С.С. Уваров - государственный деятель России второй четверти XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание

Взгляды С. Уварова лежали в культурно-исторической плоскости. Основы консерватизма С. Уварова были заложены во время службы при русском посольстве в Вене, когда он наметил для себя приоритетные направления интеллектуальной рефлексии: поиск самобытного "Я" России, переоценка соотношения "Россия - Запад", модернизация России в культурно исторической и общественно-политической плоскостях.
На министерском посту С. Уваров обобщил свои предыдущие концепции общественно - политического развития и выработал новую программу спасения России, представляющую, по его мнению, единственный залог ее "блаженства", "якорь", способный выдержать революционную бурю. В качестве "спасительного начала" он предложил логическую триаду, где соединил три консервативных принципа "православие-самодержавие-народность".

Работа состоит из  1 файл

История Уваров.docx

— 42.93 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки российской федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  торгово-экономический университет»

(ФГБОУ ВПО "СПбГТУ")

Кафедра права  и истории

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема : С.С. Уваров -государственный деятель России второй четверти XIX в.

По дисциплине: Отечественная история

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 1 курса

заочного отделения

Корнев Д.А.

Финансово — экономический факультет

Группа 2213

Зачетная книжка № 12270-з

Преподаватель:

Рогозин Игорь Иванович


 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год

Оглавление

Введение 3

С.С. Уваров - ученый и просвятитель 3

На посту  министра просвещения России 8

Заключение 15

Список литературы 21

 

 

Введение

Как и история всех великих наций, из которых складывается история  мира, прошлое России переполнено  незабываемыми событиями, свершение  которых связано с выдающимися, гениальными русскими деятелями.

В этом же ряду русской истории  находится и имя графа Сергея Семёновича Уварова, президента Императорской  Академии наук с 1818 по 1855 г., министра народного  просвещения с 1833 по 1849 г. Этой чести  он должен быть удостоен за открытие естественно-исторического закона развития России, следование которому русским народом и государственной властью предопределяет судьбу и само существование Отечества. Сформулированный во всеподданнейшем докладе Николаю I от 19 ноября 1833 года, он сводится к утверждению, что "собственными началами России являются Православие, Самодержавие и Народность, без коих она не может благоденствовать, усиливаться и жить" и что "в соединённом духе с этими началами должно осуществляться в России и народное воспитание".

С.С. Уваров - ученый и просвятитель

Уваров Сергей Семёнович (28 августа 1786 – 4 сентября 1855) – государственный  деятель, граф (1846), почётный член с 1811 и  президент Петербургской Академии наук в 1818-1855. С 1832 года — товарищ  министра народного просвещения; с 1833 года — управляющий министерством. В 1834—1849 годах — министр народного  просвещения. М.М. Сперанский называл  его «первым русским образованным человеком».

Родился в дворянской семье. Крёстной матерью Сергея Уварова, сына подполковника  и адъютанта князя Потёмкина, была императрица Екатерина Великая. В два года он остался без отца и жил в доме князей Куракиных, родни по матери. Получил прекрасное домашнее образование, выдержанное  в духе французской педагогической традиции, став знатоком древних и  новых языков, европейской культуры; обладал литературным талантом. В 1801 поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1806 стал дипломатом при Венском дворе, затем секретарём русского посольства в Париже. Дружил с Гёте, Гумбольдтом, госпожой де Сталь и другими известными писателями и учёными. Сам писал учёные труды по филологии и античности на французском и немецком языках.

Разорение семьи Уварова сделало  невозможным продолжение успешно  начатой карьеры. В 1810 браком по расчёту  с дочерью министра просвещения  Разумовского А.К. Уваров С.С. поправил свои финансовые дела и заполучил  чин действительного статского  советника1.

Был инициаторам создания и членом литературного общества «Арзамас»  в 1815. Опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии. В 1816 Уваров С.С. был назначен попечителем  Санкт Петербургского учебного округа, а через два года – президентом  Академии наук; его учёные сочинения, написанные по-французски «Об Элевзинских мистериях», «Император Александр и Бонапарт», сочинения по античной культуре, снискали ему почётную известность. Избранный президентом Академии наук, Уваров С.С. выступил с либеральной речью, за которую, по ядовитому замечанию литератора Греча Н.И., впоследствии он «сам себя посадил бы в крепость». На этом посту Уваров С.С. содействовал успешной деятельности академии.

