Создание советского государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание

Апелляционный порядок обжалования дел отменялся. Кассационной инстанцией объявлялся уездный (или столичный) съезд местных судей, который мог отменить приговор, отправив дело на новое рассмотрение, или изменить его в сторону смягчения наказания.
Целью настоящей работы является рассмотрение создания советской судебной системы в 1917 г. – 1920-е гг.

Содержание

Введение 3
1. Слом старой судебной системы и создание советской системы правоохранительных органов в 1917–1918 гг. 4
2. Изменения в судебной системе в годы гражданской войны. 7
3. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период нэпа. 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

История ОГиП.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Губернский суд выполнял и функции по руководству народными  судами. На него, таким образом, легли  теперь и обязанности органа судебного  управления, которые ранее осуществлялись губернскими отделами юстиции.

Верховный суд имел еще  более сложную компетенцию. Он выступал в качестве первой инстанции по особо  важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов. Кроме того, Верховный суд осуществлял судебный контроль над всеми судами республики. Он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР. Наконец, Верховный суд давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

В ведении судов находился  и следственный аппарат. В уездах действовали народные следователи, при губернских судах - старшие следователи, при Верховном суде республики - следователи по важнейшим делам.

Основные принципы и  положения, на основе которых была реформирована  судебная система РСФСР, были восприняты и законодательством о судоустройстве других союзных республик.

Районирование привело  к определенному изменению системы  судебных органов. Вместо прежних были созданы народный суд в районе, окружной суд в округе, краевые  и областные суды, главные суды в АССР.

С образованием СССР судебная система союзных республик была увенчана соответствующими органами Союза. Уже Договор об образовании СССР предусматривал создание при ЦИК  Союза Верховного Суда. В Конституции  ему отводилась специальная глава.

Верховный Суд СССР тоже выступал как суд первой инстанции, но по очень узкой категории дел. Кассационной инстанцией он не являлся. Решения и приговоры верховных  судов союзных республик Верховный  Суд Союза мог лишь опротестовать  по представлению своего прокурора перед ЦИК, и только в случае противоречия этих решений и приговоров общесоюзному законодательству или когда затрагивались интересы других республик. Большое место в компетенции Верховного Суда занимали вопросы, связанные с его положением как руководящего органа юстиции Союза ССР. Он давал верховным судам союзных республик разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства, имеющие значение обязательных.

На Верховный Суд  возлагались и определенные функции  конституционного надзора, направленные на защиту интересов как Союза, так и его членов в рамках Конституции. Он имел право входить в Президиум ЦИК Союза с представлением о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов и народных комиссариатов Союза ССР, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума, по мотивам несогласованности таковых с Конституцией. Это можно было делать как по предложению центральных органов союзных республик, так и по инициативе самого Верховного Суда Союза ССР. Верховный Суд был вправе разрешать также судебные споры между союзными республиками.

Верховный Суд СССР действовал в пленарном составе и по отдельным  коллегиям. Он мог создать и особые присутствия для рассмотрения дел  исключительной важности.

В 1922 г. были созданы специальные  органы для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями - арбитражные комиссии. Они образовывались при областных экономических совещаниях. Система арбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны.

Органы государственной  безопасности и рабоче-крестьянской милиции. Борьба за укрепление законности нашла свое отражение и в реорганизации  органов государственной безопасности. Надо было успокоить внутреннюю буржуазию, панически боявшуюся чекистов, и зарубежных предпринимателей, которых старались привлечь к восстановлению народного хозяйства страны. За рубежом прямо выдвигали как условие для возможных инвестиций создание гарантий от всякого рода чрезвычайщины, твердого порядка обеспечения имущественных отношений.

Дело в том, что за годы гражданской войны компетенция  ВЧК сильно расширилась, далеко выйдя  за пределы непосредственной охраны госбезопасности. И даже после окончания  войны в начале 1921 г. на ВЧК продолжали возлагать все новые дополнительные обязанности, не связанные с прямой защитой от контрреволюции. Например, к компетенции ВЧК была отнесена борьба с хищениями угля на транспорте, при этом ей давалось право самостоятельно применять наказания, в особо серьезных случаях даже расстрел. ВЧК же поручили бороться и с незаконным проездом по железным дорогам.

Вопрос о реорганизации  ВЧК был поставлен IX Всероссийским  съездом Советов еще в декабре 1921 г. Внешне все выглядело очень  решительно: в 1922 г. ВЧК была просто упразднена. Однако вместо нее тут же в составе НКВД был создан новый орган - Государственное политическое управление. ГПУ приняло на себя все функции охраны госбезопасности, но оно было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений.

Еще в 1921 г. различные  отряды ВЧК были сведены в специальные войска Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. На них возлагалась охрана границ, железных дорог, пристаней и пр.

С образованием СССР органы государственной безопасности объединились во всесоюзном масштабе. Конституция 1924 г. предусматривала создание Объединенного Государственного Политического Управления при СНК Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД. Во главе их стояли уполномоченные ОГПУ. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного Суда СССР.

 

Заключение

 

В условиях гражданской  войны ревтрибуналы подверглись  реорганизации. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением изменил их состав (в них входили теперь 3 члена) и компетенцию, предоставив им право проверять следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями могли осуществлять предварительное следствие. Судебное рассмотрение в ревтрибуналах должно было начинаться не позднее 48 часов с момента окончания следствия. Вводились отраслевые виды трибуналов: военно-полевые и транспортные суды, железнодорожные трибуналы, военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий).

В марте 1920 г. согласно новому Положению о ревтрибуналах была проведена ещё одна реорганизация, в ходе которой упразднялись следственные комиссии, а функции следствия передавались в органы ВЧК и особые отделы.

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные  органы репрессии. 7 декабря 1917 г. СНК  принял постановление об образовании  Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Уже в первом своем циркуляре местным советам ВЧК предлагала присылать в ее адрес «все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и власти народа». Было предложено также создавать аналогичные органы политической репрессии на местах.

В конце 1921 г. IX Всероссийский  съезд Советов принял решение  об упразднении снискавшей печальную  известность ВЧК. В новых исторических условиях функции чрезвычайного органа «борьбы с контрреволюцией» были переданы Главному политическому управлению (ГНУ) при НКВД.

В ходе вооруженного восстания  в Петрограде был создан ещё один правоохранительный орган – рабочая  милиция.

 

Список использованной литературы

 

  1. Исаев И. А. История государства и права России – М.: Юрист, 2010.
  2. История государства и права / Под ред. М. И. Сизикова. - М.: ИНФРА-М, 2010.
  3. История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. - М.: Проспект, 2009.
  4. История отечественного государства и права. Часть I / Под ред. О.И. Чистякова. М.: БЕК, 2010.
  5. Краснов Ю.К. История государства и права России М, 2010.
  6. Кузнецов И. Н. История государства и права России - Минск: Амалфея, 2009.
  7. Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев - М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2006. - 592с.

1 История отечественного государства и права. / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 2010. С. 265.

2 История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. - М., 2009. С. 226.

3 Исаев И. А. История государства и права России – М., 2010. С. 512.




Информация о работе Создание советского государства и права