С.С. Уваров - государственный деятель России второй четверти XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание

Взгляды С. Уварова лежали в культурно-исторической плоскости. Основы консерватизма С. Уварова были заложены во время службы при русском посольстве в Вене, когда он наметил для себя приоритетные направления интеллектуальной рефлексии: поиск самобытного "Я" России, переоценка соотношения "Россия - Запад", модернизация России в культурно исторической и общественно-политической плоскостях.
На министерском посту С. Уваров обобщил свои предыдущие концепции общественно - политического развития и выработал новую программу спасения России, представляющую, по его мнению, единственный залог ее "блаженства", "якорь", способный выдержать революционную бурю. В качестве "спасительного начала" он предложил логическую триаду, где соединил три консервативных принципа "православие-самодержавие-народность".

Работа состоит из  1 файл

История Уваров.docx

— 42.93 Кб (Скачать документ)

Долгие годы консерватизм имел в  России негативную, ругательную окраску, являясь синонимом таких определений, как «ретроград», «мракобес» и т.п. Основной идеей консерватизма, якобы, является «приверженность к старому, отжившему, и вражда ко всему новому, передовому». Но не это главное. Неприязнь  к уваровским идеям была обусловлена их мировоззренческой несовместимостью с европейским просвещением, взрастившим как либеральный цинизм, так и коммунистический нигилизм.

Появившаяся в начале 30-х годов XIX века уваровская формула противостояла распространявшейся по Европе атеистической революции. Самая главная, заветная свобода сторонников идей просвещения – либералов и коммунистов – есть свобода вероисповедания; она позволяет внедрить в массовое сознание мысль, что Бога нет. Эта свобода, санкционируя равноценность всех вероисповеданий, уравнивая веру, ересь, секту и безверие, тем самым подводит к мысли об их всеобщей ложности. Мысль Уварова, напротив, показывала терявшей веру Европе, что истинная вера есть и это – Православие.

Придавая особенное значение роли государственной власти, Уваров полагал, что в России служба должна опираться  на закон о чинах, ибо «гражданское значение всех и каждого зависит  от степени, которая определяется по усмотрению высшей власти». С уничтожением этого закона служба Отечеству утратит  «нравственное привлечение», станет бесчестной, утратит одухотворённость. В конституционном или демократическом  государстве, где должности не освящены сакральной связью с верховной властью, «быстро образуется новый разряд людей с особенными понятиями, с  особенными предрассудками и мечтами, менее привязанных к правительству, а более занятых собственными выгодами». В этом случае служба «вся перейдёт в руки так называемых чиновников, составляющих уже у нас многочисленное сословие людей без прошедшего и  будущего, <…> похожих на класс  пролетариев, единственных в России представителей неизлечимой язвы нынешнего  европейского образования». Слова 1847 года, а звучат, словно написаны в наши дни8.

Являясь министром просвещения, Уваров, прежде всего, примирял открытый им закон  к сфере своей административной деятельности. Профессорам и студентам  он неоднократно говорил, о «необходимости быть русским по духу прежде, нежели стараться быть европейцем по образованию». Его стратегия русификации была гибкой: для западных окраин иная, чем для народов Прибалтики; для христиан отличная, чем для мусульман; разная для не говорящих по-русски и для говорящих плохо; для девочек одна, для мальчиков другая.

Формула Уварова подразумевала  различные формы проявления. Социальные, политические, экономические, идеологические, литературные и даже философские. Её можно было понимать и как «церковь, монарх, народ», и как «поп, царь, мужик», и как «духовенство, дворянство, крестьянство», и как «церковь, власть, земля». В виде «За веру, Царя и  Отечество» она стала боевым девизом  русской армии. Речь шла о нерушимом  союзе этих начал, предохранявшем Россию от поражений и обеспечивавшем ей победы.

В своей государственной, научной, административной деятельности граф Уваров был продолжателем трудов таких  выдающихся русских консерваторов, как Ломоносов, князь Щербатов, Татищев, Державин, Карамзин и Пушкин. В значительной мере его мысли созвучны тому, что  уже позже писали и созидали Данилевский, Победоносцев, Менделеев и многие другие русские люди, трудившиеся  на пользу Отечества.

Феномен Уварова, крупного сановника  Империи, даёт основание думать, что  счастливо то время, когда чиновник формулирует такие мысли, которые  определяют сущность народа на долгие годы. И несчастливо то время, когда  от чиновника остаются одни только сальные анекдоты и нелепые поступки.

Стремясь противостоять революционным  и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут  противостоять лишь иные взгляды. Официальной  идеологией России стала так называемая «теория официальной народности». Ее творцом стал министр просвещения  граф С.С. Уваров. Основу теории составила  «уваровская троица»: православие – самодержавие – народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу9.