В 1818, когда Александр I в своей  политике стал опираться на Аракчеева  А.А., Уваров С.С. был уволен с поста  попечителя столичного учебного округа. Мечтавший о продолжении карьеры, Уваров С.С. принял назначение директором департамента мануфактур и внутренней торговли, а также заёмного и коммерческого  банков, т.е. согласился заняться деятельностью, в которой ничего не понимал и  поэтому готов был выполнять  любые услуги, лишь бы вышестоящие  оценили его преданность.

В своей политике С.С. Уваров придерживался  умеренно-либеральных взглядов. Показателем  зрелости народа, согласно его точке  зрения, служит степень его просвещенности, то есть развития образования, национального  самосознания и культуры. Уваров стал основателем системы классического  образования в России. Он считал, что прочным фундаментом для формирования высокой, истинно европейской и при этом подлинно национальной культуры в России должно стать наследие античности. По его инициативе учебные планы гимназий приводились в соответствие с назначением средней школы — служить переходной ступенью от начального к высшему образованию и одновременно обеспечивать своим выпускникам подготовку, достаточную для поступления на государственную службу. Уваров способствовал открытию в Санкт-Петербурге университета в 18192.

Однако с нарастанием реакционных  тенденций во внутренней политике императора Александра I Уваров был вынужден уйти в отставку.

Новый подъем его карьеры в царствование императора Николая I был связан с  Министерством народного просвещения. Уваров стремился превратить Министерство народного просвещения в своеобразный идеологический институт, обеспечивающий внедрение доктрины официальной  народности в умы россиян.

Впервые в России он поставил задачу сформировать систему всестороннего  контроля государства за воспитанием  и образованием. Ему удалось подчинить  надзору Министерства народного  просвещения даже домашнее образование  и частные школы. В 1835 году были изданы Положение об учебных округах  и университетский Устав, в соответствии с которыми все учреждения Министерства народного просвещения образовывали строго централизованную структуру: их учебные планы и программы  унифицировались, ограничивалась автономия  университетов.

С.С. Уваров разделял точку зрения, согласно которой за каждым сословием  закреплялась раз и навсегда определенная роль в составе государственного механизма. Соответственно этому устанавливался и уровень образования, необходимый  для каждой категории населения. В то же время Министерство народного  просвещения поощряло изучение технических  и естественных наук, полезных для  деятельности в сфере промышленности и торговли. Постепенно Уваров отошел от практики преимущественного развития классического образования: в учреждениях Министерства народного просвещения открывались различные естественнонаучные классы и курсы, и, наконец, произошло разделение гимназий на классические и реальные.

Результатом деятельности Уварова  стало значительное расширение сети учебных заведений (в особенности  — средних), развитие и качественное улучшение системы подготовки преподавателей (был реорганизован Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге, впервые  в нем была открыта кафедра  «педагогии» и др.). В качестве президента Академии наук Уваров внес крупный вклад в дело организации  российской науки3.

Осторожный либерал в прошлом, Уваров С.С. превратился в охранителя существующего порядка. В 1826 он был  назначен сенатором и членом Государственного совета. В 1827, когда Пушкин А.С. вернулся в Петербург, Уваров С.С. возобновил знакомство с поэтом. Он выказывал Александру Сергеевичу расположение: поддержал перед Бенкендорфом А.Х. проект издания газеты «Дневник» летом 1831, в лестных выражениях представил Пушкина А.С. студентам Московского университета 1832, подал свой голос за избрание его в члены Российской академии 1832. В 1831 подал Николаю I записку, в которой высказал близкую царю мысль, обосновывавшую необходимость просвещения крепостных крестьян до их освобождения. «Восхищённый, прекрасными, истинно народными стихами» оды «Клеветникам России», Уваров С.С. перевёл её на французский язык. Пушкин А.С. благодарил его письмом от 21 октября 1831: «Стихи мои послужили Вам простою темою для развития гениальной фантазии. Мне остаётся от сердца Вас благодарить за внимание, мне оказанное, и за силу и полноту мыслей, великодушно мне присвоенных Вами»4.

С 1832 товарищ министра, в 1833-1849 –  министр народного просвещения, которым управлял «в соединённом  духе православия, самодержавия и народности». Его формула «православие, самодержавие, народность» была положена в основу теории «официальной народности». Эта  формула вошла в качестве девиза в его графский герб. Несмотря на дружеские связи с Карамзиным Н.М., Жуковским В.А., Батюшковым проводил реакционную политику в области образования, ограничивая доступ к образованию студентам незнатного происхождения и ужесточая правительственный контроль над университетами и школами. В профессорах, прежде всего, ценил «чувство русское и непорочность мнений». В отчёте «Десятилетие министерства народного образования» 1843 говорилось: «Среди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повседневном распространении разрушительных понятий, ввиду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях… найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие…». Вместе с тем, именно при Уварове С.С. начался расцвет Московского университета, было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования за границу.

