Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа
Апелляционный порядок обжалования дел отменялся. Кассационной инстанцией объявлялся уездный (или столичный) съезд местных судей, который мог отменить приговор, отправив дело на новое рассмотрение, или изменить его в сторону смягчения наказания.
Целью настоящей работы является рассмотрение создания советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг.
Введение 3
1. Слом старой судебной системы и создание советской системы правоохранительных органов в 1917–1918 гг. 4
2. Изменения в судебной системе в годы гражданской войны. 7
3. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период нэпа. 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Губернский суд выполнял и функции по руководству народными судами. На него, таким образом, легли теперь и обязанности органа судебного управления, которые ранее осуществлялись губернскими отделами юстиции.
Верховный суд имел еще более сложную компетенцию. Он выступал в качестве первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов. Кроме того, Верховный суд осуществлял судебный контроль над всеми судами республики. Он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР. Наконец, Верховный суд давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.
В ведении судов находился и следственный аппарат. В уездах действовали народные следователи, при губернских судах - старшие следователи, при Верховном суде республики - следователи по важнейшим делам.
Основные принципы и положения, на основе которых была реформирована судебная система РСФСР, были восприняты и законодательством о судоустройстве других союзных республик.
Районирование привело
к определенному изменению
С образованием СССР судебная система союзных республик была увенчана соответствующими органами Союза. Уже Договор об образовании СССР предусматривал создание при ЦИК Союза Верховного Суда. В Конституции ему отводилась специальная глава.
Верховный Суд СССР тоже
выступал как суд первой инстанции,
но по очень узкой категории дел.
Кассационной инстанцией он не являлся.
Решения и приговоры верховных
судов союзных республик
На Верховный Суд возлагались и определенные функции конституционного надзора, направленные на защиту интересов как Союза, так и его членов в рамках Конституции. Он имел право входить в Президиум ЦИК Союза с представлением о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов и народных комиссариатов Союза ССР, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума, по мотивам несогласованности таковых с Конституцией. Это можно было делать как по предложению центральных органов союзных республик, так и по инициативе самого Верховного Суда Союза ССР. Верховный Суд был вправе разрешать также судебные споры между союзными республиками.
Верховный Суд СССР действовал в пленарном составе и по отдельным коллегиям. Он мог создать и особые присутствия для рассмотрения дел исключительной важности.
В 1922 г. были созданы специальные органы для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями - арбитражные комиссии. Они образовывались при областных экономических совещаниях. Система арбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны.
Органы государственной
безопасности и рабоче-крестьянской
милиции. Борьба за укрепление законности
нашла свое отражение и в реорганизации
органов государственной
Дело в том, что за
годы гражданской войны компетенция
ВЧК сильно расширилась, далеко выйдя
за пределы непосредственной охраны
госбезопасности. И даже после окончания
войны в начале 1921 г. на ВЧК продолжали
возлагать все новые
Вопрос о реорганизации ВЧК был поставлен IX Всероссийским съездом Советов еще в декабре 1921 г. Внешне все выглядело очень решительно: в 1922 г. ВЧК была просто упразднена. Однако вместо нее тут же в составе НКВД был создан новый орган - Государственное политическое управление. ГПУ приняло на себя все функции охраны госбезопасности, но оно было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений.
Еще в 1921 г. различные отряды ВЧК были сведены в специальные войска Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. На них возлагалась охрана границ, железных дорог, пристаней и пр.
С образованием СССР органы государственной безопасности объединились во всесоюзном масштабе. Конституция 1924 г. предусматривала создание Объединенного Государственного Политического Управления при СНК Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД. Во главе их стояли уполномоченные ОГПУ. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного Суда СССР.
В условиях гражданской войны ревтрибуналы подверглись реорганизации. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением изменил их состав (в них входили теперь 3 члена) и компетенцию, предоставив им право проверять следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями могли осуществлять предварительное следствие. Судебное рассмотрение в ревтрибуналах должно было начинаться не позднее 48 часов с момента окончания следствия. Вводились отраслевые виды трибуналов: военно-полевые и транспортные суды, железнодорожные трибуналы, военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий).
В марте 1920 г. согласно новому Положению о ревтрибуналах была проведена ещё одна реорганизация, в ходе которой упразднялись следственные комиссии, а функции следствия передавались в органы ВЧК и особые отделы.
К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Уже в первом своем циркуляре местным советам ВЧК предлагала присылать в ее адрес «все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и власти народа». Было предложено также создавать аналогичные органы политической репрессии на местах.
В конце 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении снискавшей печальную известность ВЧК. В новых исторических условиях функции чрезвычайного органа «борьбы с контрреволюцией» были переданы Главному политическому управлению (ГНУ) при НКВД.
В ходе вооруженного восстания в Петрограде был создан ещё один правоохранительный орган – рабочая милиция.
1 История отечественного государства и права. / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 2010. С. 265.
2 История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. - М., 2009. С. 226.
3 Исаев И. А. История государства и права России – М., 2010. С. 512.