Сравнительная характеристика городов средневекового Запада и Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:06, доклад

Описание

Особняком в научной литературе стоит вопрос о возникновении и происхождении русского города( М. Покровского,В. Ключевского, В. Семенова-Тян-Шанского и Рожкова).
При всех особенностях русской природы, почвы и климата, а также и быта национальной физиономии восточных славян, нас поражают черты сходства муниципально-генетического процесса в России с аналогичным процессом урбанизации в Западной Европе.

Работа состоит из  1 файл

ИСВ.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)


Русский город.

Особняком в научной литературе стоит вопрос о возникновении и происхождении русского города( М. Покровского,В. Ключевского, В. Семенова-Тян-Шанского и Рожкова).

При всех особенностях русской природы, почвы и климата, а также и быта национальной физиономии восточных славян, нас поражают черты сходства муниципально-генетического процесса в России с аналогичным процессом урбанизации в Западной Европе.

Начальный русский "город", как это показывает самое слово, обозначает огороженное, т.е. укрепленное, место, своего рода "военное укрепление", в которое спасались во время нападений врага мирные сельские жители. Этот свой признак, типичный, и для большинства западноевропейских городов, русский город сохранил в течение многих веков.

Судя по всем источникам, никаких исключений из этого общего правила в древней Руси не было. "Кремль", носивший в старину название "детинца", или стены (обыкновенно деревянные, но в более крупных центрах - кирпичные и каменные), или по крайней мере земляные валы -составляют принадлежность каждого города. Ни одно описание русских городов до XVIII века  не обходится без упоминания его характерных аксессуаров: "острога, тына, рогаток, надолб, проезжих башен". По мере расширения города, он опоясывался новыми, все более обширными кольцами стен и укреплений, как это мы можем сейчас наблюдать по развалинам в древних русских центрах. Этот признак "укрепленности" древнего и даже позднейшего русского города, по своей всеобщности и длительности своего исторического существования и по характеру укреплений, выступает в России еще явственнее, чем в Западной Европе, что вполне понятно при наших равнинах и периодических нашествиях азиатских орд.

С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для "гостьбы" (т.е. для торговли). Мелкие сельские пункты тянулись к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях (погосты). Ход процесса становился ясным: от укрепленного двора через торговый пункт и  "погост"  к городу.

В. П. Даркевич  - Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.)

Теория племенных центров. эволюционистский подход к проблеме происхождения городов. Понятие племени восходит к эпохе военной демократии у древних славян на стадии разложения первобытнообщинного строя. В племенных "городах", объединявших территорию, занятую тем или иным племенем, где концентрировались местные власти, видят зародыши будущих крупнейших древнерусских городов, якобы складывавшихся на родоплеменной основе.               

        "Замковая теория". Наиболее откровенно она сформулирована С.В. Юшковым и получила широкую поддержку в российской историографии. "Нам думается, что город XI-XIII вв. есть не что иное как феодальный замок - бург западноевропейского средневековья... Это прежде всего центр феодального властвования над окружающей сельской округой. Бурги и города строились как в целях защиты от внешних врагов, так в неменьшей степени, и в целях охраны феодальных хищников от крестьянских восстаний"; говоря о преобразовании замков в "настоящие феодальные города", Юшков формулирует положение, ставшее основополагающим для советской историографии: "Как пункты, вокруг которых концентрируются ремесленники и торговцы, эти феодальные города могли возникнуть вокруг городов-замков, вокруг крупных княжеских и боярских сел" ). Тут древнерусские города ошибочно отождествляются с западноевропейскими.

На Руси можно выделить три периода градообразования: середина X - первая половина XI в.; вторая половина XI - середина XII в.; вторая половина XII - до 1237-1240 годов.

В первый период города выступают очагами плодотворного и творчески воспринимаемого византийского влияния в сферах культовой практики, архитектуры, монументальной живописи, иконописи и прикладного искусства, в централизованной организации церкви, комплексном заимствовании более цивилизованного образа жизни, особенно в высших слоях населения. Чеканка собственных монет по образцу византийских была в первую очередь средством усиления престижа молодого государства. С городами и прилегавшими к ним монастырями связано развитие письменности, летописания и литературного творчества. К середине XI в. (время Ярослава Мудрого) резко возрастает культурное единство на почве христианства. Мир в лице городской культуры становится значительно более многогранным и усложненным, чем мир предыдущего столетия.

         Со вторым периодом связано разделение "империи Рюриковичей" с центром в Киеве на ряд независимых княжеств. Он характеризуется междоусобией  князей. Усиливается роль отдельных земель и городов, считавшихся ранее периферийными.

