Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:42, реферат
Прежде чем говорить о возникновении в Европе в средние века университетов, нужно сказать об основании школ. Средневековые школы не знали возрастных рамок, наравне с детьми, там грамоте обучались взрослые юноши. Учебная программа состояла из семи свободных искусств, которые Аниций Манлий Торкват Северин Боэций [Boethius, прибл. 475–526] разделил на тривиум – гуманитарные науки (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум – естественные науки (геометрия, арифметика, астрономия, музыка)
Прежде чем говорить о возникновении в Европе в средние века университетов, нужно сказать об основании школ. Средневековые школы не знали возрастных рамок, наравне с детьми, там грамоте обучались взрослые юноши. Учебная программа состояла из семи свободных искусств, которые Аниций Манлий Торкват Северин Боэций [Boethius, прибл. 475–526] разделил на тривиум – гуманитарные науки (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум – естественные науки (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). Сам Боэций предпочел заниматься квадривиумом, т.к. считал, что изучение квадривиума помогает обострить ум, учит логически мыслить и, что самое важное – без знаний квадривиума невозможно усовершенствовать философию и постигнуть божественную мудрость.
На раннем этапе Средневековья преобладал тривиум, квадривиумом вплотную начали заниматься только к XII веку. Читать учились, заучивая наизусть церковные тексты (псалтырь и евангелие), затем изучали грамматику.
Главная цель, которую преследовали первые средневековые школы – это обучить письму и чтению на латыни. Образование, которое давали общественные школы было весьма скромным, проще говоря «начальным», но уже тот факт, что умением читать и писать овладела большая часть городского населения-огромное завоевание.
Благоприятные условия для дальнейшего развития образования создались в VII-VIII вв. в Каролингском государстве франков. Император Карл Великий был неравнодушен к знаниям и уже в зрелом возрасте прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, император в свободное время с усердием учился выводить буквы. Около 787 г. Появляется его знаменитый «Капитулярий о науках», где предписывалось обязательное обучение детей свободных. Центром школьного образования была придворная школа в столице Ахене . Там же сложилась Академия Карла Великого, представляющая собой одновременно Академию наук и Министерство просвещения и просто дружеский кружок, где велись споры, читались лекции и устраивались пиры. Возглавлял эту Академию Алкуин. Он попытался упорядочить учебный материал и создал первые учебники по тривиуму.
Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников, получил название «каролингского возрождения». Однако он был недолгим ,и вскоре образование сосредоточилось в монастырях.
Существовало несколько типов школ:
1.Монастырские
А)внутренние школы для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи.
Б)внешние школы для мальчиков-мирян.
2.Соборные или кафедральные – при епископских резиденциях:
А)для подготовки будущих священнослужителей.
Б)для мирян.
3.Приходские, которые содержались священниками.
Если в приходских, соборных и внешних школах изучали только чтение, письмо, счет и церковное пение, то во внутренних школах образование было более широкое. Сначала изучался счет, чтение и церковное пение, потом грамматика . Пользовались учебниками Алкуина, Боэция, Доната, их комментировали и на полях выписывали переводы латинских слов (глоссы). Также, во внутренних школах составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.
Постепенно школьные учителя, отделяясь от церковных и монастырских властей, стали создавать свои корпорации – университеты. Термин «universitas» изначально означал общество людей, связанных вместе общими интересами. Только в XIV-XVвв. университет станет отдельным академическим учереждением.
Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее в XIV XV веках.
От организованного союза
Древнейшей высшей школой в Западной Европе была медицинская Салернская школа,первое упоминание о ней относится к 197 г. до н.э .Но, к сожалению, эта школа не оставила после себя никаких следов в истории западно-европейских университетов. Поэтому самыми древними университетами принято считать Болонский и Парижский, они возникли практически одновременно и оказали огромное влияние на другие, позднее возникшие университеты.
Болонский университет, возник на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания считают 1088. Основателем школы считается знаменитый правовед того времени Ирнерий.
Ирнерий родился в Болонье и был ее гражданином, но время его рождения и дата смерти точно неизвестны. Родился он между 1050-1060 гг. О нем упоминается, как о посланном императором Генрихом IV к судье по делу в 1100г. и потом в документе 1113 г. как о члене судебного заседания в присутствии графини Матильды.
По рассказу болонского юриста Одоферда, до начала своей юридической деятельности Ирнерий преподавал «искусства» в существовавшей тогда в Болонье школе искусств (studium in artibus) и только перенесение из Равенны в Болонью Юстиниановских книг дало повод Ирнерию заняться правоведением. Также, по свидетельству Одоферда, Ирнерий открыл специальную юридическую школу по просьбе графини Матильды, владетельницы Тосканы и части Ломбардии. Графиня была сторонницей папы Григория VII в его борьбе за инвеституру, она была против приглашения в свои суды юристов из Равенны, отличавшихся враждебностью к папскому престолу, и хотела иметь в Болонье школу права, где могли бы образовываться ученые юристы, преданные папству. Ирнерий занимал кафедру до самой своей смерти, последовавшей между 1125 и 1137 годами.
Задачей Ирнерия и его преемников было выяснить истинное и полное содержание Юстинианова права путем основательного изучения всех его частей. В уклонении от Юстинианова права Ирнерий видел лишь не имеющие никакого оправдания ошибки и результат недостаточного знакомства с источниками.
Лекции Ирнерия не замедлили принести хорошие результаты и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.
