………………………………………………………….14
Список использованной литературы
« обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органа, предусмотренных настоящим Уставом»3. Таким образом, Генеральная Ассамблея не могла затрагивать права и полномочия Совета Безопасности, но имела право обсуждать доклады Совета Безопасности.
Наиболее спорным стал вопрос, касающийся порядка принятия решений в Совете Безопасности. Ряд государств (Австрия, Куба, Канада, Турция и др.) выступал против «единогласия» (каждый член Совета Безопасности и имеет один голос). 7 июня 1945 г. по предложению советской делегации на конференции был опубликован документ под названием «Заявление делегаций четырех прилегающих правительств о порядке голосования в Совете Безопасности от 7 июня 1945г., сделанное на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско»4. К заявлению присоединилась Франция, и он стал документом пяти.
Обсуждение проекта международной опеки выявило стремление колониальных держав заменить мандатную систему новой формой колониализма. Советский Союз выступал за полную ликвидацию колониальных режимов. Конференция приняла решение о создании системы международной опеки, цель которой состояла в содействии политическому, экономическому и социальному развитию подопечных стран для достижения ими национальной независимости.
Г. Трумэн на заключительном заседании заявил, что в истории человечества никогда не было более важной конференции5. Было решено провести первое заседание созданного в Сан-Франциско исполкома в августе 1945 г. в Лондоне.
26
июня представители 50 стран единогласно
приняли Устав Организации
Устав ООН - учредительный документ, в котором изложены права и обязанности государств – членов и определены органы и процедуры организации. Устав кодифицирует основные принципы международных отношений – от суверенного равенства государств до запрещения применения силы в международных отношениях. Он включает 111 статей, собранных в 19 главах.
ООН – это всемирная ассоциация государств, которые, подписывая Устав ООН, выразили согласие действовать в соответствии со следующими целями: Цели ООН, изложенные в Уставе (Статья 1 Главы I):
Для осуществления этих целей государства — члены ООН приняли обязательство действовать в соответствии со следующими принципами:
Принципы международного права играют незаменимую роль в обеспечении международной безопасности.
Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, которые принимают на себя обязательства, предусмотренные Уставом, желают и могут, по мнению Организации, их выполнять. Новые члены принимаются в ООН по рекомендации Совета Безопасности, причем не менее двух третей участников Генеральной Ассамблеи должны проголосовать за их вхождение в ряды Организации.
Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат. В иерархии органов ООН главенствующее место занимает Генеральная Ассамблея, которая состоит из представителей всех государств – членов Организации и играет роль своего рода Парламента. Она может рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН. Сессии Генеральной Ассамблеи созываются ежегодно. Кроме очередных, по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут созываться специально или чрезвычайные.
Другим значительным центром ООН является Совет Безопасности, состоящий из пяти постоянных (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай) и десяти непостоянных, избирающихся Генеральной Ассамблеей сроком на два года, членов. Обе структуры играют ключевую роль в обеспечении международной безопасности.
В систему также включены и специализированные учреждения: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Международная морская организация и организация гражданской авиации, Международная организация труда; Всемирная организация здравоохранения и интеллектуальной собственности; ООН по вопросам образования, науки и культуры; ООН по промышленному развитию, продовольственная и сельскохозяйственная ООН, Международное агентство по атомной энергии и др.
Каждая
из вышеперечисленных структур ООН
занимает особое место в регулировании
отдельных областей международных
отношений.
3. Роль ООН в обеспечении международной безопасности.
ООН призвана играть важную роль в деле поддержания мира и безопасности, разрядки международной напряженности, обеспечения политики мирного сосуществования государств.
Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств всего мира или определенного географического региона, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира6.
Во всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных действиях в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой конфликт внутри страны может «перекинуться» на территорию другого государства, локальный конфликт – перерасти в мировую войну. Поэтому существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности.
Превентивная дипломатия – действия по предотвращению спора между сторонами, недопущение перерастания спора в конфликт или локализация конфликта7. Примером может служить акция ООН в бывшей Югославской Республики Македонии – ввод миротворцев в 1992 г. для предотвращения возможного конфликта.
Миротворчество – достижение согласия между враждующими сторонами мирными способами, такими как переговоры, запросы, перемирие, арбитраж и др.
Укрепление (построение) мира – действия, направленные на укрепление мира с целью предотвращения возникновения будущего конфликта. Это действия направленные на благо всего общества, установления правопорядка, проведения выборов, соблюдения прав человека в странах, преодолевающих последствия конфликта. ООН помогает этим странам восстановить экономику, административные структуры, системы здравоохранения и образования и др. элементы социальной инфоструктуры.
Принуждение к миру – действия, позволяющие ООН быстро развертывать войска для прекращения огня посредствам принудительных мер, применяемых как к одной стороне, так и к другой, если те отказываются подчиняться.
Универсальная система коллективной безопасности была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942г. Т.е. государства, совершенно различные в своих взглядах объединились на основе общей проблемы. В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме ООН. Ее основная задача – «избавить грядущие поколения от бедствий и войны».
В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав ООН, цели, и принципы которого являются целями и принципами права международной безопасности.
Главный упор в системе всеобщей коллективной безопасности ООН ставится на предупреждение угрозы миру путем создания и поддержания всесторонней системы мирного сотрудничества. Упор на предупреждение присущ и методам, применяемым при возникновении конфликтной ситуации. Тут государства обязаны придерживаться принципов неприменения силы и мирного разрешения международных споров, а также объединить свои силы для поддержания мира и безопасности.
Первостепенное значение в системе всеобщей коллективной безопасности ООН уделяется недопускаемости применения силы – право применять силу принадлежит исключительно Совету Безопасности и лишь в случаях, предусматриваемых Уставом ООН. Исключением из запрета применения силы является ее применение в целях адекватной самообороны до тех пор, пока со стороны Совета Безопасности ООН не будут предприняты соответствующие меры.
Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения, меры мирного разрешения международных споров, меры разоружения, меры по использованию региональных организаций безопасности, временные меры по пресечению нарушений мира, принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил, и с их использованием8.
Устав ООН обязывает государства, входящие в состав Организации оказывать максимальное содействие операциям, осуществляемым ООН в соответствии со своим мандатом. При наличии решения Совета Безопасности об экономической блокаде определенной страны-нарушителя, все вовлеченные в экономические отношения с последней страны должны следовать его предписаниям. Наглядным примером этому служат санкции, установленные ООН по отношению к Ираку, к которым присоединились все члены организации. То же относится и к военным операциям, санкционируемым Советом Безопасности. Страны, в силу своего географического и политического положения, вовлеченные в сферу применения санкций, обязаны предоставить необходимые силы и ресурсы санкционированным военным операциям.
Таким образом, ведущее место в поддержании международного мира и безопасности возложена на Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН и их функции четко разграничены.
Региональные системы коллективной безопасности – представлены организациями на отдельных континентах и в регионах. ООН разрешает деятельность таких организаций «при условии, что …их деятельность совместима с целями и принципами ООН»9. Чтобы от такой деятельности был толк, нужно участие всех государств региона, независимо от их строя. Цели региональной системы – те же, существуют лишь некоторые ограничения – деятельность организации должна затрагивать интересы только государств региона, и решать вопросы на территории своего региона.
К их компетенции можно отнести урегулирование внутрирегиональных споров. Примерами региональных систем коллективной безопасности являются Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор, ОБСЕ, СЕАТО и др.
Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.