В «теории официальной народности»  ярко проявилась закономерность русской  истории: любой поворот к консерватизму  и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

«Теория официальной народности»  была положена в основу преподавания в школах и университетах. Ее проводниками стали консервативные историки С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Россия в соответствии с «теорией официальной народности» должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение»10.

Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось  или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по непосредственному  распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим П.Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале «Телескоп» смелые и  горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления  об истории России и ее исторической судьбе.

В конце 40-х гг., когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание преданности  престолу и церкви не удалась. Крамола  все шире проникала в Россию. Недовольный  Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку только на подавление свободомыслия  с помощью репрессий. Это знаменовало  глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество.

Дело декабристов оказало сильнейшее влияние на всю правительственную  деятельность нового императора Николая I. Для себя он сделал вывод о неблагонадёжном  настроении всего дворянства. Заметив, что большое количество людей, связанных  с революционными союзами были из дворян, он не доверял дворянству, подозревая его в стремлении к политическому  господству. Править при помощи дворянского  сословия Николай не хотел, он постарался создать вокруг себя бюрократию и  править страной посредством  послушных чиновников. Покарав декабристов, Николай показал свою готовность начать реформы при условии неизменности самодержавного строя, но проводить  их он намеревался без участия  общественных сил. В свою очередь  дворянство дистанцировалось от бюрократии нового царствования. Оно было запугано делом декабристов и само устранялось  от общественной деятельности. Между  властью и обществом произошло  отчуждение.

Правительство считало, что брожение 20-х гг. происходило от поверхностного воспитания и вольнодумства, заимствованного  из иностранных учений, поэтому следовало  обратить внимание на «воспитание» молодого поколения, дать силу в воспитании «истинно русским началам» и удалять из него всё, что бы им противоречило. На этих же началах должна была основываться и вся государственная и общественная жизнь. К таким исконным началам  русской жизни, по мнению идеолога николаевского  царствования министра народного просвещения  и духовных дел С.С. Уварова, относились «православие самодержавие, народность», которые были положены в основу так  называемой теории «официальной народности», ставшей идейным выражением охранительного направления. Но главные положения  вышеназванной теории были сформулированы в 1811 г. историком Н.М. Карамзиным в  его «Записке о древней и новой  России». Эти идеи вошли в коронационный  Анифест императора Николая I и последующее законодательство, обосновав необходимость для Российского государства самодержавной формы правления и крепостнических порядков, а добавлением С.Уварова было понятие «народность»11. Провозглашённую триаду он считал «залогом силы и величия» Российской империи. Понятие «народность» рассматривалось С. Уваровым как самобытная черта русского народа, как исконная приверженность к царскому самодержавию и крепостному праву. Сущность уваровского представления о русской жизни состояла в том, что Россия – совершенно особое государство и особая национальность, непохожая на государства и национальности Европы. На этом основании она отличается всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней невозможно приложить требования и стремления европейской жизни.

Россия имеет свои особые учреждения, с древней верой, она сохранила  патриархальные добродетели, мало известные  народам Запада. Прежде всего, это  касалось народного благочестия, полного  доверия народа к властям и  повиновения, простоты нравов и потребностей. Крепостное право сохранило в  себе много патриархального: хороший  помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, и положение русского крестьянина  лучше положения западного рабочего. Уваров полагал, что главной политической задачей является сдерживание наплыва  новых идей в Россию.

«Устойчивая» крепостная Россия противопоставлялась  мятущемуся Западу: «там» – мятежи и революции, «здесь»- порядок и  покой. Этими идеями должны были руководствоваться  литераторы, историки, воспитатели.  
Уваровское виденье политической системы было довольно своеобразным.

Уваров стремился соединить  усвоение Россией европейской системы  образования с сохранением собственной  традиционной социально–политической системы. “Во всем пространстве государственного хозяйства и сельского домоводства, – заявлял он, – необходимы: русская  система и европейское образование; система русская – ибо то только полезно и плодовито, что согласно с настоящим положением вещей, с  духом народа, с его нуждами, с  его политическим правом; образование  европейское, ибо больше как когда-нибудь мы обязаны вглядываться в то, что  происходит вне пределов отечества, вглядываться не для слепого подражания или безрассудной зависти, но для  исцеления собственных предрассудков  и для узнания лучшего”12.

