Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:04, контрольная работа
В последние годы роль «военного коммунизма», которую он сыграл в нашей экономике, вызывает особый интерес. И видимо, это не случайно. Сначала публицисты, а за ними и историки обратили внимание на то, что ряд элементов командно-административной системы управления народным хозяйством восходит к эпохе «военного коммунизма». За этим открытием последовали и «оргвыводы», и «военный коммунизм» был объявлен источником практически всего зла, которого немало было в нашей истории последних десятилетий. В условиях гражданской войны большевики предприняли попытку непосредственного перехода к грубому, уравнительному, бедному, казарменному коммунизму, от которого не хотели отказываться.
Россия вышла из Гражданской войны 1918— 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В. И. Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений). Характерно одно замечание В.И. Ленина: "Величайшая ошибка думать, что НЭП положил конец террору. Мы еще вернемся к террору и к террору экономическому".Возникала историческая альтернатива: или НЭП и рынок сделают политику более многоцветной, породят во власти различия мнений, подходов, позиций, фракций, партий. Или монолитная власть превратит сферу экономики в один "серый сплошняк"- без НЭПа, без рынка.
1. Введение 3
2. Политика «военного коммунизма» 4
3. Экономические трудности страны в 1920—1921 гг. 8
4. НЭП – путь к демократическому социализму 9
5. Заключение 15
Список литературы 17
В марте 1923 г. 80% промышленно-кустарных предприятий принадлежали частникам, 3% — кооператорам и 7% —государству; остальные относились к иностранным концессиям.
Мелкие и некоторые средние предприятия возвращались прежним владельцам. Арендовались помещения и целые предприятия в городе, земля и техника в сельском хозяйстве. Арендаторами были преимущественно частные лица, в пищевой промышленности — кооперативы.
Больше стало привлекаться специалистов на государственные заводы. С введением новой экономической политики начав процесс формирования нэпманской буржуазии (нэпманов). В ее среде старая буржуазия имела большой удельный вес (от 30 » 50% в зависимости от рода занятий). Остальная часть нэпманов выходила из среды советских служащих, крестьян и кустарей. Связана нэпманская буржуазия была как с частно-, так и с гoc-капиталистическим укладом. Ввиду быстрой оборачиваемости капитала основной сферой деятельности нэпманов была торговля. Отмена закона о всеобщей трудовой повинности в 1921 г. дала возможность заняться предпринимательством.
Таким образом, НЭП предоставил организационную экономическую свободу человеку, дал возможность проявить инициативу и предприимчивость.
Новая экономическая политика давала возможность выхода на:
— экономические связи города и деревни;
— развитие промышленности на базе электрификации;
— кооперирование населения страны;
— повсеместное внедрение хозрасчета, личной заинтересованности в результатах труда;
— совершенствование государственного планирования и управления;
— борьбу с бюрократизмом, административно-командными замашками;
— повышение культуры во всех сферах деятельности человека.
Одним из наиболее важных шагов, сделанных в период НЭПа, было проведение денежной реформы, которая началась в конце 1922 г. с выпуска советского червонца. С этого времени по март 1924 г. в обращении одновременно был устойчивый червонец и падающий совзнак. Обмен шел в соотношении 1 червонец на 60 тыс. совзнаков (курс менялся в зависимости от покупательной способности последних). К февралю 1924 г. оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Золотой рубль ценился на мировом рынке выше английского фунта стерлингов и равен был 5 долларам 14,5 центам США. Введение твердой конвертируемой валюты в стране требовало гибкого государственного регулирования через систему налогов, займов и т. д. Так, например, сельхозналог составлял максимум 5% (колебался в зависимости от качества земли, количества скота и т. д.).
В городе частник платил 1,5% с оборота и дополнительный налог в местный бюджет. Подоходный налог делился на основной и прогрессивный. Основной налог платили все граждпне, кроме поденщиков, чернорабочих, госпенсионеров, рабочих и служащих с заработной платой менее 75 руб. в месяц и т.д. Прогрессивный налог распространялся на тех, кто получал дополнительную прибыль: нэпманы, частнопрактикующиеся врачи, адвокаты, журналисты и т.д.
Существовало более 12 видов косвенных налогов: на чай, на соль, на спички и т.д.
Во внешнеэкономической сфере также были проведены преобразования.
К числу важнейших законов, принятых Советской властью в 20-е годы , принадлежит закон о концессиях. Советская сторона по договору передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в эксплуатацию природные богатства, предприятия или другие хозяйственные объекты.
Были заключены концессии между правительством РСФСР и Большим Северным телеграфным обществом (1921 г.) на эксплуатацию подводных телеграфных линий между Россией, Данией, Японией, Китаем, Швецией и Финляндией. В 1922 г. открылась первая международная авиалиния Москва — Кенигсберг. Создаются специальные акционерные предприятия — русские, иностранные, смешанные.
В 1923 г. имелось 24 смешанных общества, т. е. совместных предприятия. В отличие от концессий в них участвовал и капитал Советского государства.
Но в дальнейшем концессии и смешанные предприятия не получили своего развития, так как постоянно сталкивались с жестким государственным механизмом в виде его центральных органов управления, которые если не препятствовали, то ограничивали экономическую свободу предпринимателей. Сказывалось и недоверие Запада к нашей стране из-за судьбы прежних долгов, так и не возвращенных.