       Но, как это ни покажется парадоксальным, так называемая феодальная раздробленность на самом деле представляет первый шаг к гармонизиции политической организации общества с экономической и социальной реальностью эпохи. Вместе с обособленностью отдельных земель-волостей происходит интенсивный рост числа городов в самых окраинных регионах Руси при политическом преобладании главного города.

                Это единство городской культуры в еще большей степени характерно для третьего периода, когда в 1132 г., после смерти Мстислава Великого преемника Владимира Мономаха, Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка независимых княжеств. Власть киевских князей, подобно императорской власти последних Каролингов, по сути дела была фиктивной, номинальной. Полицентричная система  связанных культурно, религиозно и династически, но независимых княжеств создавала условия для дальнейшего развития урбанизации.  Во второй половине XII - первой трети XIII в. городская культура достигает апогея. В больших городских центрах натуральное хозяйство сосуществует со специализированным ремесленным производством. Продукция узких профессионалов удовлетворяет массовый спрос и рассчитана на продажу, прежде всего в пределах самого города и близлежащих рынков сбыта в сельской местности.

Развитие ремесленного производства привело к быстрому росту городов. В Х-ХIII вв. на Руси имелось 1395 укрупненных поселений. Образование древнерусских городов шло несколькими путями:

из порубежной крепости;

единовременное строительство города;

из племенных и межплеменных центров в процессе объединения поселков вокруг одного ядра;

из укрепленного стана, погоста или центра волости (места торговли).

Западноевропейский город

1.       Как уже указывалось, римские города были уничтожены. Этот факт надо принимать с известной оговоркой. Историографические описания (Эспинас, Пирен, Гегель, Сольми) отдельных городов свидетельствуют о том, что есть города (особенно в Италии и Испании), которые, счастливо избегнув исторических катастроф, сохранились преемственно от античной эпохи и до нашего времени на тех же местах с тем же приблизительно планом улиц и даже почти под теми же названиями. Упомянутый факт нельзя оспаривать, но ясно, что эта преемственность чисто внешняя. Все экономические отношения, весь аппарат управления, весь уклад жизни и социальная структура таких городов, не говоря уже об их зданиях и постройках, всетаки изменились до неузнаваемости. Перед нами города, которые были римскими, превратились в средневековые и стали современными.

Деградация римского городского строя начинается уже с III века новой эры и продолжается вплоть до IX столетия. Затем, с IX и до XV столетия, мы встречаем вновь эпоху массового насаждения и развития городов, но уже на совершенно иных основаниях, причем это развитие необходимо разбить на несколько периодов.

В первый период, который имел в разных странах различное и разновременное течение, экономически город еще собственно не конституирован: обособление ремесла от земледелия еще только начинается. Сельские жители, переселившиеся в город, сохраняют свои прежние хозяйственные навыки и преимущественно заняты чистым земледелием хлебопашеством, расчисткой участков, разведением садов и огородов. По словам путешественников, "жители распахивают одну половину города, а в другой живут сами".Соответственно и правовые отношения в городах этого периода мало чем отличаются от деревенских: в организации управления наблюдается полное сходство с сельской общиной. Наконец и это важнее всего территория города составляет еще целиком полную (аллодиальную) собственность сеньера, а очень часто нескольких феодальных владельцев, на смежных землях которых вырастал город.

Второй период эволюции характеризуется более значительным обособлением города от деревни и освобождением городов от феодальной зависимости, а горожан от крепостной зависимости и приобретением ими большей или меньшей самостоятельности в хозяйственном и политическиправовом отношениях. В корне этого явления, как и всегда, лежат трудовые процессы, а именно быстрый и решительный переход городов от земледелия к промыслам, ремеслам и торговле. Переход этот нетрудно объяснить: с ростом городского населения усиливается земельная теснота, препятствующая развитию земледелия. С другой стороны, ремеслам и торговле благоприятствует укрепленность и защищенность городов. Наконец, развитию промыслов и торговли способствуют прогрессирующая техника ремесла, рост потребностей и интенсивная специализация труда. В городах все больше оседают ремесленники, "странствующие" или же специально приглашенные владельцами города; на городской рынок все чаще являются не только окрестные крестьяне, но и иноземные купцы.Указанное коренное изменение производственнотрудового базиса в городах изменяет и их политическиправовую надстройку.