Заключение

В консерватизме С. Уварова, как осознанном традиционализме, как  системе общественно-политических взглядов можно выделить четыре этапа. Первый этап - венский (1806 — 1809 гг.). Основная черта консерватизма С. Уварова - примат идеи о всеобщем личном совершенствовании. Основополагающий элемент его мировоззрения - стремление к достижению государством и человеком "истинного просвещения", под которым понималось нравственное и духовное совершенствование, самообразование, познание "гражданских" и политических свобод. Взгляды С. Уварова лежали в культурно-исторической плоскости. Основы консерватизма С. Уварова были заложены во время службы при русском посольстве в Вене, когда он наметил для себя приоритетные направления интеллектуальной рефлексии: поиск самобытного "Я" России, переоценка соотношения "Россия - Запад", модернизация России в культурно исторической и общественно-политической плоскостях. Этот этап уваровской биографии предшествовал началу его активной публицистической и государственной деятельности и во многом определил приоритеты во взглядах. Здесь он завел много знакомств с известнейшими людьми современности, сыгравшими важную роль в его жизни и формировании взглядов. С. Уваров осознал, что более просвещенной Европы не существует, что европейская аристократия растеряла свое основное традиционное качество - высокую образованность, а революция 1789 г. до основания разрушила центр той цивилизации, частью которой на протяжении XVIII в. стремилась стать Россия. С уяснением С. Уваровым цены вестернизации пришло пониманию необходимости следовать исторической традиции и осознание русским дворянином собственного нравственного достоинства. Следствием разрыва с "духовной родиной" - Европой - стали надежды на уникальность российского исторического опыта, но, в то же время идеал социальной, политической и культурно-нравственной гармонии развития общественных отношений С. Уваров видел во Франции "старого режима". q Второй этап - попечительский (1810 - 1820 гг.). Консервативное мировоззрение С. Уварова с тонкой прослойкой либеральных по содержанию идей. Происходит смещение приоритетов от культурно-нравственных к историко-психологическим и социально-политическим ценностям. Основополагающие элементы мировоззрения С. Уварова — историческая традиция, примат "идеи ранга" над "идеей равенства", исключительность исторического опыта России, культ сильного централизованного государства. Использование либеральных методов при решении конкретных социально политических задач по сохранению или восстановлению во всей полноте исповедуемых общественно-политических идеалов определило специфическую черту уваровского консерватизма, выражавшуюся в стремлении к синтезу диаметрально противоположных общественно политических взглядов и тенденций: прогрессивного и традиционного, идей политического консерватизма с идеями нарождающегося либерализма и т.д.В этот период взглядам С. Уварова были присущи две консервативные оппозиции: 1) "свое-чужое", когда отмечалось, что Россия - государство европейское, но в то же время противопоставлялось "своё" - русское, молодое, чистое, невинное, "чужому" - западному, стареющему, разрушающемуся (вместе с тем под "своим" понималась не патриархальная культура допетровской Руси, а новая культура, впитавшая в себя и национализировавшая западные элементы, привнесённые в неё Петром I). Симпатизируя Европе, С. Уваров, тем не менее, вскрывает принципиальное отличие ее культурных и нравственных начал от русской культуры и отдает предпочтение последней. Его антизападничество сводится к невозможности перенесения в Россию европейских политических и экономических моделей; 2) "старое-новое" в любых модификациях - "новое" - попытки Александра I и его окружения провести либерализацию общества; понимание "старого" как сохранение крепостного права, а "нового" - его отмена; "старый режим" - "новый мир" и С. Уваров сожалел о потерянном для Европы "ancien regime" и осуждал Французскую революцию, но подчеркивал необходимость отбросить архаизмы и "архивы времени" и, приняв ее плоды, начать искать в себе через просвещение спасительный "новый мир". Он отмечал исключительность России в семействе европейских стран. Россия — уникальный культурный мир, возникший в условиях специфической географо-климатической среды, прошедший неповторимый исторический, военно-политический путь, то есть мир особого познания и особой судьбы, сформировавших особые самобытные традиции. С. Уваров подчеркивал избранность России — вывести Европу из нравственного, идеологического и социально-политического тупика. В 1810-е гг. С. Уваров признавал необходимость отмены крепостного права в России и вел осторожные разговоры о дворянском представительстве и конституции. Характерный для его взглядов элитаризм, выражался в противопоставлении "идеи ранга" в противовес "идее равенства", что диктовалось его мнением о разной роли сословий в деле продолжения исторической традиции и порождало убежденность в том, что в просвещенном государстве все достижения дворянской культуры станут общим достоянием жителей России. Провозглашение С. Уваровым необходимости следования России по собственному пути национального развития, отличного от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте не означало тотального изоляционизма; позитивный опыт Европы, считал С. Уваров, должен внимательно изучаться и заимствоваться. Главными направлениями культурной самобытности России С. Уваров обозначил восточное и греческое. Эти направления полностью соответствовали интересам правительственной (ориентализм) и культурно-научной (неоклассицизм) элит и учитывали международную конъюнктуру и постоянно растущие в России научные и политические интересы к сопредельным восточным странам; представляли собой приоритет вековых исторических традиций. Постигнув все достижения Востока, считал С. Уваров, Россия сможет занять стратегически важное положение на международной арене. Восточная идея С. Уварова носила ярко выраженную державную подоплеку, провозглашая курс России на утверждение своего геополитического преимущества над Азией и Европой. В свою очередь, обращение к классической древности: языку и культуре Греции - ключу к познанию западного мира, предполагало улучшить культурно - исторической облик России и показать ее моральное превосходство над Европой. Третий этап (1821 — 1831 гг.). Внутренняя самопереоценка С. Уварова, консервативный элемент усиливается, вектор на историческую традицию и поиск устойчивого начала в условиях европейской нестабильности. Основополагающие элементы мировоззрения — защита традиции от внешнего вмешательства, отрицание революций, провозглашение незыблемости самодержавной власти, иерархическое восприятие системы общественно политических отношений. Восстание декабристов не повлекло сильного смещения взглядов С. Уварова в сторону охранительства  или даже реакции. Несомненно, консервативный элемент усилился, растворяя в себе идеи, типологически сходные с либеральными, но говорить о реакционно-охранительных взглядах С. Уварова не приходится, они носили спокойный консервативный тон. С.С. Уваров как и в 1810-е годы, продолжал верить в необходимость преобразований в России и призывал Николая I последовать примеру Александра I, правда теперь речь шла не о реформах, а о создании предпосылок для их осуществления в условиях достижения "истинного просвещения"; считал крепостное право отжившей "политической формой", однако продолжал считать, что освобождение души должно предшествовать законодательному оформлению; он призывал императора отказаться от попыток реформирования по западному образцу, указывая, что это может привести к революции. Европейские события 1820-х гг. обострили у С. Уварова боязнь революции. Теперь свою первейшую цель он видел в сохранении в стране "социальной гармонии", которая позволит защитить Россию от революционных потрясений. В 1820-е - начале 1830-х гг. у С. Уварова усилилось стремление к "истинному просвещению" для познания своих прав и свобод. Однако на фоне "бушующей Европы" наиболее приоритетным для него стало поддержание стабильности во внутреннем положении России и необходимость "сохранить и усовершенствовать существующий порядок". В записках на высочайшее имя он призывал императора искать спасительные начала в "коренных устоях государства", которые история бережно сохранила в "недрах русской государственности" и определил жизненно важные направления во внутренней политике: реализация комплекса мер направленных на укрепление самодержавия и развитие Просвещения. При этом существование сильной самодержавной власти без развития просвещения не представлялось С. Уварову возможным. Четвертый этап — министерский (1832 - 1848 гг.). Политический консерватизм С. Уварова получил законченное выражение в формуле "православие-самодержавие-народность". Основополагающие элементы мировоззрения - приоритет интересов нации, абсолютная ценность Православия, сильное централизованное государство. На министерском посту С. Уваров обобщил свои предыдущие концепции общественно - политического развития и выработал новую программу спасения России, представляющую, по его мнению, единственный залог ее "блаженства", "якорь", способный выдержать революционную бурю. В качестве "спасительного начала" он предложил логическую триаду, где соединил три консервативных принципа "православие-самодержавие-народность". Емкий тезис явился итогом долгого поиска С. Уваровым правильного пути к достижению "истинного просвещения". В нем отразилась и культурная самобытность России, и ее превосходство над странами Европы, и стремление обосновать великодержавные интересы. С. Уваров нашел идеальную модель общественно - политического и культурно-исторического развития России, своего рода "ancien regime" некогда "безвозвратно потерянный".