Болонским школярам жилось нелегко, т.к. город оказывал защиту только своим гражданам, а чужестранцы должны были сами заботиться о своей безопасносте. Поэтому стали образовываться союзы земляков, но даже образовав союзы, школяры не смогли избежать нападок со стороны горожан. Они за долги одного чужеземца могли арестовать любого другого из его союза.
В 1155 г., когда император Фридрих I Барбаросса стоял лагерем под Болоньей и поинтересовался у школяров, как им живется, один из магистров от имени всех школяров рассказал о нападках со стороны горожан и попросил императора принять всех школяров под свое покровительство. Император вскоре издал закон в их пользу. Этот закон носит название «Authentica Habita».Привилегия Барбароссы была дарована тем школярам, которые «предпринимают путешествия ради научных занятий», также создается особая подсудность для школяров перед их учителями, или местным епископом.
Подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины XII в. В связи с вышеупомянутыми привилегиями, дарованными германским императором Фридрихом I. Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу XIIIв. в Болонье обучалось около 10000 человек.
Успеху Болонского университета содействовали и благоприятные природные условия: благоприятная для занятий зима, близость гор, дававших возможность приятного освежения в летние дни, плодородная почва, обилие винограда и овощей. Легко понять, какое обаяние должен был производить этот город в особенности на молодежь из суровых стран Севера.
Болонские студенты делились на две главные части, ультрамонтанов и цитрамонтанов. Ультрамонтаны- это пришельцы из-за альпийских гор, а цитрамонтаны – пришельцы из разных городов Италии. Каждая из частей ежегодно избирала ректора и совет из различных национальностей, заведовавший вместе с ним управлением университета. Но так как в обеих частях господствовали юристы, а в Болонье находилось много людей, изучающих медицину и свободные искусства, которые зависели от юристов (ректором мог быть избран только юрист). Медики и «артисты» образовали еще одну часть со своим ректором. Профессора (doctore s legentes) выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались не преподавать нигде, кроме Болоньи. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи лишь свободными в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.
В Болонье встречаются названия «бакалавра» и «лиценциата», как термины, обозначающие категорию лиц, стремящихся к званию доктора или магистра.
Преподавать могли только лица, несколько
лет изучающие выбранную
Вместе с лиценцией вручались знаки докторского достоинства: книга, перстень и берет.
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Учебный год делился на две неравные части: большой ординарный период «magnus ordinarius»с октября и до Пасхи и малый ординарный «ordinaries parvus» с Пасхи и до конца июня.
Учебные занятия состояли из чтения и слушания лекций и практических упражнений.
Лекции были:
1). Ординарные.
2). Экстраординарные.
Для ординарных лекций назначались утренние часы, рассчитанные на свежие силы слушателей. Такие лекции проходили только в учебные дни. Во время ординарных лекций слушатели не могли прерывать лектора вопросами.
Для экстраординарных лекций назначались послеобеденные часы и проходить они могли и в праздничные и каникулярные дни. Во время таких лекций слушатели не только могли задавать вопросы, но и получать ответ не от лектора, а от другого учащегося.
Бакалавры могли читать только экстраординарно.
Книги, служившие предметом чтений, были разделены на части (puncta), и на каждую из частей давалось ограниченное число чтений (от 12 до 14), в которое должен уложиться профессор. В начале учебного года профессор вносил залог в размере 25 болонских фунтов из которых покрывались штрафы за незаконченные вовремя части.
Аудиторий долго не существовало.
Каждый преподаватель читал
Так как лекции состояли в чтении какого-то определенного текста ординарной или экстраординарной книги, то лекторы не могли продвигаться очень быстро, так как перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой. К чтению присоединялись глоссы – объяснения. Преподавателям трудно было дать такой общий обзор предмета, который желателен был для учащегося. Поэтому профессора стали составлять «суммы», в которых были кратко рассказаны главные части текста.
Школяры должны были являться на лекции
с книгами. Это делалось для того,
чтобы заставить каждого
Практические упражнения состояли из репетиций «repetitio» и диспутов «disputatio». В Болонском университете репетиция заключалась в подробном объяснении определенного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений.
Руководство университета уделяло огромное внимание диспутам. Именно диспуты должны были научить школяров защищать и отстаивать в споре приобретенные ими знания. Диспуты применяли на всех факультетах, но особое положение они занимали на факультете артистов, а также на теологическом факультете, который ставил своей главной задачей защищать церковную веру против всяких нападений.
На факультете артистов раз в неделю устраивались ординарные диспуты для магистров, а также по воскресеньям устраивались диспуты для бакалавров. Лекции в дни проведения диспутов не читались.
Средневековый диспут между магистрами и бакалаврами проходил примерно так:
Один из магистров выбирал тему, озвучивал тезисы или вопросы которые должны стать предметом спора. Другие магистры должны представить доказательства к тезисам и развивать их с помощью аргументов (argumenta), на средневековом языке эта деятельность называлась arguere. Отвечали на аргументы бакалавры с помощью логического расчленения и определения понятий, содержащихся в тезисе. Деятельность бакалавров называлась determinare.
Студенты на таких диспутах были внимательными слушателями и вечером того же дня у них устраивались свои диспуты под руководством магистра или бакалавра.
Подводя итоги, нужно сказать, что Болонский университет имел две особенности: во-первых, это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики, посещающие их лекции, а ассоциация студентов (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым подчинялись профессора.
Во-вторых, университет был преимущественно юридическим, несмотря на то, что в течении XIIIв. там знаменитыми профессорами преподавались медицина и свободные искусства, слушатели их тем не менее считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV в. наряду с юридическим образовались два других университета: 1) медицины и философии и 2) теологии.
C итальянским университетом
Информация о работе Специфика средневековой системы образования