Кооперация, которая в годы «военного коммунизма» была придатком наркомпрода, получила относительную самостоятельность.
Начало новому законодательству о кооперации положил декрет от 7 апреля 1921 г. Декрет освобождал кооперацию от непосредственной опеки наркомпрода, но сохранял его руководство в части выполнения обязательных заданий.
Эффективность кооперативного производства была по крайней мере вдвое выше, чем в государственной промышленности. Она обеспечивалась более свободной организацией труда. В промышленности к середине 20-х гг. 18% предприятий были кооперативными. 2/3 кооперативного товарооборота приходилось на города. К 1927 г. 1/3 всех крестьянских дворов охватывала сельскохозяйственная кооперация. Она насчитывала около 50 различных типов объединений: кредитная, свекловичная, картофельная, маслодельная и т. д.
К концу 1922 г. отдельные звенья НЭПа начали смыкаться в определенную экономическую модель, существенно отличавшуюся от «военно-коммунистической».
Экономическая свобода производителей, разнообразие форм собственности, которые допускались НЭПом, объективно могли привести к существенным изменениям в стране. Новые отношения собственности давали возможность развитию производительных сил страны, ускорению процесса формирования гражданского общества, стать предпосылкой политической демократии, плюрализма, правового государства, существенно изменить идеологические ориентиры и ценности. Экономические факторы определяли бы перспективы развития страны, способствовали бы выходу ее на общецивилизованный путь развития.
Но даже в условиях государственного регламентирования экономика времен НЭПа проявляла тенденцию к самостоятельному развитию. Ленин по этому поводу замечал: государство в наших руках, а в экономической политике государство действует не по-нашему.
Государство, сохранявшее контроль над «командными высотами», т. е. над крупной промышленностью и банками, постоянно стремилось диктовать свои условия и в других отраслях экономики. В этом одна из важных причин кризисов НЭПа 1923, 1925, 1928 гг., которые в конце концов привели к его свертыванию и утверждению жесткой командно-административной системы, «военно-коммунистической» по своему содержанию. Экономика, развивающаяся по своим законам, входила в противоречие с догматической Концепцией социализма. Однако это противоречие «не замечали», обсуждали лишь конкретные формы и методы руководства экономикой.
Заключение
Экономические трудности в стране, усугубленные гражданской войной, не были преодолены в рамках политики военного коммунизма. Военно-коммунистический эксперимент претерпевал кризис. В поиске выхода из кризисной ситуации Советское правительство проводит первую «антикризисную меру» — замену продразверстки продналогом, которая объективно повлекла за собой ряд других мер (денационализация предприятий, денежная реформа, разрушение концессии, наемного труда и т. д.). Проводимые мероприятия все больше вступали в противоречие с концепцией бестоварного социализма.
Новые экономические условия требовали от советского руководства проведения и новой внешней политики, которая нередко сталкивалась с идеологическими препятствиями.
Сравнительная характеристика политики «военного коммунизма» и новой экономической политики (НЭПа):
| «Военный коммунизм» | Новая экономическая политика (НЭП) | |
1 | 2 | 2 | |
Промышленнос ть | национализация всей крупной и средней промышленности и большей принудительная трудовая повинность | Введение коммерческого расчета на госпредприятиях • создание системы трестов и синдикатов; использование аренды, концессии, кооперативных и смешанных форм функционирования государственных предприятий денационализация небольшого количества государственных предприятий и передача их в частные руки использование частного и иностранного капитала | |
Сельское хозяйство | продовольственная диктатура продразверстка | Организация сельскохозяйственных коммун, артелей и товариществ по совместной обработке земли | |
Система управления экономикой | военно-приказная система руководства всей жизнью общества | Упразднение главков в системе ВСНХ введение системы планирования на основе ГОЭЛРО и годовых отраслевых программ 1922-1923 гг.; разработка первого пятилетнего плана; воссоздание и развитие биржевого аппарата | |
Финансы и денежное обращение | прямой продуктообмен между городом и деревней; карточная система распределения продуктов; натурализация хозяйственных отношений;
| Возрождение Госбанка • введение в обращение золотого червонца (реформа Сокольникова) 1922-1924 учреждение специализированных банков Торгово-промышленного, Электробанка, Сельхозбанка и др. Ликвидация дефицитности госбюджета 1923-1924 гг. | |
Оплата труда | • уравнительность в оплате труда | Устранение принципа уравнительности введение 17-разрядной тарифной сетки |
Через призму классового подхода, установление диктатуры пролетариата, построение бестоварного социализма решался и вопрос национально-государственного устройства страны. СССР, провозглашенный как федерация, имел тенденцию трансформироваться в унитарное государство с диктаторским центром-распределителем.
Рамки бестоварного социализма объективно были узкими для успешного осуществления НЭПа. Поэтому кризисы новой экономической политики были следствием старых и одновременно причиной новых противоречий в экономике и политике. В тугой узел переплелись поиск путей построения социализма и личное соперничество руководителей партии и государства. Обострился внутрипартийный кризис. А жизнь неумолимо продолжала ставить вопрос: «Что такое экономика — саморазвивающийся организм или регулируемый механизм?»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой –М..: ЮНИТИ, 2002
2.История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 – 1990 гг. учебное пособие / Под ред. А.Н., Марковой –М..: ЮНИТИ, 1998
4
Информация о работе Сравнительный анализ экономических программ военного коммунизма и нэп