СССР в годы перестройки 1985-1991гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:43, контрольная работа

Описание

На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, можно попытаться рассмотреть это время в истории нашего государства, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.
Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятный период в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин образования и распада союзного государства можно выделить множество.
Понятие «перестройка» весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом перестройка, как совокупность государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно-политических институтов СССР, происходивших в период 1985-1991 годов.
В середине 80-х руководство КПСС провозгласила курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь1917 года в России. Итак, термин «перестройка»появился в нашей политической лексике в 1985 году.

Содержание

Введение
1. Этапы перестройки
-первый этап 1985-1986гг
-второй этап 1987-1989 гг
-третий этап 1989-1991гг
2. Начало экономических и политических реформ.
3. Советская политика “нового политического мышления” на международной арене и её результаты
4. Обострение межнациональных отношений
5. Распад СССР и образование СНГ
Заключение
Сисок использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

история оригинал.docx

— 35.96 Кб (Скачать документ)

 

 

 

  1. Начало экономических и политических реформ.

        Первые годы перестройки показали Горбачеву, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Существовали две альтернативы развития СССР. Первый вариант мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа, второй вариант предполагал одновременно демократизацию и экономические реформы.

Чем руководствовался Горбачев и его  ближайшее окружение в выборе вариантов развития СССР судить сложно, но был избран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. В январе 1987 г. на Пленуме  ЦК КПСС на первый план выдвинулась  идея демократизации общественной жизни. Была разработана программа перестройки  внутрипартийной жизни и намечены основные направления политических преобразований в стране в целом.

Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа  реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации.

Однако в условиях, когда не проводились  меры по структурной перестройке  управления хозяйством, сохранялись  министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых  результатов. Упомянутые законы вступили в противоречие с оставшейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики.

Важную роль в осуществлении  реформ, вовлечении в политическyю жизнь широких слоев трудящихся сыграла политика гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения которых невозможно было сломать тоталитарный режим.

 

 

В ходе первого и в начале второго  этапов перестройки значительная часть  номенклатуры поддержала Горбачева.

 Одни - из-за осознания необходимости  перемен, другие - из карьерных  соображений (реформы сопровождались  интенсивными кадровыми перестановками). Но выйдя на первые позиции,  вторые ряды партаппаратчиков почувствовали угрозу своей власти в случае дальнейшего углубления реформ. Первым серьезным симптомом начавшегося в аппаратной среде сопротивления стало дело Б.Н. Ельцина, действия которого в Москве вызвали недовольство местной номенклатуры.

 В итоге на октябрьском  (1987) Пленуме ЦК КПСС Ельцин  был выведен из состава Политбюро  и снят со своих постов. Для  противников перестройки это  стало сигналом к атаке, а  радикально настроенные круги  использовали неуклюжие действия  властей против Ельцина, замалчивание  объективной информации о нем  для формирования образа борца  за интересы народа, пострадавшего  за правое дело.

Обострение борьбы за власть уже  на втором этапе перестройки активизировало национальные движения в союзных  республиках. Первые митинги и демонстрации в период перестройки носили национальный характер. 7 мая 1987 г. в Москве прошел митинг общества «Память», на котором  по просьбе его участников выступил Ельцин.

 Еще раньше, в декабре 1986 Г., произошли массовые выступления  казахской молодежи в Алма-Ате  после отстранения от власти  Д.А. Кунаева, которые прошли под лозунгом «Казахскому народу - казахского лидера».

В начале 1988 г. вновь вспыхнул ожесточенный конфликт в Нагорном Карабахе (область  Азербайджана, населенная преимущественно  армянами). Призывы к воссоединению  Карабаха с Арменией вызвали ответную реакцию в Азербайджане. Противостояние на национальной почве постепенно переросло  в вооруженный конфликт, а центральные  власти не смогли приложить нужных усилий для его разрешения. Появилась  первая «горячая точка» в СССР.

 

 

 

  1. Советская политика “нового политического мышления” на международной арене и её результаты

 

          В первые годы после прихода к власти администрация М. С. Горбачева подтвердила традиционные внешнеполитические приоритеты СССР. Однако в рамках провозглашенной внешнеполитической доктрины, получившей название "нового политического мышления", эти ориентиры подверглись существенной корректировке.

        "Новое политическое мышление" предусматривало: отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов различных государств; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными).

      Ведущим внешнеполитическим направлением стало развитие взаимоотношений с США. С 1985 г. встречи М. С. Горбачева с президентами США стали ежегодными. Были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

          "Урожайным" на внешнеполитические события оказался 1989 г. В феврале был завершен вывод советского ограниченного контингента из Афганистана. Начался вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы и ряда стран Азии. Советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Были нормализованы отношения, налажено экономическое и культурное сотрудничество с Китаем.

Существенной корректировке подверглось  и восточное направление внешней  политики. СССР отказался от прямого  вмешательства во внутренние конфликты  в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии  и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. Все это способствовало ослаблению международной напряженности. Однако осложнились отношения внутри социалистического лагеря.

В результате вывода войск СССР и "бархатных  революций" в странах Восточной  Европы к власти пришли руководители, которые во внешней политике ориентировались  на Запад. В 1991 г. официально прекратили свое существование Совет Экономической  Взаимопомощи и Организация Варшавского  Договора.Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР стремительно терял инициативу в международных делах.