Третий период в эволюции средневекового города характеризуется дальнейшим развитием ремесла и торговли, организацией городского населения по ремесленным цехам и борьбой этих цехов за доминирующую роль в управлении городом,а также переходом в большинстве случаев городской земли и домов в полную собственность купцов и цеховых ремесленников. Средневековой город заканчивает свое развитие и окончательно обособляется от деревни как самостоятельная экономическая и правовая единица (коммуна), играющая свою важнейшую роль в общественном хозяйстве. Количество городов растет особенно в третий период. Так, известно, что в Германии в XIII веке было основано около 400 городов, в XIV около 300 и в XV свыше 100. По мнению Б ю х е р а,3 в конце средневековья их было не менее 3 000 в одной Германии, причем один город приходится на каждые 221/2 кв. мили в югозападной Германии, на 34 в средней и на 58 в восточной. Каждый город составлял центр для данной местности и вместе с окружающими его селами образовывал как бы одно замкнутое хозяйственное целое. При столь большом количестве городов и сравнительно равномерном их распределении, любой крестьянин мог в течение дня достигнуть городского рынка и к вечеру вернуться обратно. Городские ремесленники и крестьяне непосредственно обменивались своей продукцией, причем горожане получали хлеб, мясо, овощи, молоко, яйца, сырье как материал для обработки, а крестьяне одежду, обувь, мыло, орудия труда и прочие нужные им товары. Одним словом, создалось то, что Б ю х е р, а за ним ТуганБарановский4 называют "гармоническим" городским хозяйством. Едва ли, однако, может итти речь о "гармонии" при ожесточенной борьбе классов внутри ремесленных цехов и при крепостной угнетенности, приниженности и бесправии крестьян.

Характерные черты - Прежде всего надо отметить, что очень редко средневековые города возникали на пустом месте, обычно основывались на месте древних послений. Если города Древнего Рима были политико-административными, военными и затем уже экономическими центрами, то политическая и административная функция городов средневековья изначально была незначительна и их статус зависел от приутствия епископа или монастыря, закрома которых выполняли и определённую экономическую функцию. Возрождение торговли повысило значение городов для купечества и сделало их прежде всего центрами экономической жизни. Поэтому городам было необходимо сельское окружение, которое их кормило, по сути они были сеньорией. Но постепенно города стали центрами производства, и именно там произошло выделение ремесла как самостоятельного вида деятельности. Постепенно и церковь потеряла свои позиции, и города стали центрами светской культуры - это проявилось в архитектуре и образовании. Городские университеты формировали сословие средневековой интеллигенции - студентов и преподавателей. Т.о., города стали экономическими, административными и культурными центрами.

Источник: из книги Жака Ле Гоффа "Цивилизация средневекового Запада"

Резюмируя сказанное до сих пор, мы видим, что 1) средневековой город начал свою эволюция как укрепленный сельскохозяйственный пункт, почти ничем не отличаясь от деревни, и кончил эту эволюцию как организованный ремесленный и своеобразный торговый центр, и 2) что тот же город начал свое существование как доминиальное частное хозяйство феодальных сеньеров, которым принадлежало право собственности на всю городскую территорию с прикрепленным к ней населением, и кончил это существование как вольная самоуправляющаяся община.

Вывод

Общее – города-укрепления. Укрепленность. И рынок. Но  в России явственней  признак укрепленности прослеживается,экономическая черта быстрей проявляется на Западе. Раннее развитие внешней торговли, объясняемое русской равниной, удобными речными системами, дерзкой предприимчивостью частью воинственного и частью торгового, хотя бы и на разбойный лад, населения (точнее - купеческого его класса), вообще характерно для древней русской истории, и опорными пунктами этой торговли были несомненно древние города. В этом их социально-экономическая роль. Подобно тому как укрепление и внутренний рынок создали западноевропейский город, укрепление и внешний, по преимуществу, рынок создали восточноевропейский город.

Различия:

Нашей исторической и экономической мысли очень свойственно было смотреть на русский древний и даже позднейший город главным образом как на военный и административный центр (административная теория), в отличие от западноевропейского города, который создал "гармоническое" городское хозяйство(Бюхер,Туган-Барановский), т.е. непосредственный обмен между городскими ремесленниками и крестьянами, приезжавшими со всех мест в соседний город и получавшими за свою сельскую продукцию "мануфактурный" товар.

Русские города появлялись и развивались, практически не испытывая культурного влияния остатков античной урбанизации, города возникали, как правило, на берегу реки, у слияния рек; возникали— из племенных или межплеменных центров;из укрепленного стана, погоста или центра волости;из порубежной крепости,  в отличие от европейских городских центров, которые возникали на месте древних римских городов или фортов.

1.         У Руси, в отличие от западноевропейских стран, никогда не было даже «чересполосных» соседей с развитой городской культурой, от которых можно было перенять ее формы – соседи по Восточной Европе долгое время были миром точно таких же сельских стихий, к тому же враждебно настроенным по отношению к древнерусскому государству. Некоторое исключение из этого правила составляла Новгородско-Псковская земля, испытавшая влияние немецкой городской культуры и Великого княжества Литовского.

Информация о работе Сравнительная характеристика городов средневекового Запада и Руси