Создание советского государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание

Апелляционный порядок обжалования дел отменялся. Кассационной инстанцией объявлялся уездный (или столичный) съезд местных судей, который мог отменить приговор, отправив дело на новое рассмотрение, или изменить его в сторону смягчения наказания.
Целью настоящей работы является рассмотрение создания советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг.

Содержание

Введение 3
1. Слом старой судебной системы и создание советской системы правоохранительных органов в 1917–1918 гг. 4
2. Изменения в судебной системе в годы гражданской войны. 7
3. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период нэпа. 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

История ОГиП.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

 

По инициативе местных  советов в ходе революционных преобразований уничтожалась старая судебная система и создавались новые судебные органы: революционные суды, суды народной совести, народные и прочие суды. В своей деятельности они руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью», обычаями. Но уже в ноябре 1917 г. новое государство приступило к формированию единой судебной системы. Законодательную базу ее составили три декрета о суде: № 1 – от ноября 1917 г., № 2 – от февраля 1918 г. и № 3 – от июля 1918 г. Кроме них в ноябре 1918 г. было утверждено Положение о народном суде РСФСР.

Первым декретом была упразднена дореволюционная судебная система, ликвидированы старые суды, прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен создавались  местные коллегиальные суды н составе одного судьи и двух очередных народных заседателей, избранных местными советами. Они могли решать гражданские дела (с суммой иска до 3 тысяч рублей) и дела уголовные (с наказаниями до 2 лет лишения свободы). Предварительное следствие осуществляли сами судьи, а обвинителями и защитниками могли выступать любые лица, обладавшие гражданскими правами. Апелляционный порядок обжалования дел отменялся. Кассационной инстанцией объявлялся уездный (или столичный) съезд местных судей, который мог отменить приговор, отправив дело на новое рассмотрение, или изменить его в сторону смягчения наказания.

Целью настоящей работы является рассмотрение создания советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг.

 

1. Слом старой судебной системы и создание советской системы правоохранительных органов в 1917–1918 гг.

 

Органы охраны общественного  порядка начали создаваться еще до Октября в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения трудящихся. Рабочие несли службу поочередно в свое рабочее время, за ними сохранялся средний заработок на предприятиях. Они сами избирали своих руководителей - начальников отрядов, командиров и комиссаров.

Еще в период подготовки Октябрьского вооруженного восстания в структуре  Петроградского ВРК существовал  отдел рабочей милиции. Он ведал раскрытием преступлений, пресекал тайную торговлю оружием и спиртными напитками, предотвращал хулиганство, боролся со спекуляцией. Рабочая милиция вместе с отрядами Красной гвардии боролась за Советскую власть. Однако в ходе установления диктатуры пролетариата возникла необходимость образовать специальный орган охраны революционного порядка, который выполнял бы только эту функцию и освобождался от задач, возлагаемых на армию.1

28 октября 1917 г. было издано  постановление Народного комиссариата внутренних дел "О рабочей милиции", которая учреждалась при Советах рабочих и солдатских депутатов. Объявив о создании органов охраны общественного порядка, постановление, однако, не уточняло правового положения милиции, ее место в советском государственном аппарате. Документ говорил о создании рабочей милиции, не давая никаких указаний относительно сельских районов страны. Структура, функции и принципы организации милиции определялись в процессе ее создания правотворчеством масс.

В первые месяцы революции охрана общественного порядка осуществлялась несколькими органами параллельно: Красной гвардией, рабочей милицией, рабочими и солдатскими дружинами, образованными местными Советами, и т.д. Но основную роль в это время играли Красная гвардия и еще сохранившаяся милиция Временного правительства, действовавшая совместно с Красной гвардией и под ее строгим контролем. Возможность использования старой милиции обусловливалась наличием в ней наряду с реакционными и демократических элементов. В ноябре 1917 г. при ВРК была образована Комиссия по ликвидации старой милиции, которая занялась проверкой состава ее органов. Всех милиционеров обязали в пятидневный срок представить рекомендации фабрично-заводского комитета или войсковой части об их пригодности к милицейской службе. Не подчиняющиеся Советской власти, а также не представившие рекомендацию отстранялись от должности. Шла, как правило, замена прежнего руководящего состава милиции, куда районные Советы назначали своих комиссаров. Процесс ликвидации старой милиции на местах продлился до весны 1918 г.

