Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:37, реферат
Антигитлеровская коалиция была мощным оружием борьбы против агрессивного блока. От прежних военно-политических союзов её отличало то, что в ней объединились государства с различным общественным строем. Следствием этого явилось наличие двух противоречивых тенденций: союзников объединяла общая цель – разгром фашизма, и в то же время разъединял подход к решению столь сложной задачи. Это объяснялось стремлением союзных держав подчинять ведение войны и решение послевоенных проблем своим целям. Особенно наглядно эти противоречия отразились в решении кардинального вопроса - об открытии втором фронте в Европе.
Введение ............................................................................................................... 3
I. Военно-политическое сотрудничество СССР, Великобритании и США.
Атлантическая хартия
I. 1. Англо-американский альянс 1941-1945 гг. Атлантическая хартия.........................4
I. 3. Советско-британское соглашение.......................................................................8
I. 4. Советско-американские отношения. Антифашистское сотрудничество................ 14
II. Открытие второго фронта в Европе.....................................................................17
III. Экономическое сотрудничество коалиции. Роль ленд-лиза в
Великой Отечественной войне 1941–1945 годах...................................................... 21
Заключение...........................................................................................................25
Список использованной литературы........................................................................27
В порядке помощи от США в виде ленд-лиза СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно, сыграли важную роль в разгроме общего врага.
Последовавшие за окончанием войны события – навязанная Советскому Союзу “холодная война” - послужили причиной забвения значения этой помощи. Мало того, создавалось искусственно негативное общественное мнение к ленд-лизу, и все исторические материалы с ним связанные строго засекречивались, а участники и работники перегонки ставились властями вне закона. Однако времена меняются, и настало время рассказать историческую правду о великом единении великих держав на основе архивных документов и устами живых свидетелей и участников героической эпопеи.
Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Рузвельт направил в Москву своего представителя А. Гарримана. 1 октября 1941 года А. Гарриман подписал первый протокол о поставках в СССР на сумму 1 млрд. долларов на срок девять месяцев, но лишь 7 ноября 1941 года Президент США Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР.
Первые поставки начались в октябре 1941 года и до конца года было поставлено вооружения на сумму 545 тысяч долларов, в том числе первые 256 самолетов. Всего же объем авиационного ленд-лиза был равен 3,6 млрд. долларов, а это составляло примерно 35% от общих затрат на ленд-лиз для СССР.
Не сразу удалось организовать четкую перегонку нарастающего количества поставляемых из США самолетов. Особенно с наступлением зимы, к которой, как оказалась не приспособлена американская техника. На сорокоградусных морозах становилась хрупкой резина покрышек колес, замерзала гидросистема. Произошел обмен технологиями: советская сторона дала рецепт морозостойкого каучука, американская - морозостойкой гидравлики.
Но еще тяжелее приходилось людям. Участники перегонки самолетов на участке от Сеймчана до Якутска через Верхоянский хребет в районе полюса холода, вспоминают, что приходилось забираться на высоту 5 - 6 километров без кислородных приборов. Не все это выдерживали, на глазах летчиков самолеты их товарищей падали в скалы. Похожими трагическими эпизодами сопровождалась вся трехлетняя история перелетов и по американскому континенту.
Американские и советские летчики - перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а так же титанический труд всех наземных специалистов с той и другой сторон, обеспечивших эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период второй мировой войны с 1941 по 1945 годы не должны быть преданы забвению.
Более сотни различных трагедий произошло на трассе, до сих пор находят в российской тайге обломки погибших самолетов с останками экипажей, а многие так и лежат в горах, в тайге, в тундре. Многие пропали без вести - экипажам была дана команда лететь на восток, не оглядываясь.
Всего за годы 1941 - 1945 по ленд-лизу из США было поставлено 14126 самолетов: Кертисс "Томагаук" и "Китихоук", Белл P-39 "Аэрокобра", Белл P-63 "Кингкобра", Дуглас A-20 "Бостон", Норт-Америкен B-25 "Митчелл", Консолидейтед PBY "Каталина", Дуглас C-47 "Дакота", Рипаблик P-47 "Тандерболт" причем только по трассе "Аляска - Сибирь" перегнали около 8000 самолетов. Из Англии морем на Мурманск поставлялись истребители Хоукер "Харрикейн", Супермарин "Спитфайр" и бомбардировщики Хендли-Пейдж "Хемпден". Одним из самых малоизвестных самолетов, поставлявшихся по ленд-лизу был “Армстронг Альбемарл”.
