Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 09:30, курсовая работа
Оценки петровских реформ в историографии. Дискуссия о планомерности и систематичности преобразований Петра I, влияние Северной войны на структуру реформ и их последовательность. Споры об исторической сущности петровских реформ.
Первым открыто усомнился в
величии Петра П.Н. Милюков.
Основываясь на выводах
Вызов, брошенный Милюковым,
Влияние Петра на внешнюю
политику государства не стало
предметом систематических исследований,
но, согласно общепринятому мнению,
император использовал большую часть
своего времени и энергии именно
на то, чтобы изменить отношения
России и окружающего мира; кроме того,
многие историки документально, на основе
внешнеполитических материалов подтвердили
активную и ведущую роль Петра в этой
области государственной деятельности.
Заключение
Итак, научное понимание Петра Великого основывается на мысли, полнее и справедливее всего высказанной Соловьевым. Наша наука успела связать Петра с прошлым и объяснить необходимость его реформ. Факты его деятельности собраны и обследованы в нескольких ученых трудах. Исторические результаты деятельности Петра, политической и преобразовательной, тоже не один раз указаны. Теперь мы можем изучить Петра вполне научно.
Но если наша историческая наука пришла к воззрению на Петра, более или менее определенному и обоснованному, то в нашем обществе еще не выработалось однообразного и прочного отношения к его преобразованиям. В текущей литературе и в обществе до сих пор крайне разнообразно судят о Петре. Продолжаются время от времени немного запоздалые споры о степени национальности и необходимости Петровых реформ; поднимается довольно праздный вопрос о том, полезна или вредна была реформа Петра в ее целом. Все эти мнения, в сущности, являются видоизмененными отголосками исторически слагавшихся воззрений на Петра, которые я старалась изложить.
Если мы еще раз мысленно переберем все старые и новые взгляды на Петра, то легко заметить, как разнообразны они не только по содержанию, но и по тем основаниям, из которых вытекали. Современники и ближайшее потомство Петра, лично задетые реформой, судили о нем неспокойно: в основании их отзывов лежало чувство или крайней любви, или ненависти. Чувство столько же руководило и теми людьми XVIII в., которые, как Щербатов, грустно смотрели на развращение современных нравов и считали его плохим результатом резкой реформы. Все это – оценки, скорее всего публицистического характера. Но в основе карамзинского взгляда лежало уже отвлеченное моральное чувство: ставя Ивана III выше Петра, насильственные приемы Петра при проведении преобразований осуждал с высоты моральной философии. В воззрениях западников и славянофилов наблюдаем опять новое основание – отвлеченное мышление, метафизический синтез. Для них Петр менее – историческое лицо и более – отвлеченное понятие. Петр I – как бы логическая посылка, от которой можно идти к тем или другим философским заключениям о русской истории. От влияния метафизики не свободны и первые шаги исследователей историко-юридической школы, но фактическое изучение нашей истории, которое производилось ими очень добросовестно, дало нашим ученым возможность избавиться от предвзятых доктрин. Руководимые фактами, стремясь к строго научному выводу, они создали научное отношение к эпохе Петра Великого. Это научное отношение будет, конечно, далее развиваться в нашей науке. Но уже теперь плодом его является возможность основательно и свободно судить о Петре. Его личность не оторвана от родной его почвы, он для нас уже не Бог и не антихрист, он – определенное лицо, с громадными силами, с высокими достоинствами, с человеческими слабостями и недостатками. Мы теперь вполне понимаем, что его личность и пороки – продукт его времени, а его деятельность и исторические заслуги – дело вечности.
Из всего сказанного видно, что взглядов
на Петра I, его эпоху – великое множество.
Пожалуй, ни одна личность в отечественной
истории не вызывала столько жарких
споров. В деятельности Петра
невозможно выделить однозначно
положительные или отрицательные стороны,
ибо то, что одни считают величайшим
благом, другие считают непоправимым
злом. Вряд ли в настоящее время можно
говорить о категорическом
преобладании какого-либо взгляда.
В спорах о петровских деяниях
на первый план выходит глубина
исторического анализа, объективность
ученого – историка. Вообще, споры о Петре
Великом – нечто большее, нежели
споры об одном отдельном периоде
русской истории, одном отельном правителе.
Это – непрекращающийся уже столетия
спор между западниками и славянофилами,
норманистами и антинорманистами, церковью
и светским миром. Но в любом случае,
самым наглядным свидетельством
величия Петра, грандиозности его
времени, значимости его реформ, на
мой взгляд, являются сами эти
споры, непрекращающиеся уже на протяжении
трех столетий.
Список использованной
литературы:
1. Аксаков К.С. О русском воззрении.// Русская идея. М., 1992.
2. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ. О Петре 1». Ленинград, 1989г.
3. Баггер Х. «Реформы Петра Великого: Обзор исследований.» - М.: Прогресс, 1999.
4. Ключевский В.О. «Исторические портреты». Москва,1991г.
5. Ключевский В.О. «Курс русской истории». Москва,1989г.
6. Масси, К.Роберт. «Петр Великий: личность и эпоха» в 2-х т./пер. с англ. В.Волконского, Н.Лужецкой. – СПб.: ВитаНова,т.1. – 2003.
7.Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль. 1990.
8. Павленко Н.И. Петр Первый и его время: книга для учащихся ср. и ст. классов - издание 2-е, дополненное. М.: Просвещение, 1989.
9. Петр Великий: pro et contra: личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб.:РХГИ,2003.
10. Платонов С.Ф. Учебник русской истории.- Спб..: Наука, 1994.
11. Поляков Л.В. Кара-Мурза В. «Реформатор. Русские о Петре Первом».Иваново,1994г.
12. Соловьев С.М. «Публичные чтения по истории России». Москва,1990г.
13. Соловьев
С.М. «Об истории новой России». Москва,1993г.
Информация о работе Споры об итогах Петровских преобразований