Прекращение существования СССР сделало  США единственной супердержавой  мира. В декабре 1991 г. американский президент  поздравил свой народ с победой  в "холодной войне".

 

  1. Обострение межнациональных отношений 

        Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшилась. В условиях развития гласности и демократии начались открытые национальные конфликты: - митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации (1986); - создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений (с 1988 г.), требовавших выхода из СССР; - Карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном. В 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между двумя республиками.

     Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор; - трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли; - волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989 г.); - межэтнические столкновения в Киргизии (1989 г.);- вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г). С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов».

 Декларации о суверенитете  приняли большинство союзных  республик. В этот процесс внесла  свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов  РСФСР 907 голосами против 13 принял  Декларацию о государственном  суверенитете. В настоящее время  этот день - национальный праздник  Российской Федерации.

      В этих условиях руководство СССР приняло решение о начале разработки нового союзного договора, который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром. Но конфликты между республиками и Москвой продолжались.

В январе 1991 г. резко обострилась  ситуация в Литве, которая принимала  законы, направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели  к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек.

 Эти события вызвали бурный  резонанс в мире и внутри  страны, скомпрометировав высшее  советское руководство, и прежде  всего М.С. Горбачева. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по  вопросу о сохранении СССР; 76 % голосовавших высказались за  сохранение Союза. Шесть республик  (Литва, Латвия, Эстония, Армения,  Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум. Одновременно прошел российский  референдум о введении поста  Президента РСФСР (70 % проголосовали  «за»).

     Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., на которых победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3 % голосов. В подмосковной государственной резиденции Новоогарево в апреле 1991 г. начались консультации М.С. Горбачева и руководителей девяти союзных республик об условиях сохранения СССР («9+1»).

Они проходили очень трудно, но ценой серьезных уступок М.С. Горбачева  лидерам республик к концу  июля 1991 г. был подготовлен текст  нового союзного договора, содержание которого носило крайне противоречивый характер. Объединение республик  в новом Союзе Суверенных Государств предполагалось на конфедеративной основе. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

 

 

 

 

  1. Распад СССР и образование СНГ

        Последние месяцы 1991 года стали временем окончательного распада СССР. Был распущен съезд народных депутатов, радикально реформирован Верховный Совет, ликвидировано большинство союзных министерств. Высшим органом стал Государственный Совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик.

 Первым решением госсовета  стало признание независимости  Литвы, Латвии и Эстонии. 11 марта  1990 года Литва первой из союзных  республик провозгласила независимость  и выход из Советского Союза. 1 декабря на Украине был проведён  референдум, и большинство высказалось  о независимости республики. 7-8 декабря  1991 года президенты России и  Украины Ельцин и Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, объявили о прекращении существования СССР и образования в составе трёх республик Содружества Независимых Государств СНГ.

 В дальнейшем в СНГ вошли  все бывшие республики СССР, за  исключением прибалтийских.

Итак, перестройка зашла в тупик, что привело власть к кризису. В итоге СССР распался, а Горбачёв, находясь в безвыходном положении, легко ушёл от ответа, просто сняв с  себя полномочия президента, потому что  СССР уже не существовало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев основные экономические  и политические преобразования в  эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чего добивался Горбачев, и что в реальности мы получили.

Рассмотрим сначала проблемы перестройки  с точки зрения частной собственности  номенклатуры или бюрократической  машины советского государства. То есть для чего нужна была перестройка  номенклатуре и что в действительности она получила?

Наиболее активная часть либерально-демократической  интеллигенции или так называемые «прорабы перестройки» в большинстве  своем это были люди, так или иначе связанные с властью.

      Массовые отряды собственно номенклатуры - и хозяйственной и даже политической - вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслись к «антикоммунистической революции». Поэтому она и произошла так легко, бескровно в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд.

    Ну и наконец, совершенно очевидным стал характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно номенклатура (и ее «дочерние отряды» вроде так называемого комсомольского бизнеса) прежде других обогатилась в ходе раздела собственности. Получили права гражданства термины «номенклатурная приватизация», «номенклатурный капитал (капитализм)», «номенклатурная демократия».

        В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М. Геллер писали: « Приближаясь к своему 70-летию, государство, рожденное в октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя мировая империя. Над советской зоной - от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы - никогда не заходит солнце... Успехи системы очевидны». Именно таким было мироощущение Запада, панически боявшегося советской агрессии.

Несмотря на такие мироощущения, крах коммунистической системы все-таки произошел. 1985-1991 годы - конец коммунизма.

 Начинается открытая номенклатурная  приватизация, частная собственность  узаконивается, о реально-государственной  (тоталитарной собственности) уже  и речи нет. Номенклатура открыто  превращается в капиталистическую. К концу этого периода строй похож уже не на «империализм» в классически - ленинском описании, а на что-то переходное к «западной» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму.

 Политически все это идет  на фоне тотального разгрома  государства, полностью проигравшего  психологическую и холодную войну как во внешнем мире, так и внутри страны. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего могущественного государства СССР.

Информация о работе СССР в годы перестройки 1985-1991гг