 
 

 

Примечания

  1. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 328
  2. Фомин Г.Ю. История России. М.: Просвещение, 1985. С. 240
  3. Там же. С. 255
  4. Там же. С. 256
  5. Попов М.К. История России. М.: Просвещение, 1968. С. 371
  6. Там же. С. 273
  7. Жуков Л.И. История России. М.: Высшая школа, 1997. С. 213
  8. Шелохаев В.В. Вопросы истории. М.: Дом печати, 1998. С. 294
  9. Кириллов В.В. Указ. соч. С. 333
  10. Фомин Г.Ю. Указ. соч. С.273
  11. Амирков С.Н. История моего государства. М.: Высшая школа, 1998. С. 419
  12. Там же. С. 425

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт-Издат, 2005.
  2. Шелохаев В.В. Вопросы истории. М.: Дом печати, 1998.
  3. Попов М.К. История России. М.: Просвещение, 1968.
  4. Амирков С.Н. История моего государства. М.: Высшая школа, 1998.
  5. Фомин Г.Ю. История России. М.: Просвещение, 1985.
  6. Жуков Л.И. История России. М.: Высшая школа, 1997.
  7. Выскочков Л.В. Император Николай I. Человек и государь. СПб.,2005
  8. Лавриненко А.Н. Теория официальной народности в России (историко-политический аспект).М.,2001.
  9. Цензурная политика МНП при графе Уварове С.С. //Жирков Г.В. История цензуры.М., 2000.

Информация о работе С.С. Уваров - государственный деятель России второй четверти XIX в.