Занятая Уваровым С.С. во второй половине жизни позиция исключительного патриотизма и служения Отечеству дала повод для злословий разного рода деятелям либеральных воззрений, как современникам, так проявившим себя после смерти Уварова С.С. Например, историк Соловьёв С.М. давал Уварову С.С. исключительно критические оценки: «В этом человеке способности сердечные нисколько не соответствовали умственным… При разговоре с этим человеком, разговоре очень часто блестяще-умном, поражали, однако, крайнее самолюбие и тщеславие». Или ещё сильней: «Люди порядочные, к нему близкие, одолженные им и любившие его, с горем признавались, что не было никакой низости, которой он не был в состоянии сделать, что он кругом замаран нечистыми поступками». Очевидно, что личные качества Уварова С.С. описаны в столь резких тонах из-за его общественной позиции5.

Служебное положение Уварова С.С. пошатнулось вследствие революционного движения в Европе в 1848-1849, когда  его признали неспособным искоренить якобинство в учебных заведениях. От таких огорчений граф подвергся  «нервическому удару», что послужило  предлогом к увольнению его от должности министра в 1849. После очередного удара в 1855 он скончался, оставаясь по-прежнему президентом Академии наук.

Скончался С.С. Уваров 4 сентября в  Москве 1855 года. Похоронен в церкви с. Холм Гжатского уезда Смоленской губернии. Сын Алексей (1824-1884) – известный археолог, учредитель археологических съездов в России, создатель Исторического музея в Москве. Именем С.С. Уварова назван минерал из группы гранатов – уваровит. Его русской биографии пока что не написано. И единственной книгой о нём является труд североамериканки Виктории Виккерт «Граф Сергей Семёнович Уваров и его время».

 На посту министра просвещения России

В истории отечественной социально-политической мысли имя Уварова неразрывно связано с созданием доктрины, базирующейся на знаменитой формуле  «Православие, Самодержавие, Народность»  и названной А.Н. Пыпиным в 1870-е гг. «теорией официальной народности». Уваров не оставил сколько-нибудь систематического изложения собственной политической философии.

Поясняя значительно позже смысл  своего открытия, Уваров писал: «Посреди быстрого падения религиозных и  гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении  разрушительных понятий, в виду печальных  явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить Отечество на твёрдых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный  характер России и ей исключительно  принадлежащие; собрать в одно целое  священные останки её народности и на них укрепить якорь нашего спасения»6.

«Без любви к Вере предков, - писал  Уваров, - народ, как и частный  человек, должны погибнуть; ослабить в  них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это  было бы готовить им низшую степень  в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном  смысле». Самодержавие, полагал Уваров, представляет главное условие политического существования России в настоящем её виде. Русский Колосс упирается на нём, как на краеугольном камне своего величия. Россия живёт и охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещённого. Наконец, «дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее».

По мнению известного русского философа Арсения Владимировича Гулыги, нашего современника, уваровская триада является «формулой русской культуры», то есть фундаментальным основанием, на котором покоится благоденствие России как нации, государства и цивилизации. В этом качестве уваровский закон содержит в себе все возможные вариации Русской идеи. И православный патриотизм, и имперскую идеологию, и русский национализм, составляющие в совокупности идеологию русской национальной политической мысли, практическим воплощением которой является русский миропорядок – Государство Российское.

Именно поэтому открытие Уварова  было враждебно встречено как  либералами, презрительно относившимися  к России за якобы отсталость от Европы, так и социал-демократами, затем коммунистами, унаследовавшими  от марксизма-ленинизма жгучую русофобию. На протяжении последних ста семидесяти лет с их стороны мы встречаем  по отношению к идеям, сформулированным Уваровым, одну лишь критическую хулу. В момент появления уваровской триады, квинтэссенции русского консерватизма, её разделяли, увы, немногие государственные деятели России, но основная часть так называемого общества осталась к ней равнодушна, а разночинцы и интеллигенция – откровенно враждебны7.

Информация о работе С.С. Уваров - государственный деятель России второй четверти XIX в.