Автор работы: u**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:47, реферат
Цель данной работы: Изучить основные направления внутренней и внешней политики СССР в 60-80 годы 20 века. исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать политическую ситуацию в стране в период с 1960-1980 г;
2) Определить трудности и проблемы социально-экономического развития СССР в данный период(1960-1980);
3) Изучить внешнеполитическую ситуацию СССР в 60-80гг;
4) Выяснить как протекало развитие кризисных явлений в указанный период (1960-1980).
Введение
1. Социально-экономическое развитие (1960-1980)
2. Внешняя политика СССР (1960-1980)
3. Нарастание кризисных явлений
Заключение
Список литературы
Таким образом, застойные явления в экономике и социальной жизни, усилившиеся в 70-х годах, к середине 80-х годов подвели страну к предкризисной ситуации.
Возникновение предкризисного состояния нашего общества можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относятся особенности развития нашей страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла сложная демографическая ситуация, удаление источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая коньюктура, возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета и на помощь союзникам.
Особенности и итоги предыдущих лет развития страны также способствовали складыванию предкризисного состояния.
Такие процессы, как, например, чрезмерная централизация управления экономикой, огосударствление кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производства они стали проявляться более отчетливо.
Диагноз
положения, в котором оказалось развитие
нашего общества - застой.
Внешнеполитическая деятельность в 70-х - годов была направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития общества, на формирование и утверждение нового типа международных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "застоя" сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезные просчеты.
Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным направлениям;- развитие отношений с социалистическими странами;- поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами;- укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися государствами;- борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.
Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи(СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией.
В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз", космическая программа "Интеркосмос", строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508 млн.т. Причем цена на нефть была значительно ниже мировой.
Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшавского Договора (ОВД). Практически ежегодно в 70 - 80-е годы проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 года в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.
Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под угрозу политическую систему, возникла в Чехославакии. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и подавление враждебных сил.
Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой.
Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Укрепились связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного сотрудничества.
Наряду с усиленными экономическими связями политическое взаимодействие было крайне незначительно. Особую позицию занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма.
Отношения же СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно подорваны. Советско-албанские отношения были прерваны еще в 1961 году.
В жесткой конфронтации СССР находился с Китайской Народной Республикой.
Обострение отношений между ними началось еще в конце 50-х годов, а в середине 60-х годов, с началом "культурной революции", китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 годах из страны выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. В 1969 году на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районах острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинске (Средняя Азия). На протяжении 70-х годов Китайская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и смерти Л.И. Брежнева в 1982 году отношения между двумя странами стали улучшаться.
Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась"разрядка" во взаимоотношениях СССР и Франции. Президент Франции Шарль де Голь посетил Москву летом 1966 года. В 1966 - 1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж.Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ "Принципы сотрудничества между СССР и Францией".
Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 года на выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 года. В этом договоре были признаны нерушимыми западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно.
Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.
Аналогично развивались отношения СССР с большинством европейских и неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 году начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то, что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и военными державами.
После второй мировой войны международные события так или иначе были связаны с противостоянием великих держав. Соединенные Штаты, проводя политику гегемонии в мировых делах, встречали противодействие Советского Союза. Так было в Корейской войне 1950-1953 гг., так происходило и в период войны США во Вьетнаме в 60 - 70-е годы. В мае 1972 года в Москву прибыл президент США Р.Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В 1973 - 1976 гг. страны обменялись визитами руководителей государств, на которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы.
Пиком "разрядки", как называли процесс 70-х годов политические деятели, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки
Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г.
В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире. Однако с начала 80-х годов произошло резкое ухудшение отношений СССР с Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Новый президент США Р.Рейган объявил СССР "империей зла" и провозгласил "крестовый поход" против коммунизма.
Важным направлением внешней политики Советского Союза было укрепление позиций в странах "третьего мира", развитие экономического, политического и военного сотрудничества.
Победа Вьетнама в войне с США в 1975 году ознаменовала собой апогей периода поступательного движения социализма в этом регионе. В 60-70-х годах постепенно возрастало количество стран, которые выбрали путь социалистической ориентации. В первую очередь это касалось Африканского и Азиатского континентов.
В 1967 году вспыхнула арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников.
В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало повстанческие движения в различных странах, прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако здесь его влияние постепенно стало падать и уступать китайскому, которое возрастало в силу территориальной близости и наличия в этих странах большого количества этнических китайцев.
В 60-70-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Африке (Ангола, Эфиопия, Мозамбик), а также лидеров некоторых стран, проводивших дружественную СССР политику.
Крупный международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Афганские события понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической сферы.
60-70-е
годы в международных
Развернувшаяся
"холодная война" потребовала огромных
военных расходов, так как была связана
с производством дорогостоящих видов
ядерного и ракетного оружия, других видов
вооружения и военной техники. Так за 32
послевоенных года (с 1946 по 1977 гг.) прямые
военные расходы США превысили 1800 млрд.
долларов, то есть составили фантастическую
величину в 3,5 раза больше всего основного
капитала обрабатывающей промышленности
США. Приведенные данные означают, что
крупный скачок в гонке вооружений развернулся
в начале 80-х годов. Советское государство
было вынуждено принимать адекватные
меры, чтобы добиться военного равновесия.
Величайшим трудом советского народа
к середине 70-х годов военное равновесие
с США было достигнуто. Оно опиралось на
созданный экономический и научно-технический
потенциал, военно-промышленный комплекс.
Новый виток гонки вооружений, начатой
в 80-х годах, потребовал еще больших усилий
и в условиях начавшегося спада производства
оказался непомерным. Послевоенный мир
был достигнут дорогой ценой, хотя в этот
период в мире полыхали многочисленные
войны и военные конфликты, мировой войны
удалось избежать. В этом был главный результат
внешнеполитической и военно-политической
деятельности Советского руководства.
Информация о работе СССР в контексте мировых общественных процессов 60-80-х годов 20 века