Стихийное упразднение революционными массами старых судебных учреждений и создание новых судов, способных  осуществлять правосудие в интересах  трудящихся, начавшееся еще в период Февральской революции, с победой  Октября получили широчайший размах. Уже 6 - 7 ноября 1917 г. в Петрограде был организован народный суд Выборгского района, состоявший из пяти человек, избранных от районного Совета, профессионального союза, совета домовых комитетов и других организаций. Известен также Кронштадтский "суд общественной совести", включавший представителей местного Совета, большевистской организации, профсоюза. Новгородский, Череповецкий, Кузнецкий революционные суды состояли из постоянных судей и заседателей, избиравшихся губисполкомами. Кое-где были созданы сельские и волостные суды. Так, в Камышинском сельсовете учредили суд в составе шести человек, избиравшихся сельским Советом и утверждавшихся общим собранием всех граждан сельской общины. В Западной области возникли революционные трибуналы, военно-революционные и народно-административные суды. Еще 12 ноября 1917 г. ВРК предложил: "Немедленно образовать центральный военно-революционный суд при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов для разрешения всех мелких дел и дел следственно заключенных".

В общем плане проблема нового судоустройства была решена Декретом о суде N 1, проект которого был разработан заместителем наркома юстиции П.И. Стучкой и  внесен во ВЦИК. Но во Всероссийском  Центральном Исполнительном Комитете обсуждение Декрета затягивалось, поскольку в повестке дня впереди стояли такие важные вопросы, как война и мир.

В соответствии с Декретом о суде N 1 началась организация местных  судов и революционных трибуналов. Судей должно было избирать непосредственно  население, а пока временно это делали Советы, которые составляли списки заседателей и устанавливали очередность их участия в сессиях местного суда. В армии суды избирались полковыми Советами, а где таковых не было - полковыми комитетами. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей.2

Для борьбы против контрреволюционных сил и защиты революции и ее завоеваний, а "равно для решения  дел о борьбе с мародерством и  хищничеством, саботажем и прочими  злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц" учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами, что обеспечивало при тогдашних условиях классово выдержанный состав. Для производства предварительного следствия при Советах имелись особые следственные комиссии.

По Инструкции Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 г. при ревтрибунале учреждалась коллегия лиц, посвящавших  себя правозаступничеству как в  форме общественной защиты, так и в форме общественного обвинения. Такая коллегия образовывалась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Таким образом, Декретом о суде N 1 формировались  две системы судов - общая и  особая. Реализация Декрета проходила  не гладко: не сразу установились правильные отношения между Советами и судами. С одной стороны, наблюдалась  тенденция к отрыву судов от Советов, с другой - незаконное вмешательство Советов в дела судов. Не везде на местах соглашались и с созданием ревтрибуналов.

Дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную  регламентацию в Декрете о  суде N 2 от 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, были учреждены окружные народные суды, охватывающие несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Право отзыва членов окружного суда принадлежало избиравшим их Советам. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а также были образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов. Что касается трибуналов, то наряду с территориальными скоро стали создаваться некоторые специальные, и в первую очередь по делам печати.

2. Изменения в судебной системе  в годы гражданской войны.

 

Правовое положение  и организационные принципы построения Рабоче-крестьянской милиции во время  гражданской войны существенно  изменяются. Практика показала, что  идея всеобщего вооружения народа, создания нерегулярных вооруженных  сил, выполняющих одновременно задачи обороны и охраны общественного порядка, в современных условиях не может быть осуществлена. И если строительство Красной Армии пошло по линии создания регулярных, единых, централизованных вооруженных сил, то и милиция должна была строиться на своих отличительных принципах, вытекающих из ее основных задач.