С заводов изготовителей расположенных почти во всех Американских Штатах американские и канадские летчики перегоняли их на Аляску в Фербенкс, где на авиабазе их принимали и перегоняли в Красноярск советские летчики специально созданной перегоночной дивизии состоящей из пяти полков. Трасса от Фербенкса до Красноярска была разбита на пять участков, на каждом из которых работал один из пяти перегоночных полков. Первый полк перегонял самолеты из Фербенкса через Ном до аэродрома Уэлькаль или, в исключительных случаях до Марково. Второй полк работал на участке Уэлькаль - Сеймчан, третий летал до Якутска, четвертый до Киренска и пятый до Красноярска. В Красноярске формировались полки, обучался личный состав, после чего они убывали на фронт, кто своим ходом, а кто на платформах по "Транссибу".
В памяти старшего поколения России навсегда останутся поступавшие по ленд-лизу "джипы", "Студебеккеры", самолеты различных типов, американская тушенка и многое другое. Огромную роль играла моральная поддержка бойцов на фронте, когда они видели в воздухе иностранные самолеты на своей стороне. Это поднимало их боевой дух. Да и весь наш народ, видя помощь по ленд-лизу, понимал, что на нашей стороне не так уж мало народов во всем мире, что ресурсы США и Великобритании подключены к общей борьбе с фашистским агрессором, что это поможет одолеть врага, и приблизит Победу.
Участие американских самолетов было заметным на всех фронтах. На Севере советские летчики прикрывали северные морские конвои с ленд-лизовским грузом. С И-16 пересел на "Китихоук" с полярного неба Борис Сафонов, сбивший 25 самолетов противника и погибший во время прикрытия конвоя PQ-16. Первый год блокады Ленинграда его небо защищали несколько полков на истребителях "Китихоук". С 1943 года знаменитый полк Преображенского, бомбивший в начале войны Берлин, пересел на "Бостоны" - часть из них стала торпедоносцами и топила немецкие транспорты в Финском заливе, часть - бомбардировщиками, которые бомбили артиллерийские батареи фашистов, обстреливающих осажденный город, помогали прорвать и снять блокаду. На Юге летчик Лавриненков после разгрома фашистов под Сталинградом пересел на "Аэрокобру" и стал "Героем" второй раз, участвуя в освобождении Донбасса, Днепра, Крыма. Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин с весны 1943 года воевал на "Аэрокобре", сбил на ней при освобождении Кубани и Украины пять десятков гитлеровских самолетов. Именно там звучал панический вопль немцев: "Внимание, внимание! В воздухе Покрышкин!". А в Европе под его командованием воевал уже полк, а затем дивизия, целиком на "Аэрокобрах". На "Спитфайрах" воевал и другой известный лётчик - дважды Герой Советского Союза Ворожейкин. На его счету 240 боевых вылетов и 52 сбитых самолета противника.
В послевоенные годы, в условиях глобального противостояния СССР и США, в официальных выступлениях политических и военных руководителей Советского Союза и, соответственно, в научных трудах советских историков роль поставок по ленд-лизу преуменьшалась. Уже в 1947 году А.Вознесенский, в годы войны член политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР, определил, что “удельный вес поставок по ленд-лизу составил всего лишь 4% от общего промышленного производства СССР”. С тех пор в течение десятилетий эта в целом правильная цифра, не подвергаясь ни малейшему сомнению, фигурировала в советских энциклопедиях и бесчисленных монографиях как единственно верная. Более того, под нее подгонялись и масштабы поставок по конкретным видам боевой техники. Так, например, в книге Е.Н. Кулькова “Правда и ложь о второй мировой войне” (М., 1983 год) утверждается, что в СССР было поставлено союзниками самолетов в объеме 4% от советского производства.
Поставки самолетов по ленд-лизу в СССР в 1941-1945 годах показаны в нижеприведенной таблице, составленной на базе архивов Главного штаба ВВС РФ Игорем Петровичем Лебедевым, бывшим с октября 1943 года по октябрь 1945 года военным представителем правительственной закупочной комиссии СССР в США.
Поставки
по ленд-лизу составляли:
по фронтовым истребителям 16%
от произведенных советской
авиационной промышленностью,
по фронтовым бомбардировщикам 20%
от произведенных авиационной
промышленностью СССР.
Если же произвести
подсчет по фронтовым
боевым самолетам с
учетом 4171 истребителя,
полученного из Великобритании,
то 17484 самолета, поступившие
по ленд-лизу, от 77479
фронтовых истребителей
и бомбардировщиков,
изготовленных советской
промышленностью, составят 23%.
Таким образом, почти
каждый четвёртый истребитель
и бомбардировщик, поступившие
в годы Великой Отечественной
войны в действующий
состав ВВС СССР, были
англо-американского
производства.
Кроме того, для обеспечения боевой работы самолетов по ленд-лизу поставлялись авиационные двигатели (более 15 тысяч), вооружение, боеприпасы, авиационное горючее, запасные части к самолетам и другой технике и прочее авиационно-техническое имущество, без которого невозможна была бы нормальная эксплуатация всех поступавших по ленд-лизу средств.