В соответствии с этим государство  переходит от системы рабочих  отрядов по охране порядка к созданию профессиональной милиции, особой системы  органов, имеющих постоянный штат специалистов, выполняющих специфические функции и освобожденных от иной работы (на производстве и т.п.).

НКВД и НКЮ РСФСР в октябре 1918 г. по поручению Совнаркома издали Инструкцию об организации советской  Рабоче-крестьянской милиции, закрепившую  основы ее организации и деятельности.3

При комплектовании кадров милиции, как  и в армии, проводился классовый  подход. В милицию не принимались  также лица, опорочившие себя службой  в царских карательных органах  или совершившие преступления.

Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.

Уголовный розыск, созданный еще  в начале 1918 г. в системе Наркомюста, теперь был передан в ведение  милиции.

Органы милиции строились на основе двойного подчинения. Центральным  органом милиции стало ее Главное  управление, организованное в составе НКВД. В губерниях и уездах создаются губернские и уездные управления Рабоче-крестьянской милиции, включаемые в состав соответствующих исполкомов. Территории уездов делятся на участки во главе с начальником милиции, в подчинении которого находятся милиционеры и старшие милиционеры. С самого начала при милиции комплектуются добровольные отряды, помогающие ей на общественных началах в охране порядка.

Круг деятельности милиции  определялся насущными задачами, продиктованными условиями гражданской  войны: участие в обеспечении  продовольственной разверстки, трудовой повинности и т.д. Особо важным делом  милиции была борьба с бандитизмом, носившим в основном политический характер. В этой области ее функции переплетались с функциями ВЧК, с которой милиция была связана и организационно. Представители ЧК входили в состав губернских управлений милиции, а в уездной милиции были созданы в 1919 г. политические отделения, выполнявшие функции органов ЧК.

Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и ее местные органы боролись с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности. Кроме того, она выполняла  функции органа разведки.

В условиях гражданской войны органы ВЧК имели широкие права. Они вели следствие, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять непосредственную расправу к виновным на месте преступления.

Последующее развитие советской  судебной системы и борьба за укрепление законности привели к некоторому ограничению компетенции ВЧК. Декретом ВЦИК в феврале 1919 г. судебные функции  органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя в особых случаях (например, контрреволюционный мятеж) за ВЧК сохранялось право внесудебной репрессии. Список преступлений, по которым ВЧК могла применять такую репрессию, был расширен в разгар гражданской войны в июне 1919 г.

ВЧК подчинялась Совнаркому и контролировалась им. Ее местные органы находились в двойном подчинении, работая на правах отделов исполкомов местных Советов. В начале гражданской войны действовало около 40 губернских и много уездных чрезвычайных комиссий.

В период интервенции  и гражданской войны дальнейшее развитие получили народные суды и революционные трибуналы. Перестройка судебной системы началась с принятия Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.). В 1920 г. было издано новое Положение, которое, развивая основные идеи предшествующего, внесло некоторые изменения в области судоустройства и процесса.

3. Реорганизация юстиции и правоохранительных  органов в период нэпа.

 

Проводилась реорганизация  всех видов судов и местных  органов судебного управления. Вместо общих судов и трибуналов, которые  существовали в РСФСР, создавалась стройная, единая система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики. Эта конструкция строго соответствовала существовавшему административно-территориальному делению страны.

Основным звеном в  судебной системе являлся народный суд, учреждавшийся в уездах. Здесь рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд имел двойную компетенцию: он являлся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам, в частности по тем, которые раньше разбирались в трибуналах, и выступал как кассационная инстанция для народных судов. На Украине при губернских судах были учреждены также чрезвычайные сессии, разбиравшие дела, поступавшие к ним из ГПУ. В этих сессиях применялись ускоренные, а потому упрощенные формы судопроизводства.

Информация о работе Создание советского государства и права