Что
касается тактико-технических
характеристик поставлявшихся
по ленд-лизу в Советский
Союз боевых самолетов,
то это тоже очень
интересная тема. Приведу
лишь одну цитату из
фундаментальной
монографии:
“Эскадрилья, полк,
дивизия, которыми последовательно
командовал А.И.Покрышкин,
начиная с 1943 года и
до конца войны, летали
на Р-39. Мастерство и
отвага советских летчиков
принесли славу и “Аэрокобре”.
Из американской газеты 1944 года: “...Истребители “Аэрокобра” - лучшие в мире! Пятнадцать советских асов, воюющих на “кобрах”, сбили пятьсот самолетов нашего общего врага - фашизма! Покрышкин, Глинка, Глинка, Речкалов, Клубов, Федоров, Труд, Трофимов...”. Конечно, в этом газетном утверждении по поводу “лучшего в мире” допущено определенное преувеличение. Но нельзя не отметить, что нашим летчикам “Аэрокобра” пришлась, что называется, “по душе”. Легкая и послушная в управлении, простая по технике пилотирования и вполне доступная для освоения летчику средней квалификации, обладающая мощным вооружением и отличной безотказной радиосвязью, в руках опытного летчика “Аэрокобра” становилась грозным оружием.
История “Трассы” изобилует множеством примеров и трагедий, и побед, и успехов, и неудач, примеров взаимовыручки войсками двух армий - союзников.
Эпопея "АлСиба" занимала заметное место в широко известной переписке лидеров трех союзных держав - Сталина, Рузвельта, Черчилля, в которой определялась вся стратегия войны.
С 1992 года прошло девять лет, а об "АлСибе" мы узнаем лишь из нескольких публикаций в "Труде" и двух - трех изданий - мемуаров, которые выходили мизерными тиражами и стали незаметными на фоне волны публикаций о насилии и политиканстве.
Надо добавить, что усилиями российской и американской общественных организаций "Комитетов ветеранов 2-й мировой войны" в 1990 году были организованы встречи ветеранов "АлСиба" на Аляске и на Чукотке.
Федерацией любителей авиации СССР под руководством Международного Фонда авиационной безопасности по приглашению АОРА США и Канады в 1990 году был совершен мемориальный перелет на 8 учебно-тренировочных самолетах по трассе "АлСиба". Хотя этот перелет так и остался незамеченным для большинства граждан России. В американских средствах массовой информации СМИ перелет освещался очень широко, всем его участникам наглядно стало видно, что эта трасса мужества и беспримерного напряженного труда была местом настоящего подвига и примером единения двух великих народов против общего врага - фашизма.
К концу 1998 года на аэродромах построенных специально для перегонщиков, а потом немало послуживших освоению восточных регионов России и развитию газовых, нефтяных, золотых промыслов, мало, что осталось оттого, что напоминало бы о перегонке - всего три маленьких музея. Зато по всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть останки самолетов в непроходимых болотах, тайге, как обелиски они остались лежать на сопках. Некоторые упавшие самолеты до сих пор хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев.
Иную картину можно повсеместно наблюдать в Канаде и на Аляске, где проходила американская часть трассы - во всех городах музеи и мемориальные комплексы, ухоженные кладбища, ежегодные празднования и чествования ветеранов, сохраняются все предметы, напоминающие перегонку, от искореженных лопастей до солдатских ложек, от целехонькой “Каталины” до старой фотографии. У нас тоже осталось немало реликвий тех лет: забытые и брошенные на произвол судьбы ветераны, которым есть что вспомнить и рассказать потомкам; разбросанные по всей трассе погибшие самолеты, хранящие до сих пор своих пилотов; разваливающиеся избушки трех маленьких музеев в пустеющих далеких сибирских поселках.
К сожалению, многое по прежнему остаётся невыясненным во взаимоотношениях между Советским Союзом и США, но подводя итоги данного раздела можно сказать, что экономическая помощь союзников была своевременной и сыграла не последнюю роль в разгроме общего врага. Полученные по ленд-лизу от США взаймы военная техника, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырьё и продовольствие имели огромное значение как для нашей армии и так и для всего народа.
Заключение
За последние годы в связи с “демократическими” преобразованиями в стране меняется отношение к тем факторам, которые стали залогом Победы в Великой Отечественной войне. Которые привели к тому что, несмотря на четыре труднейших, требовавших неимоверных сил народа, в годы Великой Отечественной войны наша страна создала могущественный фронт освободительной борьбы против гитлеровского фашизма, возвеличила в глазах народов всего мира роль и значение Советского Союза. Но как бы ни изменились ныне социально-экономические и политико-идеологические условия, нельзя не признать, что в победу СССР над гитлеровской Германией обеспечили и внесли вклад своей помощью наши Западные союзники, единство фронта и тыла, единство правительства и народа.
Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 государство. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. человек. Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60—70% национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов, 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн. артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн. пулемётов, 53 млн. винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень.
Информация о работе СССР и союзники. Вклад в победу над фашизмом